Антология уловок дьявола. Было неплохо собрать на основе опыта прочтенного

Екатеринбург
Православный христианин
к примеру: Из преп-х Варсонофия Великого и Ионна Пророка. Руководство к духовной жизни (с)

Вопрос 430. Когда нахожусь на таком месте, где есть мощи святых мучеников, помысл беспокоит меня, побуждая по нескольку раз подходить для поклонения им. И сколько бы я раз ни проходил мимо их, внушает мне преклонять голову. Должно ли так делать?
   Ответ. Не должно так делать; но если однажды поклонишься, достаточно и сего. Итак, не слушайся этого помысла, особенно, когда, не ощущая беспокойства, по собственному своему желанию придется поклониться трижды. Мы слышали, что все делающееся со смущением и беспокойством и излишнее проистекает от демонов. Также и преклонить главу достаточно однажды, или много до трех раз, и то не по понуждению, внушаемому помыслом. ***


Вопрос 439. Помысл внушает мне: ты согрешаешь во всем и потому должен при каждом слове, деле и помышлении говорить: «согрешил я», ибо если не скажешь: «я согрешил», то (значит) считаешь себя не согрешившим. Меня весьма беспокоит то и другое: говорить это во всяком случае я не в состоянии, а если не скажу, то думается мне, что погрешаю.
   Ответ. Мы должны всегда иметь такую уверенность, что согрешаем во всем – и в слове, и в деле, и в помышлении, а говорить при всяком случае: «я согрешил», не можем. Это внушают демоны, которые хотят повергнуть нас в уныние. Они же внушают нам, будто если не говорим таким образом о каждом своем деле, то считаем себя не согрешившими. Но вспомним Екклезиаста, который говорит: «время молчати и время глаголати» (Еккл. 3:7). И поутру за (прошедшую) ночь, и ввечеру за день скажем с умилением в молитве нашей ко Владыке Богу: Владыко! Прости мне все имени ради Твоего Святого и «исцели душу мою, яко согреших Ти» (Пс. 40:5). И достаточно тебе сего, подобно тому, как если кто-либо, имея постоянного заимодавца, берет у него (деньги) разновременно и, не будучи в состоянии каждый раз рассчитываться с ним в точности, расплачивается вдруг; так и здесь. ***

Но это малая толика... вот аккумулировать весь опыт отцов, чтобы человек однажды прочитавши это.. многие моменты суррогатные удалил от себя и на выходе уже был ближе к адекватному христианину... чтобы это стало щитом и стержнем против дьявольских плевел. (плевела - растение двойник пшеницы, по аналогии с вредными и полезными грибами).
 
Последнее редактирование:

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Предложением интересно, вот только относится скорее к аскетике и пастырологии, нежели к патрологии. Кроме того, насколько мне помнится, многие отцы предостерегали от излишнего интереса к падшим духам, поискам логики и смысла их действий - многое останется непонятным. Заменить опыт личного руководства опытного старца собранием изречений и советов все равно не выйдет, но если все-же хочется - можно попытаться собрать и здесь.
 
Екатеринбург
Православный христианин
нет, ну самые очевидные вещи... это же доступно... может и специалист по учению святых отцов может чем-то поделиться... потом это интерес не к падшим духам, а к "ловушкам", ошибках на пути.... обозначим флажками "куда ходить не надо", вот в чем смысл... смысл вырисовать маршрут духовной жизни... в условиях, когда "богоносных наставников у нас нет" и большая мода на "сомнительных старцев" и сил штудировать огромный корпус святоотеского наследия у многих просто нет.... вот как-то дать "переваренный" материал... и многих просто лишим "лишних страданий", на которые уйдут многие годы, и подвинем ближе к радости и счастью. Чтобы и помимо спасения души человек имел еще не сломанную жизнь. Как по известному высказыванию: "Нашедший Бога в cтарости спасает свою душу, а нашедший Бога в молодости еще и свою жизнь." Чтобы люди жизнь свою не ломали. (Звучит пафосно конечно, ну как-то так). За это борьба. Одна точная цитата может избавить многих дров и мучений человека.
 
Екатеринбург
Православный христианин
"Душа наша — вещь мудреная. В хорошем она состоянии или в худом, это свидетельствуется миром или смятением. Когда есть смущение на душе, чего бы оно ни касалось, не верьте душе в ту пору: все врет, что ни говорит".
Святитель Феофан Затворник


fvKdDYkoZ-w.jpg
 
Екатеринбург
Православный христианин
Господи, благослови! Не верь ни в чем сердцу своему, к чему оно тебя смущает. — Пустяки, говори, вздор, нелепость. И самое смущение сердца — мечта. Истинное состояние сердца есть спокойствие. Говори смущению: не верю тебе, не знаю тебя.

Св. првд. Иоанн Кронштадтский
 
Сверху