Благочестие. Аврам и Лот

Ростов Великий
Православный христианин
Быт.13.5-13. Благочестие. Аврам и Лот



быт13:5 И лоту ходящу со аврамом бяху овцы, и волы, и кущы.

быт13:6 И не вмещаше их земля жити вкупе, яко имения их бяху многа: и не можаху жити вкупе.

быт13:7 И бысть распря между пастухи скота аврамля и между пастухи скота лотова: хананее же и ферезее тогда живяху на земли (той).

быт13:8 Рече же аврам лоту: да не будет распря между мною и тобою, и между пастухи твоими и между пастухи моими, яко человецы братия мы есмы:

быт13:9 не се ли вся земля пред тобою есть? Отлучися ты от мене: аще ты на лево, аз на десно: аще же ты на десно, аз на лево.

быт13:10 И возвед лот очи свои, виде всю окрестную страну иорданскую, яко вся напаяема бяше водою, прежде неже низвратити Богу содом и гоморр, яко рай Божий, и яко земля египетска, даже приити до зогора:

быт13:11 и избра себе лот всю окрестную страну иорданскую, и отиде лот от востока: и разлучистася кийждо от брата своего.

быт13:12 Аврам же вселися в земли ханаанстей, лот же вселися во граде окрестных стран и вселися в содоме.

быт13:13 Человецы же сущии в содоме зли и грешни пред Богом зело.

*

Для подвижника важно всегда предпочитать божественное.

Быть благочестивым от всего сердца.

Иначе всегда есть вероятность отлучиться от «востока», как это произошло с Лотом.

Именно поэтому Бог повелел Авраму выйти из земли (человеческих мнений), рода (отношений рода и семьи) и дома отца (обычаев жизни).

Лот не вышел из них, что свидетельствуют рожденные им Моав (от отца моего) и Аммон (от рода моего).

Потому избрал земные блага вместо небесных. Противоестественное вместо естественного.

*

Человек предпочитающий земное (моавляне и аммонитяне), хоть в чем-то, никогда не войдет в Храм Божий.

**
 
Ростов Великий
Православный христианин
А разве Авраам вознесся на небо? Он ведь тоже осел на земле и стал очень богатым, гораздо богаче Лота. Мне кажется, здесь конечный вывод немного неправильный.

Жизнь в вечности духовна.

Авраам в духе (вере) имеет участие со всеми верующими христианами (своим семенем).


мф8:8 И отвещав сотник, рече (ему): Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши: но токмо рцы слово, и изцелеет отрок мой:

мф8:9 ибо аз человек есмь под властию, имый под собою воины: и глаголю сему: иди, и идет: и другому: прииди, и приходит: и рабу моему: сотвори сие, и сотворит.

мф8:10 Слышав же Иисус, удивися, и рече грядущым по нем: аминь глаголю вам: ни во израили толики веры обретох.

мф8:11 глаголю же вам, яко мнози от восток и запад приидут и возлягут со авраамом и исааком и иаковом во Царствии небеснем:

мф8:12 сынове же царствия изгнани будут во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом.


Думаю, Авраам, Исаак и Иаков есть образы праведной жизни для всех христиан.

Авраам - в вере.

Исаак - в созерцании Бога.

Иаков - в умном ведении Бога.


**
 
Ростов Великий
Православный христианин
Быт.13.5-13. Порядок благочестия



быт13:5 И лоту ходящу со аврамом бяху овцы, и волы, и кущы.

быт13:6 И не вмещаше их земля жити вкупе, яко имения их бяху многа: и не можаху жити вкупе.

быт13:7 И бысть распря между пастухи скота аврамля и между пастухи скота лотова: хананее же и ферезее тогда живяху на земли (той).

быт13:8 Рече же аврам лоту: да не будет распря между мною и тобою, и между пастухи твоими и между пастухи моими, яко человецы братия мы есмы:

быт13:9 не се ли вся земля пред тобою есть? Отлучися ты от мене: аще ты на лево, аз на десно: аще же ты на десно, аз на лево.

быт13:10 И возвед лот очи свои, виде всю окрестную страну иорданскую, яко вся напаяема бяше водою, прежде неже низвратити Богу содом и гоморр, яко рай Божий, и яко земля египетска, даже приити до зогора:

быт13:11 и избра себе лот всю окрестную страну иорданскую, и отиде лот от востока: и разлучистася кийждо от брата своего.

быт13:12 Аврам же вселися в земли ханаанстей, лот же вселися во граде окрестных стран и вселися в содоме.

быт13:13 Человецы же сущии в содоме зли и грешни пред Богом зело.

*

Содом (горение)

*

Благочестие предполагает определенный порядок предпочтений.

На первом месте всегда следует полагать Бога.

На втором — мужа или жену.

На третьем — родителей.

На четвертом — детей.

На пятом — работу, здоровье, ...

То есть, всегда следует действовать не ради сотворенного, но ради Бога.

Если так будем действовать (аврам), то наша душа будет выстраиваться естественно.

Если какую-то вещь поставим выше Бога (лот), то противоестественно (страстно, неразумно).

*

Признаком противоестественного устроения души является неразумное устремление к чему-то сотворенному.

Страстно можно устремлять ко всякой вещи, даже и к той, которая бывает похвальна на своем месте и в свое время, но в случае неразумного устремления становится идолом.

Идола можно устроить из монашества, послушания, безмолвия, следования отцам … , если пользоваться ими неразумно, нарушая порядок благочестия.

**
 
Православный христианин
Быт.13.5-13. Порядок благочестия
быт13:5 И лоту ходящу со аврамом бяху овцы, и волы, и кущы.
быт13:6 И не вмещаше их земля жити вкупе, яко имения их бяху многа: и не можаху жити вкупе.
быт13:7 И бысть распря между пастухи скота аврамля и между пастухи скота лотова: хананее же и ферезее тогда живяху на земли (той).
быт13:8 Рече же аврам лоту: да не будет распря между мною и тобою, и между пастухи твоими и между пастухи моими, яко человецы братия мы есмы:
быт13:9 не се ли вся земля пред тобою есть? Отлучися ты от мене: аще ты на лево, аз на десно: аще же ты на десно, аз на лево.
быт13:10 И возвед лот очи свои, виде всю окрестную страну иорданскую, яко вся напаяема бяше водою, прежде неже низвратити Богу содом и гоморр, яко рай Божий, и яко земля египетска, даже приити до зогора:
быт13:11 и избра себе лот всю окрестную страну иорданскую, и отиде лот от востока: и разлучистася кийждо от брата своего.
быт13:12 Аврам же вселися в земли ханаанстей, лот же вселися во граде окрестных стран и вселися в содоме.
быт13:13 Человецы же сущии в содоме зли и грешни пред Богом зело.
Так в Быт. 13:5-13 как этот порядок прочитывается, на что смотреть?
 
Православный христианин
Для подвижника важно всегда предпочитать божественное.

Быть благочестивым от всего сердца.

Иначе всегда есть вероятность отлучиться от «востока», как это произошло с Лотом.

А разве Лот отлучился от Бога? Он разошелся с Авраамом, и то лишь потому, что стали возникать конфликты между их слугами, а не между ними. Если Авраам в Вашем примере есть образ подвижника, то Лот вполне сойдет за мирского жителя. Тут может возникнуть законный вопрос: «Кому жить было проще?» Бездетному Аврааму в Мамврийской дубраве, или семейному Лоту рядом с «шумным мегаполисом»

Именно поэтому Бог повелел Авраму выйти из земли (человеческих мнений), рода (отношений рода и семьи) и дома отца (обычаев жизни).

Почему Бог повелел Аврааму уйти из дома, известно одному Богу. Может потому, что его отец Фарра к тому времени стал идолопоклонником, а может потому, что желал проверить его веру. Выйти из отношений рода, если честно, кажется весьма сомнительным. Почему бы тогда и от Сарры не уйти. А обычаи жизни все равно вгрызаются человеку с воспитанием, так что от этого бежать бесполезно.

Лот не вышел из них, что свидетельствуют рожденные им Моав (от отца моего) и Аммон (от рода моего).

Ладно бы Моав и Аммон случились по воле Лота. Не забывайте, что дочери его опоили, ибо испугались, что не будет у них потомства и вымрет род отца их. Кстати, по околоцерковному преданию, в этом грехе Лот ходил каяться Аврааму и чем все закончилось, кто не знает, можете прочитать по ссылке. (http://www.pravoslavie.ru/36582.html)

Потому избрал земные блага вместо небесных. Противоестественное вместо естественного.

Это можно сказать про жену Лота(и то, только по первому предложению), но не про него. Читайте ссылку выше
 
Ростов Великий
Православный христианин
А разве Лот отлучился от Бога? Он разошелся с Авраамом, и то лишь потому, что стали возникать конфликты между их слугами, а не между ними. Если Авраам в Вашем примере есть образ подвижника, то Лот вполне сойдет за мирского жителя. Тут может возникнуть законный вопрос: «Кому жить было проще?» Бездетному Аврааму в Мамврийской дубраве, или семейному Лоту рядом с «шумным мегаполисом»



Почему Бог повелел Аврааму уйти из дома, известно одному Богу. Может потому, что его отец Фарра к тому времени стал идолопоклонником, а может потому, что желал проверить его веру. Выйти из отношений рода, если честно, кажется весьма сомнительным. Почему бы тогда и от Сарры не уйти. А обычаи жизни все равно вгрызаются человеку с воспитанием, так что от этого бежать бесполезно.



Ладно бы Моав и Аммон случились по воле Лота. Не забывайте, что дочери его опоили, ибо испугались, что не будет у них потомства и вымрет род отца их. Кстати, по околоцерковному преданию, в этом грехе Лот ходил каяться Аврааму и чем все закончилось, кто не знает, можете прочитать по ссылке. (http://www.pravoslavie.ru/36582.html)



Это можно сказать про жену Лота(и то, только по первому предложению), но не про него. Читайте ссылку выше

Вам хочется оправдать Лота.

Привожу свидетельство Писания о том, что порождения Лота враждебны израилю и Богу.

пс82:1 Песнь псалма асафу.

пс82:2 Боже, кто уподобится тебе? не премолчи, ниже укроти, Боже:

пс82:3 яко се, врази твои возшумеша, и ненавидящии тя воздвигоша главу.

пс82:4 На люди твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя твоя.

пс82:5 Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя израилево ктому.

пс82:6 Яко совещаша единомышлением вкупе, на тя завет завещаша:

пс82:7 селения идумейска и исмаилите, моав и агаряне,

пс82:8 гевал и аммон и амалик, иноплеменницы с живущими в тире:

пс82:9 ибо и ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом лотовым:



Покаяние и делание соединения Лиц Троицы, которое "околоцерковное предание" приписывает Лоту, прилично православному подвижнику, упражняющемуся в умно-сердечной молитве.

Такое делание невозможно без содействия Святого Духа, которого не было во времена Лота, так как Христос не был прославлен.

*

Подумал, о еще более важной причине осторожно относится к Лоту. Его имени нет в родословии Христа.



**
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вам хочется оправдать Лота.

Зачем? Его не зачем оправдывать, так как Церковь признает его святость и 22 октября день общецерковного почитания праведного Лота. Церковь по этому поводу все давно решила за нас, так что частное мнение имеет право на существование, но роли никакой не играет. Если бы играло, то это уже попытка дестабилизации церковных традиций, что подпадает под категорию ересей и расколов.

А пишу я об этом потому, что в данной теме представлено только одно мнение. Его неплохо разбавить, чтобы читающая аудитория могла проанализировать и сравнить различные точки зрения.

Подумал, о еще более важной причине осторожно относится к Лоту. Его имени нет в родословии Христа.

Очень слабый аргумент, так как в этом родословии так же нет: Мелхиседека, Еноха, Моисея, Иисуса Навина, Самуила, Нафана, Илии, Елисея, Авдия, Ионы, Иоля, Амоса, Осии, Даниила, Анании, Азария, Месаила… и имже несть числа, а сообразуясь с Вашей логикой, мы рискуем поставить их святость под сомнение.

Такое делание невозможно без содействия Святого Духа, которого не было во времена Лота, так как Христос не был прославлен.

Нисшел на меня Дух Господень и сказал мне… (Иез. 11:5)

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня (Пс. 50:13)

Я исполнен силы Духа Господня (Мих. 3:8)
 
Последнее редактирование:
Ростов Великий
Православный христианин
Сергий, Вы смотрите на Лота, как на христианского подвижника, а я, как на участника божественных судеб.

Желаю Вам достичь в следующую меру христианского возраста:

пс118:7 Исповемся тебе в правости сердца, внегда научитимися судбам правды твоея.

**
 
Православный христианин
Сергий, Вы смотрите на Лота, как на христианского подвижника, а я, как на участника божественных судеб

Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, – другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» – Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это – душевредно».

Необходимо подвижнику и каждому христианину отличить то, что предоставлено его пониманию, от того, что предоставлено лишь его созерцанию. Уму ограниченному не естественно понимать со всею удовлетворительностию действия ума неограниченного, ума Божия; тщетное усилие к пониманию и объяснению того, что превыше понимания, ведет единственно к заблуждениям, к богохульству, к ересям и безбожию
(https://azbyka.org/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/otechnik/1)
 
Ростов Великий
Православный христианин
Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, – другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» – Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это – душевредно».

Необходимо подвижнику и каждому христианину отличить то, что предоставлено его пониманию, от того, что предоставлено лишь его созерцанию. Уму ограниченному не естественно понимать со всею удовлетворительностию действия ума неограниченного, ума Божия; тщетное усилие к пониманию и объяснению того, что превыше понимания, ведет единственно к заблуждениям, к богохульству, к ересям и безбожию
(https://azbyka.org/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/otechnik/1)


Сергий!

Вы привели неудачный пример.

История с Антонием рассказывает о том, что не следует заниматься исследованием ненужного, оставив необходимое, или делать это прежде обретения соответствующих навыков.

То есть, авва Антоний не всегда был аввой, но возрастал в христианском совершенстве многим подвижничеством и во многих искушениях.

Об одном из таких искушений и рассказывает повествование. Само содержание вопросов, о которых он размышлял, показывает его невысокое на то время (однажды) христианское совершенство.

Потому божественный голос предложил ему вернуться к полезному - к упражнению в добродетели.

В цитате:

пс118:7 Исповемся тебе в правости сердца, внегда научитимися судбам правды твоея.

речь идет об устроении добродетели (правда = добродетель) в душе подвижника.

Собственно об этом и данная тема. Буквально, о предпочитании божественного (о благочестии). Образом благочестивого поведения Писание показывает Авраама, а образом неправедного выбора Лота.

Попробуйте сообразить с какой целью Вы взялись противоречить. Если для этого нет серьезных оснований, то какой смысл тратить время на пустое.

**
 
Последнее редактирование:
Сверху