Ангельская простота

Православный христианин
Вот не дает мне покоя вопрос. "Где просто, там Ангелов со сто", - говорил Амвросий Оптинский.

Но писания большинства св. Отцов не просты отнюдь. Почему так?

Варианты, которые приходят в голову:
1. Это св. Амворсий говорил, когда видел, что человек, передним находящийся, сильно мудрит не в пользу себе и другим.
2. Несомненно, что чем более высокие материи пытался донести до нас святой отец, тем более сложные логические конструкции требовались, чтобы описать неописуемое - трансцендентное.

А как вам кажется?
 
Крещён в Православии
Мне вот нравиться изречения и поучения Паисия Святогорца, Схиархимандрита Зосимы (Сокур), где просто и понятно и примеры легки для понимания, с творениями отцов пустыников посложнее
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Мне вот нравиться изречения и поучения Паисия Святогора, Схиархимандрита Зосимы (Сокур), где просто и понятно и примеры легки для понимания, с творениями отцов пустыников посложнее
Да, именно так. Мне тоже сложно с творениями отцов пустынников.

Мало того. Евангелие от Иоанна тоже сложнее для понимания, чем синоптические. И что - там "ни одного Ангела"? Нет. Именно Иоанн постарался изложить для нас наиболее высокие тайны.

Тогда как понимать слова Амвросия Оптинского? Являются ли они универсальной истиной, применимой к абсолютно любому случаю?
 
Православный христианин
Добавлю к теме ещё аспект: Я вижу, что есть простота истинная, а есть - мимикрия под простоту - лукавая и не имеющая отношения к истине.

"О простота сердца! О вера, нелукаво мудрствующая! Сколь ты драгоценна и приятна перед Богом и спасительна человеку! Вот пришел в мир Бог во плоти спасти человеческий род, и Ему нужно было избрать помощников Себе из человеков. Кто достоин был быть помощником Богу Слову? Простые неученые люди (4)!" Прав. Иоанн Кронштадтский.

А сейчас неученых людей нет. У всех есть школьное образование и сверх того - телевизор. Все знают всё. И чем глупее человек от природы - тем, порой, у него меньше сомнений в собственной правоте. Есть такие, кто вообще не допускает, что может ошибаться.

И где в наше время взять простецов "неученых", чтобы посмотреть на это диво и поучиться? Зато есть прибедняющиеся умом зело показушно.

В общем, есть две простоты. Истинная и притворная. Как стать простым по истине?
 
Крещён в Православии
"О простота сердца! О вера, нелукаво мудрствующая! Сколь ты драгоценна и приятна перед Богом и спасительна человеку! Вот пришел в мир Бог во плоти спасти человеческий род, и Ему нужно было избрать помощников Себе из человеков. Кто достоин был быть помощником Богу Слову? Простые неученые люди (4)!" Прав. Иоанн Кронштадтский.
Мне кажется здесь о другой простоте говорится " о простоте сердца". То-есть о характере человека. Учёность или не учёность здесь не имеют значения. Простой человек, не значит не учёный или глупый. Беззлобный а потому бесхитростный, без лукавства и зависти, а потому добрый и рассудительный. То бишь смиренный. Но если это от рождения, то это дар бесценный от Бога. А приобрести таковое сложно до невозможности.
 
Православный христианин
Мне кажется здесь о другой простоте говорится " о простоте сердца". То-есть о характере человека. Учёность или не учёность здесь не имеют значения. Простой человек, не значит не учёный или глупый. Беззлобный а потому бесхитростный, без лукавства и зависти, а потому добрый и рассудительный. То бишь смиренный. Но если это от рождения, то это дар бесценный от Бога. А приобрести таковое сложно до невозможности.
Знаю одну женщину. Зовут её Елена. Около сорока лет.

Она проста от природы, и от природы же ей дан очень ровный, позитивный, даже радостный характер. Когда я вижу её или вспоминаю, мне приятно. Эта приятность не перебивается даже не слишком эстетичным до вульгарности макияжем. Всё равно, от душевной доброжелательности весь её образ воспринимается хорошо.

Есть какая-то тайна Божия - один рождается и идет по жизни с позитивом, несмотря, порой, на много болезней, а другой - по природе пессимист, впрочем, у таких порой и предки такие. Первых любят, вторых... сами знаете. Со здоровьем это мало связано, а вот с наличием энергии в организме - да. Часто простые люди позитивнее как-то. И это действительно связано с гордостью. Вот это я сама говорю, как человек не простой.

С благодатной простотой в наше время вообще трудно, да. Но есть люди особенно замороченные, а есть не очень. И тоже - целые роды и поколения...
 
Прочее
Честность, один из главных ориентиров, как мне кажется. И притворства, и ученая простота, все на свои места встает.
 
Православный христианин
Простота - от чистого сердца; непростая простота (обдуманная) - от ума; лукавая простота - от страсти (греха)
Чистое сердце - где ж его взять-то? Если это дар Божий человеку от рождения - для таких людей вопрос снят. А что делать грешникам, чье сердце соответствует описанному у Игнатия (Брянчанинова)?

Впрочем, мне вчера напомнили об Иоанне Валаамском. Вот это и есть мудрая истинная простота. Пример от первого лица.

Честность, один из главных ориентиров, как мне кажется. И притворства, и ученая простота, все на свои места встает.
По совести, да. Совесть хотя и немощная у грешников, но все же лучше по ней поступать, чем вне её.
 
Прочее
По совести, да. Совесть хотя и немощная у грешников, но все же лучше по ней поступать, чем вне её.
Совесть, она больше о моральных и нравственных установках (иные и зверствуют во имя ..... с чистой совестью). Честность, об отсутствии двоедушия, внутренняя непротиворечивость (честный человек не будет исповедовать и проповедовать другим то, во что сам не верит и не пережил на своем опыте).
 
Православный христианин
Совесть, она больше о моральных и нравственных установках (иные и зверствуют во имя ..... с чистой совестью). Честность, об отсутствии двоедушия, внутренняя непротиворечивость (честный человек не будет исповедовать и проповедовать другим то, во что сам не верит и не пережил на своем опыте).
Это вопрос формулировок и терминологии. Например, люди невоцерковленные любят различать гордость и гордыню. Тогда как св. Отцы их не различают.
 
Москва
Православный христианин
Для меня нет такого понятия, как : - Ангельская простота.Ангелы это служебные духи.Они возвещают людям волю Божию.Поэтому простота это другое.
Есть высказывание: - Святая простота.
Батюшка Амвросий(Оптинский) когда говорил: - Где просто, там Ангелов со сто... имел в виду(для меня), Ангелы не отходят от чистой и Богобоязненной души и помогают ей. В простом человеке есть душевная чистота и несомненное доверие к Богу, без испытания. Простота была состоянием Адама до грехопадения, когда он всех видел чистыми и беззлобными, так как был облечен Благодатью Божией.
Писания святых отцов кажутся нам не простыми,в силу устроения каждого человека,в силу понимания каждого человека.В силу того,что каждый человек до чего-то дорос,а - до чего-то,не дорос.Поэтому,можно сказать,наверное,что труды святых отцов,они на вырост.Человек,ведь с помощью Божией,развивается.А значит растёт.
 
Православный христианин
Чистое сердце - где ж его взять-то?
От чистого сердца - я имела в виду - от желания сердца (простота по желанию сердечному). Человек либо хочет быть простым, либо хочет быть сложным. И, наверно, не бывает абсолютной простоты. В одном человек прост, а в другом сложен. Ангельскую простоту, наверно, можно представить, глядя на детскую (но она совершеннее детской, потому что есть знание, что хорошо-что плохо; и сила не делать плохое)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
... Честность, об отсутствии двоедушия, внутренняя непротиворечивость (честный человек не будет исповедовать и проповедовать другим то, во что сам не верит и не пережил на своем опыте).
Да. Честность - об отсутствии греха обмана
 
Москва
Православный христианин
Простота не синоним отсутствия любознательности, высокого интеллекта и способности к глубоким философским размышлениям.
Простота в евангельском понимании ( "Будьте просты как голуби...") это целомудрие( не путать с отсутствием сексуального опыта), цельность личности, нелицемерие, отсуствие предвзятости, лукавства по отношению к другим людям, и самообмана по отношению к себе и Богу.
 
Москва
Православный христианин
Да ,верно там слово "просты"в греческом оригинале означает "прямота, прямодушие", а в славянском -"цели , яко голубие", опять же имеется в виду цельность, согласность мыслей, чувств и действий.
А мудрость , она , с одной стороны, дар Божий , с другой стороны приобретается путем истинного Богопочтения.
Очень интересно было узнать,что в Притчах Соломоновых, например, под "премудростью" понимается познание истинного Бога, а не житейская мудрость , а "глупец" в Притчах- это безбожник, человек неверующий.
Поэтому "начало премудрости-страх Господень" это как раз об этом.
Вот что написано в еврейской энциклопедии:
"Мудрость, хохма в еврейском мировоззрении — это осознание своей задачи и цели, которой может достигнуть каждый человек, и обязанность каждого — искать и развивать в себе мудрость, а постигнув ее — учить мудрости других. Хохма — это одна из десяти сфирот, Б-жественных эманаций, посредством которых Вс-вышний руководит миром. Мудрость — источник всего существующего. Начало мудрости — трепет перед Вс-вышним, ведь высшая мудрость — это данная Им Тора."
 
Православный христианин
Есть и церковнославянское понимание слова "прост", как целостность, и как здравие, и как отсутствие лукавства.

Из канона преподобного Андрея Критского, о Святой Троице:

— Тя Троице славим, Единаго Бога, / Свят, Свят, Свят еси / Отче, Сыне и Душе, / прóстое Существо, / Единице присно покланяемая.
— Троице прóстая, нераздельная, / единосущная, и Естество едино, / Светове, и Свет, и Свята три, и едино Свято / поется Бог Троица: / но воспой, прослави, Живот и Животы, душе, / всех Бога.

И евангельские слова: А́ще у́бо бу́детъ о́ко твое́ про́сто, все́ тѣ́ло твое́ свѣ́тло бу́детъ: а́ще ли о́ко твое́ лука́во бу́детъ, все́ тѣ́ло твое́ те́мно бу́детъ.

Речь о той возможной мере приближения к чистоте и святости, когда: гряде́тъ бо сего́ мíра кня́зь, и во Мнѣ́ не и́мать ничесо́же.

Есть и слова приписываемые протоиерею Николаю Гурьянову о ступенях: "Над умными есть разумные, над разумными есть мудрые, над мудрыми есть премудрые, а над премудрыми — святая простота."
 
Православный христианин
Василий, читайте внимательно, я об этом же написала
Вашего сообщения я не видел (уж если вы опасаетесь, что я "списал" у вас), его еще не было, когда мной (да, не быстро) набирался в окне ответ, с поиском и копированием цитат (это занимает время), но ответ не был еще опубликован.

В очередной раз вы делаете мне замечание... — благодарю вас в очередной раз!
 
Последнее редактирование:
Сверху