For Сергий_
https://www.pravenc.ru/text/75604.html
"Идея А. была близка свт.
Григорию Нисскому. Он, подобно
Оригену, рассматривал проблему всеобщего спасения сквозь призму религиозно-философских представлений о природе добра и зла. Добро происходит от Бога, и оно ипостасно, т. е. существует самостоятельно. Зло же есть «не сущее» (μὴ ὄν), оно лишь отсутствие добра и как таковое не является ипостасью. «Различие добродетели и порока,- пишет святитель,- представляется не как различие каких-либо двух ипостасных явлений. Напротив того, как несуществующему противополагается существующее, и нельзя сказать, будто бы несуществующее ипостасно отличается от существующего; утверждаем же, что небытие противоположно бытию; таким же образом и порок противоположен понятию добродетели, не как что-либо само по себе существующее, но как нечто разумеемое под отсутствием лучшего. И как говорим, что зрению противоположна слепота, под слепотою разумея не что-либо само по себе в естестве существующее, но лишение предшествующей способности, так утверждаем, что и порок усматривается в лишении добра, как бы некая тень, появляющаяся по удалении луча» (Or. catech. 6).
При всей агрессивности зло, по замечанию свт. Григория Нисского, бессильно противостоять добру, а «безрассудство естества нашего не выше и не тверже Божественной премудрости» (De hom. opif. 21). Поэтому «порок не простирается в беспредельность»; дойдя до «предела», он исчезнет и уступит место добру, «потому что Естество доброт до неисчетности во много крат преизбыточествует пред мерою порока» (Ibidem). Решение проблемы А. свт. Григорий видит не только в бесперспективности зла, но и в
воплощении Бога Слова, в к-ром открылась возможность победы над грехом и смертью и возвращения к новой жизни. Причем через боговоплощение Христос «врачует» не только человека, но и «самого изобретателя порока» (т. е. диавола) (Or. catech. 26). При этом адские мучения, согласно свт. Григорию, являются лишь средством духовного врачевания (см.
Чистилище) и как таковые не могут быть вечными; если же в Свящ. Писании и говорится об их вечности, то это допускается исключительно с воспитательной целью.
Наряду с учением о всеобщем спасении у свт.
Григория Нисского встречаются изречения и выражения, к-рые могут показаться противоречащими этому учению. Рассуждая о человеке, отлученном от Церкви, святитель отмечает, что его душа, «будучи заключена в мрачное некое место... останется там, казнясь нескончаемым и во веки непрекращающимся плачем» (Castig.).
В слове «Против ростовщиков» он обличает стяжателя, к-рого ожидает «вечное наказание» (Contr. usur.). Свт. Григорий использует и такие выражения, как «огненное мучение, и притом вечное» (De Benefic.), «гибель вечная» (Adv. Ar. et Sab. 6) и др. Во всех этих случаях он употребляет слова αἰών («век») и αἰώνιος («вечный»), к-рые, по мнению митр. Макария (Оксиюка), исследовавшего эсхатологическое учение свт. Григория Нисского, означают здесь «чрезвычайно долгую продолжительность». Когда же свт. Григорий размышляет о «вечности в абсолютном смысле», то использует слова ἄπειρος («беспредельный», «бесконечный») и ἀΐδιος («постоянный», «вечный»). С их помощью он описывает, напр., вечность Божественной жизни, Бога как Царя предвечного, Который «будет царствовать вовеки и в вечность» (Исх 15. 18), и т. п. (
Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св.
Григория Нисского. К., 1914. М., 1999р. С. 386-387)."
(!) "
«безрассудство естества нашего не выше и не тверже Божественной премудрости» (De hom. opif. 21). Поэтому «порок не простирается в беспредельность»; дойдя до «предела», он исчезнет и уступит место добру, «потому что Естество доброт до неисчетности во много крат преизбыточествует пред мерою порока» (Ibidem)."
На отличие αἰώνιος и αἰών (употребленного не только свт. Григорием, но и в Евангелии) от ἄπειρος я писал выше, думаю, что совсем не случайно употреблены именно αἰώνιος и αἰών .
---------------------------------------
"Решение проблемы А. свт. Григорий видит не только в бесперспективности зла, но и в
воплощении Бога Слова, в к-ром открылась возможность победы над грехом и смертью и возвращения к новой жизни."
Как Вы думаете почему с воплощения Бога Слова "открылась возможность победы над грехом и смертью и возвращения к новой жизни"?
---------------------------
"АНАФЕМА тем:
9. Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, — да будет анафема."
- То, что будет наказанием для демонов и нечестивых людей несомненно не будет иметь конца.
- Несомненно что не будет восстановления демонов и нечестивых людей.
Но, из этого совсем не следует что ипостаси демонов и нечестивых людей будут пребывать в своих состояниях (демоническом, нечестивом) бесконечно (ἄπειρος - «беспредельный», «бесконечный»).