Спасибо за участие в теме, ув. Леонид.
Дело в том, что Геннадий действительно привёл неудачные иллюстрации для поддержания своей мысли о наличии пейзажа в русской иконописи. Но это не означает, что сама его идея не верна.
Вот, например,
икона «Зосима и Савватий Соловецкие» начала XVIII века, очень необычная.
Посмотреть вложение 31875
На ней изображены Зосима и Саватий Соловецкие с развернутыми свитками в руках на фоне панорамы Соловецкого монастыря. И на переднем плане - море с кораблями и фантастическими рыбами. Около изображенного монастыря - жанровые сценки из жизни обитателей и группы людей в светских одеждах.
Вокруг «средника» - центральной части иконы - 20 маленьких картинок - «клейм», два из которых со сценами перенесения мощей Зосимы и Савватия, остальные - с изображением чудес. Монастырь изображен со всеми постройками на момент начала XVIII века, а также с церквями за пределами кремля с указанием расстояния до них. Кроме того, чтобы уж совсем было все понятно на этой иконе-карте, то они все и подписаны - «мелница с толчеями», «поварня», «кузница» и даже отмечено место на море, где «рыбные ловитвы».
Указаны и острова: «Заецкий идеже церковь святаго апостола Андрея от лавры», «Анзерский идеже церковь Троицы и монашеское скитское житие от лавры». Вот только план крепостной стены имеет не пяти- (как ныне), а четырехугольную форму. Заканчивается текст надписью о втором приезде Петра Первого с царевичем Алексеем на Соловки в 1702 году и датой - 1711 год.
Кроме того, на иконе среди группы изображенных людей в светских одеждах можно найти человека, опирающегося на трость. Есть предположения, что это и есть Петр Первый, сошедший с корабля, на котором развевается флаг с двуглавым орлом. Искусствоведы предполагают, что столь детальному «пейзажу» икона обязана некой гравюре, на которой был запечатлен визит императора на Соловки. Во всяком случае, жанровые сцены, достоверное изображение-план тогдашнего Соловецкого монастыря придают иконе светский исторический характер.
А что, видение славы Божьей исключает видение преображенного творения в его целостности? В словах Петра я выделил слово
здесь, как ключевое в понимании идеи преображения мира.
Псалтирь 56:6
Будь превознесен выше небес, Боже, и
над всею землею да будет слава Твоя!
И в теме поставлен вопрос не о превращении иконописи в живопись, а о развитии идеи иконописного пейзажа в его полноте, включая обоснование правильного отношения молящегося к его внутреннему духовному содержанию, ибо речь идёт о видении невидимого:
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
(С)
2. Коринфянам 4:17-18
17. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, 18. когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.