Свт. Григорий Нисский предполагал, что рождение людей в раю могло быть подобно таинственному размножению Ангелов:
Если бы из-за греха не произошло с нами никакого извращения и отпадения равночестия с Ангелами, то таким же образом и мы для размножения не нуждались [бы] в браке. Но каков способ размножения в природе Ангелов – неизреченно и неуразумеваемо это человеческими догадками, кроме лишь того, что он непременно существует. Такой же способ мог бы действовать и у людей, умаленных малым чим от Ангел (Пс. 8, 6), приумножая естество до меры, определенной советом Создавшего29.
Насколько мне известно, нигде
в Библии нет даже намека на то, что Ангелы вообще способны размножаться. Поэтому и вопрос о способе размножения Ангелов не имеет смысла. Скорее всего,
ангелы были созданы Богом при создании духовного мира
единовременно без использования размножения их друг от друга.
О том, что Ангелы не рождают детей и рождения детей в раю не будет, можно понять из высказывания Иисуса Христа – «
чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения»
(Лук.20:34-36).
На вопрос о том,
почему прародители им ни разу не воспользовались, свт.
Игнатий (Брянчанинов) отвечает, что их
грехопадение совершилось, по-видимому, слишком скоро.
А разве Бог не мог подождать, когда прародители выполнят первую заповедь (о размножении), а лишь потом давать вторую заповедь и оставлять Адама и Еву наедине с лукавыми речами змия?
Ведь именно тогда, когда Бог дал вторую заповедь и
попустил испытание, зарождающийся в душе прародителей грех гордости от своих успехов,
себялюбия и возвышения себя над Богом проявился наружу, как и сказано у апостола: – «
Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил»
(Рим.7:9).
Это был не промах мимо цели, которая состояла в том, чтобы человеку быть всегда в единстве с Богом и Его волей,
а сознательный выбор ими другой цели – исполнять свою волю, а не Божию волю.
И если бы Бог повременил с испытанием, которое, как я предполагаю, было направлено на то, чтобы обнажить пока еще слабые ростки гордости и уничтожить их познанием немощи человеческой сделать что-либо благое без Бога, то эти ростки гордости развились бы до такой силы, что грехопадение прародителей стало бы необратимым и покаяние, а вместе с ним и спасение от греха, стало бы невозможным. Зреющий нарыв этот, невскрытый вовремя, прорвался бы наружу в виде противоборства Богу. И свидетельством этому служит грехопадение, которое случилось в духовном мире, когда в мире еще не было никакого зла. Это случилось с одним из наиболее совершенных в любви к Богу существа со свободной волей – Ангелом Денницей, который увлек в падение и некоторых других Ангелов, любивших его и преклонявшихся перед его совершенством.
Без чувственного и опытного познания страдательных и отвратительных последствий греха, познания немощи своей избавиться от них и устремления к Богу за спасением от греха, зла и смерти невозможно приобрести смирение, препятствующее зарождению гордости, а следовательно, и невозможно достижения состояния «никогда не грешить».
"...Они[/B] (Адам и Ева.) не имели понятия о рождении детей; а надлежало им сперва созреть, а потом умножаться"32
Что значит сперва созреть? Достигнуть обожения и совершенства «никогда не грешить», а потом родить? Но это не так. Мы же знаем, что на самом деле прародители наши родили детей прежде, чем достигли такого совершенства. Судя по тому, что Бог попустил грехопадение прародителей до рождения ими детей, следует, наверное, сказать – «
надлежало им сперва согрешить, а потом умножаться». То есть рождение детей возможно было только после изгнания из рая.
Почему же Бог поспешил устроить испытание до того как прародители выполнили заповедь о размножении? Наверное, потому, что
рождение детей в раю в принципе исключено Им.
В самом деле,
допустим, что Адам и Ева родили бы детей в раю до своего грехопадения.
Даже, если бы они выполнили заповедь о невкушении запретного плода, то родили бы детей такими же, какими Бог создал их самих. А Бог создал Адама и Еву,
способными согрешить или не согрешить.
Так как рожденные безгрешными прародителями дети могли бы согрешить или не согрешить, то их снова пришлось бы испытывать в раю змием или каким-либо другим злом. Но что это за рай, в котором будет постоянно пребывать зло для испытания рождающихся детей?!
И при этом не будет никаких гарантий, что эти дети не согрешат и не понадобится спасать их Жертвой Христа.
Однако некоторые скажут, что испытание состояло в проверке качества Адама. И если бы Адам оказался качественным, то Бог бы утвердил его штампом качества (ОТК) и от качественного Адама рождались бы качественные дети, которые всегда были бы послушными. Но это не так. Испытание состояло не в проверке качественный или бракованный (послушный или непослушный) оказался созданный Богом первозданный Адам. Бог не мог создать бракованный образец. И Он Сам сказал, что все созданное Им было весьма хорошо. Первозданный Адам был создан Богом настолько совершенным, насколько совершенным можно было его создать на тот момент создания Творения. Соответственно этому не было бы никакой потребности в испытании Богом качества первозданного человека.
Испытывалась свободная воля, а не качество Адама. Также и у детей Адама потребовалось бы испытывать свободную волю их, по которой они могли согрешить или не согрешить. И если бы они согрешили в испытании, то
все-таки произошло бы грехопадение человека.
P.S. Замечу также здесь, что если бы было возможно детям рождаться в раю со свойством никогда не грешить, то Бог сразу бы создал Адама и Еву с этим свойством (быть всегда послушным) и тогда вообще не понадобилось бы испытания прародителей змием. Но это были бы бесчувственные роботы, лишенные любви, а не люди со свободным выбором между добром и злом.