Благодать бессмертия в аду

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Отец Герман, благословите!

Бог бессмертен по Своей сущности, а человек по благодати Божьей. Какие Вам известны богословские мнения о том, для чего Бог будет поддерживать Своей благодатью бессмертие тех, кто в аду?
Варианты ответа, которые я слышал, хотел бы привести после Вашего ответа.

Благодарю!
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!

Вероятно начать можно с известного "Дары Божии непреложны" (Рим. 11:29). Дар бытия, в том числе. У преп. Максима Исповедника есть интересная градация "логос (в данном контексте можно истолковать как "путь", "способ", "благодать") бытия - логос благобытия - логос вечного благобытия". Первый мы приобретаем в момент творения, второй - становясь святыми, третий - в жизни будущего века. Логосов "плохобытия" и "вечного плохобытия" нет, те кто живет недостойно на земле и оказываются в аду остаются просто в бытии.
Подобную мысль высказывает и свт. Григорий Нисский, делая очень осторожный вывод, что раз "плохобытие" не фиксируется в вечности, то возможно и исправление даже в аду. В некотором смысле даже пребывание в аду лучше чем полное небытие. Соответственно и поддержание такого состояния для грешника есть милость Божия, вернее ее сочетание с Божественной справедливостью.
Достаточно близка к этой мысли и иная интерпретация - в жизни будущего века будет свет и благодать, но для грешников они будут обличением их нечистой совести. Т.е. выбор рай/ад происходит как реализация того, как сам человек себя построил еще в земной жизни.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Благодарю за ответ!

Вот варианты мнений, которые я слышал:

1. Мы можем предположить, что даже такое бытие, лучше, чем небытие (некоторые аналогии можно наблюдать и в нашем мире).
Например, ответ прп. Иоанна Дамаскина: Почему Бог, провидя, что диавол будет зол, сотворил его?

2. Благодать всегда даётся человеку для исправления, благодати на погубление не бывает, т.к. Бог свят и благ. Тот, кто не хочет принимать благодать для спасения, мучается от противления ей, упорствует во зле. Таким образом он сам себя мучает, это самоистязание.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Собственно, эти мнения я попытался воспроизвести. Они не противоречат, а дополняют друг друга.

В древности было еще одно мнение, одним из первых его выразил Феофил Антиохийский:"Бог сотворил человека средним, ни совершенно смертным, ни бессмертным, но способным к тому и другому" (2 послание к Автолику 24), если человек идет к Богу - он становится бессмертным. Грешник же этого бессмертия не имеет, стало быть "смерть вторая" для него станет полным и окончательным уничтожением и переходом в небытие.
В IV-VI веках подобных мнений придерживались некоторое количество отцов, но со временем (скорее всего после кризиса иконоборчества) оно полностью исчезло.
 
Православный христианин
Здравствуйте! Хотелось бы узнать мнение таких св.отцов как Василий Великий, Григорий Нисский, Ефрем Сирин и Исаак Сирин и Иоанн Златоуст о конечности адских мук! Так как профессор МДА А.И Осипов считает что муки в аду не бесконечны и приводит цитаты из творений этих отцов и евангелия! И каково мнение Церкви в целом?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!
Ответ на Ваш вопрос займет много страниц текста и по объему тянет на приличную статью, а если по-хорошему, то и книги. Если Вам нужны цитаты Святых Отцов на эту тему, лучше воспользоваться поиском в интернете (как минимум) самостоятельно.
 
Сверху