Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, т. е. вследствие уклонения от данного ему Богом закона.
Но, произошло грехопадение, человек пал, исказив свою первозданную природу - Земля, как бы пошла за своим князем и очень сильно изменилась в своей природе. Земля изменилась, по причине изменения своего князя.
1. Разве перед созданием Творения намерением Божьим было создать человека, который
никогда бы не согрешил и всегда с момента создания пребывал бы среди благ рая, и дети рождались бы в раю, совсем не зная зла??? В соответствии с таким воображаемым намерением Бога, исходя из того, что Бог создал все «
весьма хорошо»
, многие представляют, будто бы на шестой день Творения Бог создал идеальный мир – райскую вселенную. И отдал весь этот райский мир в управление безгрешному человеку, который должен был возделывать его, постоянно и неуклонно возрастать в добре и производить таких же безгрешных детей. Например, преп.
Иоанн Дамаскин – «
До преступления заповеди все было подвластно человеку, ибо Бог поставил его начальником над всем, что на земле и в водах. … Тогда и земля сама собою приносила плоды, дабы ими пользовались подвластные человеку животные, и не было на земле ни дождя, ни зимы».
Или из обсуждения на форуме: – «
Богом как раз был задуман и изначально воплощен именно не этот сегодняшний вариант существования падшей Вселенной. Господь замыслил идеальное для человека Мироздание, но тот предпочел иной вариант своего существования, который превратился именно в этот сегодняшний вариант» (
Анатолий Дунчевский (
#1.411).
Но вдруг после создания идеального «весьма хорошего» Творения, которое Бог поручил человеку в управление,
Он как бы засомневался и
решил проверить – будет ли человек управлять Творением в соответствии с Божией волей. И этот человек, который в первозданном состоянии не имел ни пылинки греха, неожиданно согрешил, разрушив этот некий первоначальный замысел Божий о создании безгрешного человека и идеального Мироздания. Вкушение им запретного плода попрало первоначальное намерение Божие и вызвало разрушение всего идеального мира, созданного Богом.
Случилась вселенская катастрофа. Мир после грехопадения изменился до неузнаваемости и стал таким, в котором мы живем теперь.
И после грехопадения пришлось Богу спасать Адама, очищать его от греха и восстанавливать человека и разрушенное Творение в первоначальное первозданное состояние.
При таком представлении о создании на 6-й творения идеальной вселенной и земли, в которой все было благодатно для блаженной жизни человека, возникает много нестыковок и вопросов.
–
Почему Бог не провел испытание человека прежде, чем поручить ему управление всем Творением Своим? Ведь упоминаемой вселенской катастрофы можно было бы избежать, если бы испытание человека было проведено перед тем, как предоставить все Творение в управление еще не испытанному человеку. Разумно сначала испытать человека, а потом доверить ему всю вселенную.
–
Как вкушение запретного плода могло вмиг вызвать крушение всего идеального Творения? Бог есть Вседержитель и только Он мог это сделать. Да,
Он проклял землю, но не для того, чтобы разрушить все, что было «весьма хорошо», а для того, чтобы человек через тяжелый труд по добыванию пищи развивал упорство в достижении цели, учился преодолевать в терпении и смирении трудности, что совершенно необходимо для борьбы со злом и для достижения человеком райского совершенства. «
Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб»
(Быт.3:17-19).
Вселенская катастрофа произошла лишь, как я думаю, в представлении человека о состоянии земли после изгнания его на ту землю, из которой он был взят в рай. И хотя
после грехопадения эта земля практически не изменилась по природе своей, но человеку она показалась неуютной и даже враждебной, так как нарушение воли Божией испортило человеческую природу и человек стал тленным, приобрел болезни, ослабли его способности противостоять разрушительным воздействиям внешней среды и властвовать над тварью.
–
Если спасением восстановить человека и Творение Божие в первоначальное первозданное состояние, то в чем заключаются гарантии, что вновь не будет согрешения человека и его детей, родившихся в раю? В первоначальном состоянии Адам мог согрешить и поэтому первозданное состояние его нельзя признать результатом спасения.
–
И что значить очистить от греха? Зачеркнуть всю его греховную деятельность и привести в то состояние, в котором он пребывал до начала ее, то есть непосредственно при создании? Нет, конечно.
Очистить от греха это значит помочь сделаться покаявшемуся человеку утвердиться в намерении не грешить и сделаться неспособным к греховной деятельности.
2. Так в чем же перед созданием мира состоял замысел Бога о создании человека, который будет един с Божией волей по любви к Нему и будет блаженно и вечно жить с Ним в Царстве Его Небесном? Обратимся к Священному Писанию.
– «
не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира»
(1Пет.1:18-20).
– «…
в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира»
(Откр.13:8).
– «
так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом»
(Еф.1:4-10).
Как следует из сказанного
, еще перед созданием мира и прежде, чем человек согрешил, Бог уже понимал своей Мудростью, что воплощение Сына Божия и Жертва Его необходимы для создания совершенного человека, который будет пребывать в Царстве Небесном в единстве с Божией волей. Это и есть единственный замысел Бога о человеке и спасении его от всякой греховной деятельности.
В чем суть этого замысла, как я понимаю? Для достижения единства с Божией волей необходимо обожение человеческой природы. При обожении человека не только Бог пребывает в нем, но и человек пребывает в Боге, то есть все мысли, чувства его устремлены к Богу и он живет ради Бога и как бы дышит Богом. И поэтому человек желает того же, что желает и Бог.
Человек не может сам обожить человеческую природу. Обожение человеческой природы достигается только воплощением Сына Божия и Жертвой Его ради исполнения воли Отца. После воплощения Бога человеку предоставляется возможность духовно родиться от обожженной человеческой природы воплощенного Бога (Нового Адама). При духовном рождении в человеке поселяется семя обоженой человеческой природы, которое получает духовную пищу и произрастает при устремлении человека к Богу и исполнении Его заповедей. Человеку становится возможным стать причастным к обоженой человеческой природе воплощенного Бога и жертвенной любви Его.
Кроме того,
только через воплощение Сына Божия мы можем познать Бога, Которого никто из людей не может видеть. «
Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела»
(Иоан.14:8-10). Только благодаря воплощению Бога мы можем стать подобным Ему, если будем стремиться стать подобным Христу.
Итак,
спасение воплощением Сына Божия и Жертвой Христа понадобилось вовсе не потому, что прародители согрешили. Оно понадобилось для того, чтобы обожить человеческую природу и привить ее человеку, стремящемуся к Богу. И это достигается не иначе, как духовным рождением от Нового Адама, Который в отличие от первозданного Адама един с волей Бога, то есть не может согрешить. И об этом пишут некоторые святые.
Афанасий Великий в творении «О воплощении Бога Слова» пишет: ‒
«Если бы человек внешним образомъ – в силу одного только всемогущаго божественнаго слова, удерживался от смерти, то природа его в своей сущности все же оставалась бы смертной. Поэтому необходимо было Богу, во-первых, привить человеческую бренную природу к бессмертному Божеству, что и совершилось через воплощение Господа, а во-вторых, необходимо было Богу уже после Его воплощения и смерти умертвить в человеческой природе самую смерть, что и осуществилось через воскресение Христа».
Святитель Игнатий (Брянчанинов): ‒ «
Обновляемые крещением человеки облекаются не в первоначальный, непорочный образ первозданного человека, но в образ человека небесного, Богочеловека [166]. Второй образ столько превосходнее первого, сколько Богочеловек превосходнее первого человека в его состоянии непорочности». Как сказано апостолом Павлом, «
все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (
Гал.3:27).
А в другом месте апостол пишет
о душевном теле первозданного Адама, как о посеянном Богом семени, которое внутри (в душе) содержит образ Божий, а снаружи ‒ способную к тлению оболочку души. ‒ «
Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. …Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные»
(1Кор.15:36-48).
3. Но почему же Сын Божий не воплотился в раю для того, чтобы обожить человеческую природу и спасти человека от всякого согрешения уже в раю? Ответ на этот вопрос можно понять из слов праведного
Иоанна Кронштадтского, который объясняет почему Спаситель не являлся так долго. «
Прежде, чем явился на земле Бог во плоти, Сын Божий, — чтобы пожить с человеками и научить их богопознанию и святой, богоугодной жизни, пострадать и умереть за них, — прошло много времени, много веков. Отчего так? Оттого, что, … нужно было дать им время испытать весь вред от своеволия, от греха; нужно было дать им узнать на опыте, как ложны слова диавола: будете яко бози (Быт. 3, 5); нужно было дать им время испытать свое бессилие в борьбе со грехом, чтобы им самим всею душою пожелать вышней помощи при бесполезности своих усилий. Оттого именно Отец Небесный отложил сошествие на землю Сына Своего на несколько тысяч лет после падения первых людей. И в это время люди видели и испытали всякое зло и всякое бедствие, какое только мог породить грех, человекоубийца диавол, злая человеческая воля или праведный гнев Божий, — так, что под конец все люди стали желать и ждать вышней помощи, — все познали опытом, что зло и горько оставлять Бога (ср.: Иер. 2, 19)…
Когда зло в роде человеческом дошло до крайней степени, когда люди испытали бессилие свое для добра, — ясно увидели все и почувствовали нужду в небесном Избавителе от греха; когда мучительство врага рода человеческого — диавола — дошло также до крайней степени, — тогда–то пришло исполнение времен, и Бог Отец послал Единородного Сына Своего, Им же и веки сотвори (ср.: Евр. 1, 2) и Он, Премилосердый, «не терпя зрети от диавола мучима рода человеча» пришел к нам на землю, чтобы спасти нас и чтобы разрушить дела диаволя (ср.: 1 Ин. 3, 8)».
И тот мир, который Бог создал на 6-й день Творения без участия человека, был «весьма хорош» не для блаженного проживания в нем человека, а для познания всего того, о чем пишет преподобный Иоанн Кронштадтский и в результате для покаяния человека.
– Во-первых, первозданного Адама
, содержащего в душе образ Божий, навеянный животворящим вдыханием Бога, и чувственную плоть, Бог
создал весьма хорошим для покаяния и победы над гордостью. «
Сотворил его в одно и то же время духом и плотию: духом по благодати, плотию - в предупреждение гордости; духом - затем, чтобы он оставался неизменным и прославлял Благодетеля, плотию - затем, чтобы страдал и страдая памятовал о том, кто он, и, впадая в гордость, вразумлялся» (Преп.
Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.2. Глава XII. О человеке).
– Во-вторых, о весьма хорошем для покаяния первозданном мире пишет св.
Иоанн Златоуст: – «
Так как в видимой природе создан не только свет, но и тьма, противоположная свету, "не только день, но и ночь, противоположная дню, а между произрастаниями земли не только полезные травы, но и вредные, и деревья не только плодоносные, но и бесплодные, и животные не только кроткие, но и дикие и лютые,…и на земле не только обитаемые места, но и необитаемые, не только ровные поля, но горы и дебри, и между птицами не только ручные и годные нам в пищу, но хищные и нечистая, например ястребы и коршуны и многие другие подобные, также между происшедшими из земли животными не только кроткие, но змеи, ехидны, драконы, львы и рыси, да и в воздухе не только ветры и дожди полезные, но град и снег, и вообще, если подробно рассмотреть все, в каждом роде тварей найдешь не только полезное нам, но и кажущееся вредным, – то, чтобы впоследствии никто, смотря на творения Божий, не смог осуждать их и говорить: зачем то? на что это? или: это хорошо сделано, а это не хорошо, – св. Писание, заграждая, так сказать, уста всем, дерзающим судить неблагонамеренно, по создании всего в шестой день говорит: «и виде Бог вся, елика сотвори: се добра зело». Что может сравниться с таким удостоверением, когда сам Творец всего объявляет и говорит, что все созданное хорошо, весьма хорошо?» (
Беседы на книгу Бытия. Беседа 10).
Поэтому, насколько я понимаю,
не было всеобщей вселенской катастрофы от грехопадения прародителей, которая неузнаваемо изменила созданный Богом мир. Катастрофа случилась лишь в райском саду. И с тех пор рай исчез с земли. А на самой земле было лишь некоторое ухудшение условий проживания человека из-за проклятия Божия, необходимого для осознания человеком, что грехи ухудшают его жизнь. Да и в дальнейшем, когда грех человека чрезмерно возрастал, Бог поступал также – Великий потоп, сжигание городов Содом и Гоморра.
После грехопадения человек не только сам подвергнулся порче, но и своей греховной деятельностью стал постепенно разрушать Творение Божие, а тварь перестала подчиняться человеку.
4. А тот рай в малом уголке земли, в райском саду, Бог создал лишь как образец будущего Царствия Небесного, чтобы человек знал, как хорошо ему пребывать вместе с Богом в единстве творческого общения с Ним и что это единство есть источник невыразимых благ. А также чтобы, познав в раю свое предназначение и райскую жизнь во временном нетлении и блаженстве, человек стремился вернуться к Богу с той неустроенной земли, с которой он был введен Богом в рай и которая была
«весьма хороша» для покаяния. И для проживания на этой земле
Быт.1:28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
И Адам должен был самостоятельно в единении с волей Божией научиться взращивать рай, живя на этой земле, а главное,
возделывать рай в душе своей и хранить душу свою от всякого греха.
Только после изгнания из рая, человек познал Бога как любящего Отца, познал жертвенную любовь и милость Бога.
И на основе того, что Бог создал на 6-й день Творения,
Бог теперь с участием человека создает новое небо и новую землю (Царство Небесное) и совершенного человека, который никогда не согрешит. И этот новый мир, и новое небо предназначены для человека, как венца Творения, и для возрастания его в любви и творчестве.
Таков, как я думаю, был с самого начала первоначальный и единственный план Божий по совершенствованию человека, созданного Богом по образу Божиему.