Апостолы

Санкт-Петербург
Православный христианин
Отец Олег, здравствуйте!
Избрание апостолов было с рождения или Господь наш, Иисус, выбирал их согласно Своему Божественному видению души этих людей, что они смогут снести крест апостольства?
 
Москва
Православный христианин
Читаем: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей" (Еф.1:3-5).

"Слова эти означают следующее: через Кого Он благословил нас (т. е. чрез Христа - О.С.), через Того и избрал... Что значит: избрал в Нем? Значит, что Христос совершил это прежде, чем мы родились, или лучше - прежде, чем мир был сложен, через веру в Него. И прекрасно сказал [апостол:] κτβολή, показывая этим, что мир как бы низвержен с какой-то великой высоты. Подлинно, велика и неизреченна высота Бога - не в отношении к месту, но в отношении к безграничности [Его] природы, - и велико расстояние между творением и Творцом" (Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Ефесянам).
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Признаюсь, тяжело вмещается в меня это слово. Но суть, кажется, уловил. Я чувствовал, но не был до конца уверен в себе (поэтому и спросил), что случайности в избрании апостолов не могло быть. Вот и здесь встречается "...тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание" (Ин.17:12), - говорит о том, что они избраны даже не Иисусом, а Богом.

С другой стороны, напрашивается вопрос, раз уж так все предопределено, то например, раз я "горшок для низкого употребления" (с "горшками для почетного употребления" и так все ясно), то как бы я не старался в этой жизни, то все равно "напакощу" в ней и за порогом смерти буду терпеть страдания? Но чем же я виноват, если создан таким "горшком" и за что потом меня мучить?

Но почему тогда Бог излил в этот мир столько добра, красоты, любви, терпения к нам ("горшкам", зачастую не очень хорошим)? Или все-таки есть шанс и у "плохого горшка" поменять свой статус скажем на "середнячок"? Если да, тогда получается, что избранность действует в основном на "горшки для почетного употребления", а спасение остальных переложено на их плечи (веру)?
 
Москва
Православный христианин
Вы перепутали природу Бога с природою человека.

Человек существует во времени и в пространстве, и он самостоятельно принимает то или иное решение.

И напротив, Бог как Вездесущий одновременно присутствует в каждой точке пространства и в каждом мгновении времени.
У Бога, как известно, нет будущего и прошлого, у Него всегда настоящее, что и обеспечивает Его неизменяемость!
И то наше решение, которое мы делаем во времени, не ограничивает никак власть Бога над нами, ибо в Нем как настоящее присутствует и наш первый вздох, и наш последний выдох.
Читаем: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим.8:29-30).

"Чей выбор Бог предведал, тех Он предопределил изначально. А предопределив, и призвал; а затем, призвав, оправдал через крещение. Оправдав же, прославил, назвав сынами и даровав благодать Святого Духа.
Но пусть никто не говорит, будто предведение есть причина этого. Ведь не предведение сделало их такими, но Бог задолго предвидел, что будет, потому что Он - Бог" (Феодорит Кирский, Толкования на послания святого Павла).

Таким образом и божественные приоритеты не упраздняются, и свобода за человеком сохраняется!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вы открыли для меня новую грань в познании Слова Божия, над которой мне следует тщательным образом поработать. Отчасти умом понятно, но прочувствовать пока не получается. Но все сразу не дается, надо "помучатся" этой мыслью как следует. Беда нашего воспитания, что упор делается на логику в познании мира. И сознание привыкшее с юных лет к этому аппарату, пытается все им измерить. Но созданный мир далеко не так логичен, как нам пытаются внушить.

Но все же, если все предопределено Богом, то зачем тогда свобода воли для человека, зачем Гевал и Гаризим - этот выбор пути? Почему было приложено столько усилий со стороны Бога, чтобы вернуть Еврейский народ на путь праведный перед тем, как был разрушен первый Храм и переселение в Вавилон? Читаю Ветхий Завет, вижу как Бог всячески старается отсрочить наказание, сколько пророков посылает, которые просят, убеждают, пугают народ Израильский, чтобы те отвращались от злых путей своих. Это все проявление любви Бога. Зачем все это, если и так все предопределено?

Мои вопрошания относятся к следствию, а не причине. А причина - это душа человека, и ее выбор. Как я сам для себя определяю смысл существования человека? Отец Олег, если я заблуждаюсь, поправьте меня.

Изначально, когда человека приходит в этот мир в душе у него посеяно доброе зерно и плевелы (зло). И цель человека - это растить в себе созидающий Божественный дух (проявление этого духа - любовь, творчество, терпение и т.д. Св. апостол Павел хорошо об этом духе написал 1 Кор.13:4). Как следствие, доброе зерно дает всходы и приносит свой плод (одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать), в свою очередь, уничтожаем в
душе плевелы. И это большой труд: день и ночь (не давая себе слабину) растить в своей душе Божественное добро. Так как зло (плевелы) - это сорняк, котрый сам прорастет, и без наших усилий(можно вообще ничего не делать) и забьет духовное поле человека. Господь призывает нас стать источником воды Живой, то есть источником любви и добра который созидает, а не разрушает как зло. Зло - это вакум, пустота, небытие, черная дыра, бездонный колодец. Человек создан по образу и подобию Божему, поэтому в нем не должно быть греха. К святости призывает нас Господь! А если он есть (грех), то это является источником мук и страданий, так как это противоестественно нашей природе. К сожалению, мы не в состоянии уничтожить находящееся в нас зло целиком (Мф.19:26). Только Иисус Христос, способен закрыть этот кладезь бездны нашей души (Он владеет ключом от него). Своей искупительной жертвой Он способен изгладить оставшиеся в нас грехи (и зло).

Попробую сам ответить на поставленный выше собой вопросы. Как это не странно, но Гевал и Гаризим не противоречат друг другу, а наоборот служат одной цели. Бог как источник любви, поэтому Он предлагает путь добра - благословение на горе Гаризим. Но если этот путь добра повлек за собой, что вместо возрастания любви в Еврейском народе, увеличение зла в их душах, то Бог меняет "декорации" (условия их пребывания) хоть и медлил он "до последнего", на "сцену жизни" выходит проклятье, произнесенное на горе Гевал. Теперь, воздействует на души людей стеснение и боль (как сказали бы математики "доказательство от противного"). Но опять же, Бог действует с любовью, так как его борьба идет за спасение души (а не тела) каждого человека. И если телесная боль и страдания способны спасти большее кол-во людей (их душ), то Он прибегает именно к нему. Вот и получается, что чтобы не происходило хорошее или плохое (Мф.11:17) в жизни человека, цель происходящего - спасение души!

Но помимо выбора пути, важно взращивание духовной силы. Я задался вопросом почему именно св. апостол Петр (а не кто-то др. из апостолов) стал "камнем", на котором строиться церковь Христова? Его поступки, свидетельствуют о потенциале его души: когда вышел на воду к Иисусу; хотел ставить Святой Троице кущи; клялся на тайной вечере, что не предаст Христа; отсек ухо мечом рабу первосвященника; прыгнул в воду и поплыл к стоящему на береге Господу. Может показаться, что поступки (с точки зрения сов. человека) безрассудны, но это свидетельствует о его горячности и силе духа. Душа его, как необработанный алмаз, и этот алмаз получит свою огранку, когда Дух Святой сойдет на него в день Пятидесятницы. Засверкал этот алмаз Божественным светом. И Петр выполнил наказ Христа "паси овец Моих"(Ин.21:17).
И в этом месте Слова более явственно сказано о необходимости иметь живой деятельный дух. "И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих." (Откр.3:14–16). Почему отдается предпочтение холодному, но деятельному духу, чем, казалось бы, на правильном пути (без особой греховности), но чахлому, чуть треплющемуся духу? Почему иной атеист ближе к Богу, чем некоторые люди, называющие себя христианами? Атеизм - это не "чистый лист" не "ноль" по отношению к Богу, а наоборот эта вера (а у иных очень сильная) в то, что Бога нет. Другими словами, это люди с верой, но со знаком "минус". Но стоит только поменять полярность с "минуса на плюс", то эти люди пойдут в "огонь и воду", ради Христа. Как произошло со св. апостолом Павлом. Сначала жестоко гнал Церковь Христову, но прошел переворот "полюсов в его сознании", и стой же, даже еще большей ревностью, стал служить Господу. Интересно то, что с историческим временем деятельный дух в людях затихает. Как камень брошенный в воду, сначала поднимает большие волны, затем все меньше и меньше, амплитуда волны падает радиус расширяется и все сходит на нет. Так и явление Христа в этот мир было подобно брошенному камню, что буквально "взорвал деятельностью" души сначала маленькой горстки людей, затем эта волна распространялась во времени и в пространстве (распространение Христианства) и в конце концов наступит Лаодикийской период - период духовной "импотенции". Почему дьявол стремиться вогнать большинство людей в это состояние, а не в состояние крайнего греха? Наверно потому, что в состоянии крайнего греха большинство людей ужаснутся (как бывает после крупных войн) и захотят избавиться от него, пойдет обратный процесс тяги к Богу, к святости. А также потому, что по-написанному "ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф.6:21), и дьявол всячески старается привязать нашу душу к материальным вещам. Особенно в наше время это сильно чувствуется. В нас воспитывается дух потребительства, накопительства и неутолимого чувства жадности к вещам, и к средством их приобретения - деньгам. А чтобы их зарабатывать надо здоровье, возникает культ "здорового образа жизни". В общем, попадаем в такое колесо причин и следствий, где во главу угла поставлен материальный идол, что многие видят смысл жизни в поклонении ему. А как материя духа Божия не имеет, то этот идол вытягивает из людей их духовную силу, что дана с рождения (вместо того, чтобы собирать, люди расточают ее), и они не в состоянии сопротивляться ни греху ни злу, в случае, если дьявол нашепчет его в их уши. (Как мне кажется, в прошлом столетии бичем людей был идол идей: коммунистический, фашисткий и др.).

Понимаю, что написано несколько сумбурно и не в тему раздела, но тем не менее, настоятельно прошу вашей критики отец Олег, если в них кроется зерно заблуждения. Лучше в зародыше подавить неправду, чем потом корчевать "дубы" плевел.
 
Москва
Православный христианин
"Гевал и Гаризим" - это концепция двух Имен Создателя: "Бог" - "Гевал"; "Господь" - "Гаризим". Имя "Бог" означает в Библии меру Божественного Правосудия; а Имя "Господь" - меру Божественного Милосердия.
В Библии эти имена впервые встречаются при сотворении первого человека, в Быт.2:5;2:7. То есть человек творится не только на основах правосудия но и на основах Божественного Милосердия. Следовательно, сочетание "Господь Бог" и означает, что Божественное Милосердие уравновешенно с Божественным Правосудием.
И человек всецело обладает свободной волей, которая отсутствует только по отношению к Божественному предвидению.
Оспаривать свободу человека означает косвенно оскорблять Бога, ибо человек и создан по образу Божию. А Бог, как известно, абсолютно свободен, как и человек, созданный по образу Его.

Я разделяю Вашу оценку Лаодикийскому периоду! это реальная проблема настоящих дней.
Читаем: "знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: `я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся" (Откр.3:15-19). - При видимом богатстве и благополучии ("я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды") христианские церкви перестали обращать внимание на свое подлинное состояние ("несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг").
Мы христиане все во Христе, и никто и ничто вне Христа!

"Лаодикия может означать либо "любимый народ Господень", либо тех, что были "извергнуты с блевотиной". Ведь о некоторых было сказано: "Извергну тебя из уст моих", о других же: "Кого люблю, того обличаю и наказываю". С греческого же это название переводится как "праведный народ" (Беда Достопочтенный, Изложение Откровения). - То есть, двойственное имя!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спасибо, отец Олег, за разъяснение и согласие с моим мнением по некоторым вопросам. Признаюсь, я боялся, что вы разобьете в "пух и прах" мои суждения, по достаточно серьезным вопросам, как незрелые и поверхностные.

Любопытно, что Лаодикия так неоднозначно толкуется. Осмелюсь предположить, что Лаодикийский период уже был, но в рамках Еврейского народа, именно во времена служения Иисуса на Земле. Недаром он говорит "
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;"(Мф.23:27). Здесь он прямо упрекает высшее сословие того времени в лицемерии (двойственности поведения). Но не исключено, что это утверждение можно было распространить и на большинство Еврейского населения того времени. Тогда толкование "Лаодикия может означать либо "любимый народ Господень", либо тех, что были "извергнуты с блевотиной" (что и произошло с Евреями после распятия Христа), вполне подходит на тот период времени. Опять же, это смелое предположение с моей стороны, что конец света для Еврейского народа произошел с распятием Иисуса. Просто аналогии. Схожесть Лаодикийского периода, проповедь покаяния Иоанна Крестителя (в духе пророка Илии) и проповедь покаяния Илии и Еноха в последнее время. Время служения Иисуса и время власти антихриста.

Гусеница, приготовив кокон, умирает. Еврейский народ выполнил свою роль на земле: Ветхий Завет был написан, ожидание Мессии было закончено. Старый мир, был осужден, точнее сам себя осудил как в притче о минах: "Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною." (Лк.19:20-27). Здесь, как мне кажется, Иисус говорит об Еврейском народе: о том что он сам осудил себя, так как видел в Боге только карающую сторону. А Божественное Милосердие не брали в расчет. Поэтому в Новом мире, который последовал с воскресением Господа нашего, Иисуса Христа им не было места. Реставрация Евреев произошла сравнительно недавно, а значит мы находимся в начале Лаодикийский периода перед концом света, но уже в масштабе всей Земли.
 
Сверху