"А молясь, не говорите лишнего..."

Санкт-Петербург
Православный христианин
В Евангелие от Матфея есть такие слова Иисуса: "А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него..." Как эти слова согласуются с томиком молитвослова, и с довольно сложным по форме богослужением, которое принято в нашей церкви. И что можно почитать по этому поводу?
 
Дорогой Олег Петрович.
Приведу хотя бы выдержку из моей книги Молитва, заповеданная Господом. Эта книга размещена на моем сайте.

И когда молишься, – говорит Спаситель, – не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь (Мф. 6, 5-13).

Наверное, ни у одного из народов того времени молитва Господу не ставилась так высоко, как у евреев.
Всякий взрослый мужчина должен был молиться три раза в день: утром, днем и вечером. Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой, – говорит Псалмопевец (Пс. 54, 18). (Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой.слав.)
На общественную молитву собирались по субботам в синагоге. Но молиться самостоятельно можно было в любое время. Так, например, работая в поле или по дому, многие евреи напевали псалмы.
И Спаситель, и апостолы часто цитируют псалмы. Это свидетельство того, что многие из благочестивых иудеев того времени знали Псалтирь наизусть.
Однако и среди таковых были те, кто молился напоказ. Поэтому, прежде чем научить учеников правильно молиться, Господь предостерегает их от ложной молитвы. Молитва, говорит Он, не должна быть лицемерной, то есть, показной, ибо те, кто так молится, уже получают награду свою. Награда – epexusin (греч.) – это специфический термин, использовавшийся обычно в торговле. Он означает: получать деньги/плату сполна и давать расписку в этом.

Молиться на углах улиц, или, как мы сказали бы сегодня, на перекрестках, означало, вероятно, следующее: некоторые благочестивые люди стремились оказаться на улице в то время, когда звук трубы призовет в три часа пополудни к дневной молитве. В это время в храме совершалось ежедневное жертвоприношение.
Кроме того, Спаситель порицает бездушную, механическую молитву. Замечателен совет Спасителя: не говорите лишнего, как язычники. Здесь употреблен греческий глагол battalogeo, дословно означающий пустословить, болтать. Этот глагол называется ономатопоэтическим, то есть, образованным посредством звукоподражания. При быстрой речи, в которой повторяются одни и те же слова, создавалось впечатление, что человек многократно повторяет слово batta.
Приведем другой пример: для греческого уха речь не-грека звучала как непрестанное повторение слова bar. Отсюда название barbaros (в славянском языке превратившееся в варвар) для именования иностранца. Или пример, более близкий к нашей теме: уже русское слово бубнить, образованное от часто повторяющихся бу-бу-бу в тихой и невнятной речи. То же самое произошло и с battalogeo. Автор имел в виду бормотание, бесчисленное повторение мантр.

Разумеется, этими словами не осуждается постоянная молитва или молитва, основанная на повторении известных слов, как, например, известная в Православии Иисусова молитва. Сам Спаситель часто и подолгу молился, причем неоднократно повторял раз произнесенную молитву: Он отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово (Мф. 26, 44).
Христос одобряет упорство и даже настойчивость в молитве; вспомним замечательную притчу о настойчивой вдове, приведенную Спасителем в качестве примера такой желательной настойчивости, неотступности:
Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18, 1–9).
Спаситель осуждает лишь такую молитву, когда говорят, не задумываясь над смыслом, когда действуют лишь уста, а сердце и ум бездействуют. Спаситель говорит о многословии (греч. polulogia, см. Мф. 6, 7), что следует понимать как поток механических и бездумных слов.
Итак, осуждая механическую, бездушную, мертвую молитву, Спаситель заповедует Своим ученикам обращаться к Богу словами живыми и искренними, словами, в которых соединены и жажда, чтобы в мире восторжествовали правда, справедливость Божия и доверие к Богу, вера в то, что Отец Небесный не оставит Свое чадо без помощи, поддержки и пропитания.
Однако... знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 8), – говорит Господь, и мы недоумеваем: стоит ли вообще молиться, если Бог и так знает все наши нужды?.. Стоит, потому что, обращаясь к Богу, мы входим в личное общение с Ним, показываем, что мы действительно призываем Его, хотим увидеть исполнение в нашей жизни Его воли.
И последнее: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 6). Слово комната (греч. темййон) означает помещение без окон. Это может быть даже кладовка или чулан, но, как бы то ни было, эти слова еще более выразительно подчеркивают мысль: молитва не должна афишироваться.

L
 
Последнее редактирование:
Сверху