Как совместить осознание себя грешником с высокой самооценкой?

Православный христианин
Не знаю что там было в раю. Но в нашем мире, человек не любящий себя - страшен, именно своей неспособностью любить других.
Ну . Есть два ,,себя". Эго и образ Божий. Необходимо уточнение , что Вы имеете ввиду.
 
Крещён в Православии
Нужно, точнее это необходимое условие. Человек не любящий себя не способен любить других.
А прп. Иустин(Попович), в одной из пламенных проповедей, как раз беседуя о Мф 22:34(вовсе не на иную тему), говорил - "Если человек не любит Господа Христа, то не может любить никого…". https://bible.optina.ru/new:mf:22:39#prp_iustin_popovich

"Не любит Христа - не способен любить" или "не любит себя - не способен любить", первое лучше, я считаю. ;)

Доп инфо https://bible.optina.ru/new:in:13:34
 
Иркутская обл.
Православный христианин
ЛЮБОВЬ К СЕБЕ

Да ходимъ по зaповедемъ Его

(2 Ин. 1: 6).

О правильной любви никто не говорит.

Люби себя! — всяк проходящий видит.

Но любит тот себя, кто Заповедь хранит,

А кто пренебрегает — ненавидит.



Иеромонах Роман

27 февраля 2023
Скит Ветрово




« Возлюбиши ближняго твоего якоже сам себе (Лк. 10:27; Мф. 22:39).

Очевидно: чтоб возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя.

Любим ли мы себя? Несмотря на странность этого вопроса – нового и занимательного только как будто по излишеству в нем, – должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью…

Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: «сия есть любы, да ходим по заповедем Его», сказал святой Иоанн Богослов (2Ин. 1:6)… Желающий правильно любить себя, не обольщаться и не увлекаться самолюбием, то есть своею падшею волею, руководимою лжеименным разумом, должен тщательно изучить евангельские заповеди, которые заключают в себе духовный разум и приводят исполнителя к ощущениям нового человека…
Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего… »
 
Православный христианин
Два себя - это шизофрения. Что вы понимаете под термином "эго"? В любом случае, любовь к себе и эгоизм это разные состояния.
Два себя - это шизофрения. Что вы понимаете под термином "эго"? В любом случае, любовь к себе и эгоизм это разные состояния.
Это - человек , отпавший от Бога. самость . Можно сказать , то , что называют своим характером. Совокупность смертных грехов. На Украине , кстати, колдунов ещё называют характерниками. Понято , по чему работают. У многих от этого шизофрения ,между прочим. Высокоумие - отличное для них поле деятельности. А самолюбие - так это вообще сказка.
 
Крещён в Православии
Это - человек , отпавший от Бога. самость . Можно сказать , то , что называют своим характером. Совокупность смертных грехов. На Украине , кстати, колдунов ещё называют характерниками. Понято , по чему работают. У многих от этого шизофрения ,между прочим. Высокоумие - отличное для них поле деятельности. А самолюбие - так это вообще сказка.
Что-то вы такое написали непонятное. Эго, в переводе с латыни, означает - я (ego). Это все что относится к личности, к сознанию.
 
Православный христианин
Что-то вы такое написали непонятное. Эго, в переводе с латыни, означает - я (ego). Это все что относится к личности, к сознанию.
Я знаю , как переводится эго . Здесь вопрос в том , что есть человек без Бога , и есть человек с Богом, Богочеловек.Кого считать истинным ..я'.? Определяют , что человек без Бога это сплошной грех , темная луна. А с Богом свет. Когда мы говорим,,я' ,мы проявляем сознание, точнее,, я есьм". Однако, матерясь ,допустим, осуждая или тому подобное, являемся ли мы в это момент,, я есьм"? Что - является , но не мы истинные . Я косноязычный , трудно подбираю нужные слова. Но надеюсь ,Вы поняли мою мысль.
 
Крещён в Православии
Только первое невозможно без второго.
От многократного повторения бессмысленный лозунг не перестает быть ни бессмысленным, ни всего лишь лозунгом.
Первое: "Не любит Христа - не способен любить"
Второе: "Не любит себя - не способен любить"

1)Я правильно понимаю, что "первое не возможно без второго" правильно будет перефразировать: " не любит себя - не способен любить Христа" ?
2) В полном самоотречении или абсолютном самопожертвовании, где находится то, что Вы называете любовью к себе?Так самоотречение и самопожертвование не любовь, или, если любовь, то невозможно без любви к себе ни абсолютного самоотречения ни самопожертвования, если принять Ваши лозунги за истину, почему нет?
 
Крещён в Православии
Это все не имеет отношения, по сути, к вопросам волнующим автора темы.

Если Адам не любил себя в раю, значит любить себя не обязательное условие, а способность падших людей.

Почему человек не любящий себя, а любящий Бога и других страшен в нашем мире?

Причины Ваших возражений мне, кажется, понятны, и возражения эти не беспочвенны.
Действительно, настаивая на необходимости любви к себе, люди обычно просто оправдывают филавтию(себялюбие, пержде всего к плоти), “забота о теле” и такое, и эта тема на форуме не стала исключением.
Вы правы в том, что “божественная любовь направлена вовне 617: она побуждает любящих принадлежать не самим себе, но возлюбленным. Высшие показывают это своей заботой о нуждающихся, те, кто на одном уровне – связью друг с другом, а низшие – более божественным обращением к первенствующим. Почему и великий Павел, будучи одержим божественной Любовью, приобщившись Ее устремляющей вовне силы, сказал божественными устами: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Сказал он это как поистине любящий, исступив из себя, как он сам говорит, к Богу 618 и живя не своей жизнью, но жизнью Возлюбленного как весьма желанной.”
а если “любовь к себе” тоже направлена во вне, то это прям сильно противоречит названию(любовь к себе))).

Однако, давайте забудет об ошибках людей из самооправдания ли, или от небрежения в выборе слов, и посмотрим на сами слова Христа так, как-будто мы не слышали еще, для нас не существует ничьего мнения об этих словах.

А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки


Возлюби ближнего как самого себя - вполне понятно и безграмотному, и грамотному. Если я ценю вкусную пищу, то и ближнего накормлю “как себя”, если я ценю комфорт, то ценю комфорт в принципе, а не только мой, значит и для ближнего буду почитать создание комфорта за благо, ибо он “ценен” для меня так же, как и я сам. И хотя, на самом деле, может быть комфорт вовсе и никакое не благо, но пока я честен сам перед самой(а для меня вот благо!), я буду желать иному тех же благ, каких желаю себе. И тогда, будучи даже еще далеким от божественной(а значит подлинной и истинной и вечной) любви, будучи грешником и неграмотным грешником, я смогу “возлюбить ближнего как самого себя” насколько это возможно грешнику. Едва ли это можно будет назвать любовью, но, парадоксальным образом, я окажусь соблюдающим заповедь "возлюби", разве нет?

Это просто.
Просто люди склонны обосновывать свою далеко не идеальную жизнь, избегая покаяния, в том числе и заповедями Христа и потому выдумывают любовь к себе которая не себялюбие. Я не вижу большого смысла размышлять об онтологии любви, а грехопадении, о том что любовь есть или о том, что она не есть. Хотя по структуре проповеди того же прп. Иустина (Поповича) видно, что потакание капризам и самооправдание себялюбия стали прям проблемой там, где он проповедовал, он прям жестко отчитывает в проповеди…
 
Крещён в Православии
Действительно, настаивая на необходимости любви к себе, люди обычно просто оправдывают филавтию(себялюбие, пержде всего к плоти),
Любить себя заставляет самость, которая свойственна автономному (индивидуальному) способу бытия. Индивид, имеющий страстность, а через нее тленность и смертность, вынужден телесно выживать, в чем помогает самость индивида. Если индивид начинает любить на основе своей самости Бога и ближнего, то эта не любовь, которая имеет предметом желания другого, а не самого себя, а ее имитация.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Я знаю , как переводится эго . Здесь вопрос в том , что есть человек без Бога , и есть человек с Богом, Богочеловек.Кого считать истинным ..я'.? Определяют , что человек без Бога это сплошной грех , темная луна. А с Богом свет. Когда мы говорим,,я' ,мы проявляем сознание, точнее,, я есьм". Однако, матерясь ,допустим, осуждая или тому подобное, являемся ли мы в это момент,, я есьм"? Что - является , но не мы истинные . Я косноязычный , трудно подбираю нужные слова. Но надеюсь ,Вы поняли мою мысль.
Ничего не понял, извините.
 
Крещён в Православии
1)Я правильно понимаю, что "первое не возможно без второго" правильно будет перефразировать: " не любит себя - не способен любить Христа" ?
Да.
2) В полном самоотречении или абсолютном самопожертвовании, где находится то, что Вы называете любовью к себе?Так самоотречение и самопожертвование не любовь, или, если любовь, то невозможно без любви к себе ни абсолютного самоотречения ни самопожертвования, если принять Ваши лозунги за истину, почему нет?
Невозможно самопожертвование во имя кого-то если человек не любит себя, как бы парадоксально это не звучало. Чтобы решиться себя убить необходимо хоть сколько-то себя любить.
 
Крещён в Православии
Любить себя заставляет самость, которая свойственна автономному (индивидуальному) способу бытия. Индивид, имеющий страстность, а через нее тленность и смертность, вынужден телесно выживать, в чем помогает самость индивида. Если индивид начинает любить на основе своей самости Бога и ближнего, то эта не любовь, которая имеет предметом желания другого, а не самого себя, а ее имитация.
Считаю ваше мнение ошибочным. Любовь к себе это базовое состояние человека, без которого он не может ни жить, ни двигаться вперед улучшая себя. Зачем совершенствовать то что не любишь?
 
Крещён в Православии
Считаю ваше мнение ошибочным. Любовь к себе это базовое состояние человека, без которого он не может ни жить, ни двигаться вперед улучшая себя. Зачем совершенствовать то что не любишь?
Хорошо. Считайте. Однако прошу ответить на вопрос.
Любовь - это жертвенное стремление жить для другого. Как пользуется этим стремлением любящий себя в отношении самого себя, когда он вынужден, любя себя, направлять жертвенность не на другого, а на себя любимого?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Чтобы решиться себя убить необходимо хоть сколько-то себя любить.
Самопожертвование не самоубийство, даже более, самоубийство нисколько не самопожертвование, но ладно, я считаю это досадная неточность а не жизненное кредо, просто лозунг так был бы красивее, вот и вырвалось у Вас.)))

Невозможно самопожертвование во имя кого-то если человек не любит себя, как бы парадоксально это не звучало.
Так я справшивал в чем состоит любовь к себе в самопожертвовании, причем в случае абсолютного и полного самопожертвования. Где там "любовь к себе"?

Другими словами, если не сомненно, что Христос пример абсолютного самопожертвования(полностью лишенного гордости, ибо случается иногда, что человек горд и потому готов жертвовать собой), то в чем у Христа выражалась "любовь к себе"?
 
Крещён в Православии
Чтобы решиться себя убить необходимо хоть сколько-то себя любить.
Это не о любви, а о свободе в понимании Ивана Карамазова и его создателя Ф. Достоевского. В их понимании человек свободен лишь тогда, когда он добровольно может убить себя. А любовь к себе здесь ни при чем. Если, как Вы пишите, что убить себя есть выражение любви, тогда, убить ближнего, значит, проявить к нему любовь, как к самому себе.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Хорошо. Считайте. Однако прошу ответить на вопрос.
Любовь - это жертвенное стремление жить для другого. Как пользуется этим стремлением любящий себя в отношении самого себя, когда он вынужден, любя себя, направлять жертвенность не на другого, а на себя любимого?
Очень просто, Вячеслав. Когда есть жесткий выбор умереть или предать, например на войне. Умереть или жить до конца жизни ненавидя и презирая себя за малодушие.

Вы не ответили на мой вопрос: Зачем совершенствовать то что не любишь?
 
Последнее редактирование:
Сверху