Библейские законы войны

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
Отец Олег, расскажите, пожалуйста, о библейских законах видения войны.
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
- Библейские законы ведения войны касались самых разных вопросов. Прежде всего, Библия устанавливает возраст призыва на военную службу. Сказано: «Исчислите все общество сынов Израилевых от двадцати лет и выше, по семействам их, всех годных для войны у Израиля» (Чис. 26, 2). Существовали и группы людей, которых на войну не брали, это левиты, некоторые категории людей и трусы. Сказано: «А левиты по поколениям отцов их не были исчислены между ними (то есть между призванными на войну, — О. С.(Чис. 1, 47).
О некоторых категориях лиц, сказано: «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его; и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее» (Втор. 20, 5—7).
О трусах закон Божий устанавливал следующее: «И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» (Втор. 20, 8).
Все эти группы людей освобождались от службы в армии.
Закон Божий устанавливал и то, как надо поддерживать духовную и физическую чистоту в воинском лагере. Читаем: «И пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши; и все одежды, и все кожаные вещи, и все сделанное из козьей шерсти, и все деревянные сосуды очистите» (Чис. 31, 19—20).
И еще: «Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого. Если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по захождении солнца может войти в стан. Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» (Втор. 23, 9—14).
Правила ведения сражения касались и нравственных, и даже экологических аспектов. Читаем: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир» (Втор. 20, 10). И еще: «Если долгое время будешь держать в осаде [какой-нибудь] город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление; только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его» (Втор. 20, 19—20).
Призыв «выбери нам мужей [сильных]» имел в виду сильных телом и духом людей, естественно исключал из их ряда трусов, чтобы трус «не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» (Втор. 20, 8).
Библия обязывает священников благословлять воинов, определенным образом.
Читаем: «Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас» (Втор.20:2-4).

Современной российской армии очень не хватает вот таких вот законов, которые оберегали бы и брачное ложе призывника, и его надел земли, и его дом, законов, которые касались бы нравственных и экологических аспектов.
 
Последнее редактирование:
г.Иваново
Православный христианин
Современной российской армии очень не хватает вот таких вот законов, которые оберегали бы и брачное ложе призывника, и его надел земли, и его дом, законов, которые касались бы нравственных и экологических аспектов.
Отче, у нас же коррупция, поэтому все бы стали "косить", если бы появились подобные законы.
 
Православный христианин
- Библейские законы ведения войны касались самых разных вопросов. Прежде всего, Библия устанавливает возраст призыва на военную службу. Сказано: «Исчислите все общество сынов Израилевых от двадцати лет и выше, по семействам их, всех годных для войны у Израиля» (Чис. 26, 2).
Существовали и группы людей, которых на войну не брали, это левиты, некоторые категории людей и трусы. Сказано: «А левиты по поколениям отцов их не были исчислены между ними (то есть между призванными на войну, — О. С.)» (Чис. 1, 47).
О некоторых категориях лиц, сказано: «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его; и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее» (Втор. 20, 5—7).
О трусах закон Божий устанавливал следующее: «И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» (Втор. 20, 8).
Все эти группы людей освобождались от службы в армии.
Закон Божий устанавливал и то, как надо поддерживать духовную и физическую чистоту в воинском лагере. Читаем: «И пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши; и все одежды, и все кожаные вещи, и все сделанное из козьей шерсти, и все деревянные сосуды очистите» (Чис. 31, 19—20).
И еще: «Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого. Если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по захождении солнца может войти в стан. Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» (Втор. 23, 9—14).
Правила ведения сражения касались и нравственных, и даже экологических аспектов. Читаем: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир» (Втор. 20, 10). И еще: «Если долгое время будешь держать в осаде [какой-нибудь] город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление; только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его» (Втор. 20, 19—20).
Призыв «выбери нам мужей [сильных]» имел в виду сильных телом и духом людей, естественно исключал из их ряда трусов, чтобы трус «не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» (Втор. 20, 8).
Библия обязывает священников благословлять воинов, определенным образом.
Читаем: «Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас» (Втор.20:2-4).

Современной российской армии очень не хватает вот таких вот законов, которые оберегали бы и брачное ложе призывника, и его надел земли, и его дом, законов, которые касались бы нравственных и экологических аспектов.
Здравствуйте Батюшка Олег, а при каких условия можно начинать войну? В каком случае война оправдана?
 
Москва
Православный христианин
Война не оправданна в любом случае...
Она всегда является, для верующих, вынужденной ответной мерою.
И война всегда - грех!
Хотя царь Давид, вел "войны Господа" (1Цар.25:28), Бог не позволил ему построить Иерусалимский Храм, потому что он пролил много крови, "по причине войн с окрестными народами" (3Цар.5:3).
 
Православный христианин
Война не оправданна в любом случае...
Она всегда является, для верующих, вынужденной ответной мерою.
И война всегда - грех!
Хотя царь Давид, вел "войны Господа" (1Цар.25:28), Бог не позволил ему построить Иерусалимский Храм, потому что он пролил много крови, "по причине войн с окрестными народами" (3Цар.5:3).
Я согласна с вами, но мне хочется понять к какой ситуации можно применить этот текст «Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими,да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и неужасайтесь их, ибо Господь Богваш идет с вами, чтобысразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас»(Втор.20:2-4).
Как я понимаю только в случае обороны или могут быть другие варианты? Например помощь соседнему государству.
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Именно к этой ситуации: "Когда же приступаете к сражению...".
Но! как "вынужденная мера", война не может быть не оборонительной.
Если у нас есть военные союзники, то по их просьбе мы можем воевать и на их территории.
Такие прецеденты есть в Библии.

130601_b_615x462.jpg
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
stenaev_4e4na.jpg


Освещая оружие на войне, я всегда говорил воинам, что теперь они не могут его использовать против мирного населения и не вооруженных людей. Останавливая агрессора, мы исполняем волю Христа, сказавшего: "ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф.26:52).
Именно так эти слова и понимал благоверный Александр Невский, который и перефразировал данные слова, словами: "Кто на Русь с мечем пойдет, от меча и погибнет".
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Война не оправданна в любом случае...
Она всегда является, для верующих, вынужденной ответной мерою.
И война всегда - грех!
Хотя царь Давид, вел "войны Господа" (1Цар.25:28), Бог не позволил ему построить Иерусалимский Храм, потому что он пролил много крови, "по причине войн с окрестными народами" (3Цар.5:3).
Батюшка а как же "Положить душу свою за други своя" (Ин. 15, 13)? По моему скромному мнению в любой жизненной ситуации как пример на войне очень много зависит и от того что ты хочешь делать (твоя побудительная религиозная мотивация помысел ) и что ты делаешь конкретно действие. И как это соотносится с учением Православной Церкви. Считаю что причина любой войны от начала лежит в Духовной сфере. Во время войны можно и Духовно пасть и совершить подвиг. Вы сами в одной из своих проповедей (не могу найти ссылку в сети) говорили о Свт Николае Японском и как он благословил Православных японцев на войну с Россией и из этого вышла потом милостью Божией польза для русских раненых и пленных и для развития Японской Православной Церкви в частности. Два противоположных действия 1) мой дед врач будучи сыном репрессированного человека пошел добровольцем на фронт прошел всю войну с фашизмом за Русь не за «коммунизм» воевал по совести ведь и Господь положил пределы народам и защищать ближнего оказывать ему помощь наш Христианский и духовный долг. 2) Другой мой близкий человек в ситуации Лк 21:10. восстанет народ на народ не стал воевать на Украине в гражданской войне против своих братьев ушел от ситуации которую он был один изменить не в силах а Поместная Церковь (даже в условиях угрозы собственного существования!) ни на какие действия кроме молитвы о мире не благословляла (вспоминается Патриарх Гермоген Минин с Пожарским и снятие польско-католической оккупации, Казанская Икона Богородицы и Торжество Православия…, но пока несостоялось), а молиться о мире и воспитывать детей в условиях Вавилона и в окружении хананеев достаточно сложно было всегда. Даже Патриархи имея Богообщения не очень то хотели жить с хананеянами. Думаю что эти люди правы. А вот человек который себя считает избранным (гордость) а других недочеловеками по любым причинам (превозношение) и недостойными жить (осуждение) и поэтому их надо изгонять и убивать (грех Каина) или перевоспитывать под себя (а Сам Бог сделал человека свободным ) ОЧЕНЬ сильно согрешает и в помысле и в действии независимо от окраски флага и места действия. Может ВОЙНА - это такая ситуация (епитимия), которая попускается Богом за согрешения для исправления человека, искупления греха и обращения человека на путь истинный пусть даже через страдания?!
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Когда мы берем в руку стальной меч, мы этим показываем, что разучились владеть мечем духовным, который есть Слово Божие.
Святые апостолы и их последователи, безо всякого военного конфликта, к 4-му веку пленили всю римскую империю.
А кто сравниться с древними римлянами в умении воевать?
Впрочем... я с Вами согласен, в том смысле, что если мы разучились владеть мечем духовным, приходиться браться и за другой меч.
Для того я и цитирую библейские принципы ведения войны...

Но! при этом нельзя забывать, что "проклят гнев... ибо жесток, и ярость... ибо свирепа" (Быт.49:7).
Следовательно! Благочестивым православным воином, и можно считать того, у кого гнев не перешел в жестокость, а ярость в свирепость.
Для этого и существуют библейские законы ведения воины!
 
Православный христианин
Когда мы берем в руку стальной меч, мы этим показываем, что разучились владеть мечем духовным, который есть Слово Божие.
Святые апостолы и их последователи, безо всякого военного конфликта, к 4-му веку пленили всю римскую империю.
А кто сравниться с древними римлянами в умении воевать?
Впрочем... я с Вами согласен, в том смысле, что если мы разучились владеть мечем духовным, приходиться браться и за другой меч.
Для того я и цитирую библейские принципы ведения войны...

Но! при этом нельзя забывать, что "проклят гнев... ибо жесток, и ярость... ибо свирепа" (Быт.49:7).
Следовательно! Благочестивым православным воином, и можно считать того, у кого гнев не перешел в жестокость, а ярость в свирепость.
Для этого и существуют библейские законы ведения воины!

Хорошо а Святой Александр Невский! Который мог бы в теории объединиться с католиками против монголов, но не поступил так . Почему? Потому что монголы не трогали при всем Иге нашей Веры Нашего Корня без которого мы и не русские и не Православные. А католики меченосцы, хотели не сколько поработить нас сколько уничтожить наше Духовное Ядро, Православную Веру Самое ценное что у нас есть! Значит войны за Веру (хоть убийство всегда грех и нельзя потом длительно Причащаться) Благословлялись и будут Благословляться Православной Церковью или я не правильно что то понял?
 
Москва
Православный христианин
Вы все поняли правильно, но от этого война не перестает быть чрезвычайным обстоятельством.
И на необходимой, - в некоторых обстоятельствах, - войне, мы должны придерживаться определенных правил.
Кстати! Словами (Быт.49:7) патриарх Иаков проклял двух собственных сыновей...
Хотя понять их действия, можно, они мстили за изнасилованную язычником девятилетнею Дину, свою сестру и дочь Иакова (Израиля).

На войне мы причащаем воинов, но после войны налагаем епитимью не причащаться до двух, трех лет.
Потому, что на войне есть угроза жизни нашим воинам, а в мирное время, для них епитимья и очищение.
Выше я уже сослался на то, что царь Давид вел "войны Господа" (1Цар.25:28), но именно за это Бог и не разрешил ему построить Храм (3Цар.5:3).
При этом, мы знаем что Давид был самым образцовым земным правителем (3Цар.11:38). Однако...
 
Последнее редактирование:
... но после войны налагаем епитимью не причащаться до двух, трех лет.
Извините о.Олег если мой вопрос странный (можно просто удалить)

Как понять такой метод, не давать грешнику причащаться. Разве это не должно его сломать.
Наверняка есть и другой метод дать грешнику до конца все осознать и раскаяться.

Похожее есть в католических Храмах Москвы, к примеру, если сейчас придет простой грешник с желанием креститься, то креститься он сможет только через два года (1.5 года - на катахезацию и крестят только на Пасху; иногда решается в индивидуальном порядке, но такое общее непонятное правило определенное епископом).
 
Москва
Православный христианин
Причастие, как я часто объясняю, это не приз за хорошее поведение, но самое радикальное средство в борьбе с нашими грехами.
Так как именно в этом Таинстве, для его участника ослабляется и сома греховная склонность ("тернии прегрешений").
Но, как самое радикальное лекарство, необходимо принимать строго по инструкции, так и нельзя причащаться не будучи готовым к этому.
Читаем: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает"
(1Кор.11:29-30).

Я бывал и на Приднестровской и на Чеченской войне, и представляю что это такое...

Святость благоверных князей и святых воинов заключалась не в стремлении убить, но в жертвенной готовности жизнь свою положить за други своя.
 
Последнее редактирование:
39,5E 51N
Православный христианин
Война не оправданна в любом случае...
Она всегда является, для верующих, вынужденной ответной мерою.
И война всегда - грех!
Но евреи, после исхода из Египта и сорокалетнего хождения по пустыне, стали вести захватническую войну - войну за территорию. Для семи народов Бог повелел творить геноцид и это была вынужденная ответная мера за их грехи перед Богом. Но перед евреями они ни в чем не провинились. Та война, получается, была оправдана; и наверно еще по тому, что Богоизбранному народу нужна была земля для подготовки прихода Спасителя. По сути - холивар?
 
Москва
Православный христианин
Землю обетованную Бог отдал еще Аврааму...
Но! на тот момент "мера беззаконий Аморреев... еще не наполнилась" (Быт.15:16), и не было основания согнать их с той земли.
А когда сами евреи превысили меру беззакония, Бог и их согнал с этой земли.
Читаем: "...теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина" (Рим.2:9).

Кстати! Земля эта изначально принадлежала семитам.
Читаем: "...В этой земле тогда [жили] Хананеи" (Быт.12:6). - Что значит, - "тогда". Тогда жили, - но ранее НЕТ!
Земля хананеев Африка! Читаем: "...в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих. Сыны Хама: Хуш, Мицраим (т. е. Египет - О.С.), Фут и Ханаан" (Быт.10:5-6).
 
Последнее редактирование:
39,5E 51N
Православный христианин
Батюшка, где впервые (по хронологии) в Пятикнижии встречается термин ‏אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל‏‎‎? Иными словами - в какой момент времени определенная территория стала Землей Обетованной?

Точен ли русский перевод ‏אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל - Земля Обетованная? И правильно ли я понимаю, что это - "территория клятвенно обещанная"?
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל
Получается: земля Израиля (эрец исраэль).
Но так как, "Израиль", собственное имя Иакова, можно понять, как: земля наследия Иакова (Израиля).
"Обетованная", означает: обещанная.

Читаем: "ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам (дословно: отдал - О.С.) Я и потомству твоему навеки"
(Быт.13:15).
 
г.Иваново
Православный христианин
Михаил! Рад Вас здесь видеть!
Батюшка, растолкуйте что по вашему мнению происходит сейчас в мире? Украина, Россия...Европа с США. Что происходит на самом деле? Мне кажется всеми этими событиями Бог нас отрезает от всего западного мира, что бы мы не заразились от них богопротивными "ценностями". И наоборот, толкает нас на сближение с востоком...возможно для того что бы открыть нам миссионерский путь в Китай, Пакистан, Индию? Очень бы хотелось узнать мнение о. Даниила Сысоева обо всем этом, жаль что это не возможно.

Помнится я задавал Вам вопрос про то как поступить украинскому парню, которого призвали на войну, ведь он защищает своё отечество, значит это патриотизм. А наши солдаты, которые там "в отпуске" защищают русских...тут тоже есть патриотизм. Выходит две страны ведут войну друг с другом, причём каждая имеет причиной вынужденную ответную меру.

Вы сказали что будете молиться, что вопрос сложный и опасный...
 
Сверху