Обладают ли лица Троицы ипостасной волей?

Крещён в Православии
Да, но действия Трех Лиц - действия при творении разные.
Слова мои. Так я их и пояснил словами:
Да, но сказано: "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их" (Пс. 32:6).
Упрощенно можно сказать так: Словом Господа сотворены небеса (т.е. все, что отвечает на вопрос "что"), и духом уст Его - все воинство их (т.е. все, что отвечает на вопрос "кто"). Слово Господа - Слово Божие, предвечный Логос; дух уст Его - Дух Святой.
Словом Господа сотворены небеса ... Вот действие Слова Господа, Слова Божьего, Логоса.
... и духом уст Его - все воинство их ... т.е. сотворено воинство небесное; и это действие Духа Святого. Что не так?

Слово Господа сотворило небеса;
дыханием Божьим (Духом Святым) сотворено воинство небесное.
 
Православный христианин
Слова мои. Так я их и пояснил словами:

Словом Господа сотворены небеса ... Вот действие Слова Господа, Слова Божьего, Логоса.
... и духом уст Его - все воинство их ... т.е. сотворено воинство небесное; и это действие Духа Святого. Что не так?

Слово Господа сотворило небеса;
дыханием Божьим (Духом Святым) сотворено воинство небесное.
Простите, но я не вижу в ваших словах ЕДИНСТВА?
«...исповедуем, конечно, совершенные Ипостаси, чтобы не помыслить о сложении в Божественной природе. Ибо сложение – начало раздора. И опять говорим, что три Ипостаси находятся Одна в Другой, чтобы не ввести множества и толпы богов. Через три Ипостаси понимаем несложное и неслиянное; а через единосущие и бытие Ипостасей – Одной в Другой, и тождество как воли, так и деятельности, и силы, и могущества, и, чтобы так мне сказать, движения понимаем неразделимое и бытие единого Бога. Ибо поистинеодин Бог, Бог, и Слово, и Дух Его.
(преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры).
Подробнее:
Глава 8. О Святой Троице
ВЫ просто разделяете одного ТВОРЦА, что не понятно?
 
Крещён в Православии
ВЫ просто разделяете одного ТВОРЦА, что не понятно?
В моих словах:
Да, но сказано: "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их" (Пс. 32:6).
Упрощенно можно сказать так: Словом Господа сотворены небеса (т.е. все, что отвечает на вопрос "что"), и духом уст Его - все воинство их (т.е. все, что отвечает на вопрос "кто"). Слово Господа - Слово Божие, предвечный Логос; дух уст Его - Дух Святой.
Словом Господа сотворены небеса ... Вот действие Слова Господа, Слова Божьего, Логоса.
... и духом уст Его - все воинство их ... т.е. сотворено воинство небесное; и это действие Духа Святого. Что не так?

Слово Господа сотворило небеса;
дыханием Божьим (Духом Святым) сотворено воинство небесное.
в чем конкретно Вы видите "разделение Творца". Я - не вижу. Вы можете конкретно мне объяснить, в чем Вы видите разделение?
 
Православный христианин
В моих словах:


в чем конкретно Вы видите "разделение Творца". Я - не вижу. Вы можете конкретно мне объяснить, в чем Вы видите разделение?
Три Лица, имеют:
  • одну волю (желание и волеизъявление),
  • одну силу,
  • одно действие: любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство. Это действие всегда правосудно, милосердно, свято...
 
Крещён в Православии
Что из этих слов: "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их" противоречит этому:
  • одну волю (желание и волеизъявление),
  • одну силу,
  • одно действие: любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство. Это действие всегда правосудно, милосердно, свято...
?
На Ваш взгляд.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Нельзя термин Богочеловек относить ни к ипостаси, ни к природе, ибо это все создаёт предпосылки для ереси.
Да неверное толкование в рамках определительных, может да не только может, а и создаёт всякие еретические отклонения.Но Воплотившаяся Ипостась Бога, а это значит принявшая в Себя человеческую природу, имеет в себе две природы.Божественную и человеческую.

Наверно более корректно понятие Богочеловек, можно относить к Воплотившейся Ипостаси, а не просто к Ипостаси.А Вополотившаяся Ипостась-это Иисус Христос.
Тогда относим к Нему, и избегаем различных толкований.
Да Вы правы, необходимо уточнение, о какой Ипостаси идет речь.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Прошу прощения, для более точного изложения моего понимания я ввел в свой цитируемый отрывок словосочетание "... как бы мы не называли Божественную волю Христа, она всегда останется Триединой волей...". В то же время Бог-Слово добровльно принял Человеческую волю, которая во всем согласуется с Его Божественной волей, а Божественное и Человеческое волеизъявление Спастеля сонаправлены во имя нашего спасения. Вот как-то так, корректируйте...
Мы ведем речь не о том, что во Христе воля Бога, а не Второй Ипостаси.Мы о ином.О том что во Христе нет как Вы пишите, человеческой воли.Одна только Воля Троицы.
А понятие "некой Ипостасной воли Христа" я употребил сознательно, чтобы акцентировать внимание на том, что как бы мы не называли волю Христа, эта воля всегда останется Триединой волей Триипостасного Бога, ибо и Христос-Слово, и Отец Небесный, и Дух Святой по Сути Своей есть Триединый Бог-Творец, обладающий единой волей: "Три Лица, имеют: одну волю, одну силу, одно действие"
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Здесь я вслед за прп. И. Дамаскиным выступаю против понятия "совет" по отношению к Божественному Триединству и даже не пытаюсь как-то заменить понятие "Предвечный Совет". Этот термин в любом аспекте просто не укладывается в мое понимание.
А Дамаскин не выступает против Совета во Святой Троице.Вы разберитесь о чем он ведет речь в этой части своего учения.
"Должно же знать, что мы хотя и говорим о желании в Боге, но не говорим о свободном выборе в собственном смысле. Ибо Бог не совещается, так как советоваться свойственно неведению. Ибо никто не совещается относительно того, что известно. А если совещание свойственно незнанию, то во всяком случае также – и свободный выбор. Бог же, Который все просто знает, не совещается.

Но не говорим о совете или свободном выборе и в душе Господа, потому что Он не имел неведения".


Здесь речь идет о том, что внутри Себя Иисус Христос, не вел никаких совещаний и дискуссий.Ему изначально как Богу было всё известно.
.
 
Крещён в Православии
Да неверное толкование в рамках определительных, может да не только может, а и создаёт всякие еретические отклонения.Но Воплотившаяся Ипостась Бога, а это значит принявшая в Себя человеческую природу, имеет в себе две природы.Божественную и человеческую.
Сергей, хочу обратить внимание, что воплотилось Божество, а не Божественная ипостась Сына. Божественная Ипостась Сына не изменилась, но посредствам соединение Божества и человеческой природы, дала последней Божественное бытие.
Наверно более корректно понятие Богочеловек, можно относить к Воплотившейся Ипостаси, а не просто к Ипостаси.А Вополотившаяся Ипостась-это Иисус Христос.
Тогда относим к Нему, и избегаем различных толкований.
Да Вы правы, необходимо уточнение, о какой Ипостаси идет речь.
Нельзя говорить о Воплотившейся Ипостаси. Можно говорить о Боге воплощенном.
 
Православный христианин
воплотилось Божество, а не Божественная ипостась Сына.
Вячеслав, вот здесь вы не правы.
«…что Божество соединилось с человечеством в одной из Своих Ипостасей, мы узнали; и что Бог принимает образ, то есть чужую сущность, именно одинаковую с нашей, сказано. Ибо имя Бог ставится о Каждой из Ипостасей, а слова Божество мы не можем сказать об Ипостаси. Ибо мы не слышали, что Божество есть один только Отец или один только Сын, или один только Дух Святой; ибо слово Божество обозначает естество; а слово: Отец – Ипостась, подобно тому как и человечество – естество, а Петр – ипостась. Слово же Бог обозначает общность естества и в отношении к каждой Ипостаси равно имеет место, подобно тому как и слово: человек. Ибо Бог – Тот, Который имеет Божеское естество, и человек – тот, кто имеет человеческое.
Кроме всего этого, должно знать, что Отец и Дух Святой ни в каком смысле не участвовали в воплощении Слова, если не в отношении к Божественным знамениям и в отношении к благоволению и желанию…».
(преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры).
Глава 11 (55). Об естестве, которое созерцается в роде и в неделимом, и о различии как соединения, так и воплощения; и о том, каким образом должно понимать [выражение]: «Единое естество Бога Слова – воплощенное»
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Божественная Ипостась Сына не изменилась, но посредствам соединение Божества и человеческой природы, дала последней Божественное бытие.
Конечно Ипостась Сына не изменилась.Но вот Божественное бытиё, как-то затеняет нашу природу.Христос имел и наше человеческое бытиё, Сам именовал Себя Сыном Человеческим.Природа наша была обожена, это да, но воля осталась природной, человеческой.
Насчет же Второй Ипостаси к тому что привел Сергий, можно добавить второй член Символа веры.

.2. "И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша."
Итак, второй член Символа веры говорит нам, что Вторая Ипостась Святой Троицы является Единородным Сыном Божиим, Который рожден Отцом прежде сотворения всего видимого и невидимого, даже до сотворения времени. Он рожден, а не сотворен, это сказано, чтобы опровергнуть лжеучения еретиков, в частности — Ария, учившего о тварности Сына Божия.
 
Крещён в Православии
Вячеслав, вот здесь вы не правы.
«…что Божество соединилось с человечеством в одной из Своих Ипостасей, мы узнали; и что Бог принимает образ, то есть чужую сущность, именно одинаковую с нашей, сказано. Ибо имя Бог ставится о Каждой из Ипостасей, а слова Божество мы не можем сказать об Ипостаси. Ибо мы не слышали, что Божество есть один только Отец или один только Сын, или один только Дух Святой; ибо слово Божество обозначает естество; а слово: Отец – Ипостась, подобно тому как и человечество – естество, а Петр – ипостась. Слово же Бог обозначает общность естества и в отношении к каждой Ипостаси равно имеет место, подобно тому как и слово: человек. Ибо Бог – Тот, Который имеет Божеское естество, и человек – тот, кто имеет человеческое.
Кроме всего этого, должно знать, что Отец и Дух Святой ни в каком смысле не участвовали в воплощении Слова, если не в отношении к Божественным знамениям и в отношении к благоволению и желанию…».
(преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры).
Глава 11 (55). Об естестве, которое созерцается в роде и в неделимом, и о различии как соединения, так и воплощения; и о том, каким образом должно понимать [выражение]: «Единое естество Бога Слова – воплощенное»
Сергей, воплотилось Божество Слово, а не Ипостась Слово. Божество Слово воплотилось в Ипостаси Слово, то есть Божество в Божественной Ипостаси соединилось с человеческой природой. Об этом говорится в цитате, которую Вы привели выше.

Из той же ссылки:
"Иное, конечно, есть соединение и другое – воплощение. Ибо соединение обозначает одну только связь; а для чего произошла эта связь, оно еще не показывает. Воплощение же, но одно и то же сказать и вочеловечение, обозначает связь с плотью или – человеком; подобно тому как и накаливание железа обозначает соединение его с огнем. Действительно, сам блаженный Кирилл во втором послании к Сукенсу, истолковывая слова: Единое естество Бога Слова – воплощенное, говорит таким образом: «Ибо, если бы, сказав об едином естестве Слова, мы умолкли, не прибавив слова воплощенном, но как бы вне полагая воплощение, то, может быть, конечно, и не была бы неправдоподобной речь у тех, которые притворно спрашивают: если все – единое естество, то где совершенство в человечестве? Или каким образом существует равная нашей сущность? А после того как через слово: воплощенное введено и совершенство в человечестве, и указание на сущность, равную нашей, то да перестанут опираться на тростниковый жезл». Итак, здесь естество Слова он поместил вместо [самого] естества. Ибо, если бы он взял естество вместо ипостаси, то не было бы нелепо сказать об этом и без слова воплощенное. Ибо, независимо говоря об единой Ипостаси Бога Слова, мы не погрешаем. Подобным же образом и Леонтий Византийский понял это место об естестве, а не об ипостаси. А блаженный Кирилл в Апологии против упреков Феодорита за второй его анафематизм говорит таким образом: «Естество Слова, то есть Ипостась, что есть Самое Слово». Поэтому изречение «естество Слова» не обозначает ни одной только ипостаси, ни союза ипостасей, но общее естество, всецело созерцаемое в Ипостаси Слова".
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Конечно Ипостась Сына не изменилась.Но вот Божественное бытиё, как-то затеняет нашу природу.Христос имел и наше человеческое бытиё, Сам именовал Себя Сыном Человеческим.Природа наша была обожена, это да, но воля осталась природной, человеческой.
Сергей, во Христе Боге нет и не может быть человеческого бытия. Сын человеческий именуется по человеческой природе, а не по человеческому бытию. Человеческая природа Иисуса Христа получила в Его Божественной Ипостаси Божественное бытие.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Поэтому изречение «естество Слова» не обозначает ни одной только ипостаси, ни союза ипостасей, но общее естество, всецело созерцаемое в Ипостаси Слова".
Это не о отрицании Воплощения Второй Ипостаси.Это о том, что нет трех Богов, нет личной отдельной Ипостасной Воли, есть Воля Бога в Ипостаси Слова.
Вообще весь выше пост, это от том, как правильно понимать формулу-Единая природа Бога Слова воплощенная.От Кирилла Александрийского.
во Христе Боге нет и не может быть человеческого бытия.
А оно было.
Сын человеческий именуется по человеческой природе, а не по человеческому бытию. Человеческая природа Иисуса Христа получила в Его Божественной Ипостаси Божественное бытие.
Понимаете, во Христе было всё от нас.Тело, душа, дух, если бы Он родился естественным путем, то у Него была бы и человеческая ипостась, ибо природы, без ипостаси не существует.
Но соединение природ, произошло НЕ слитно.Каждая осталась сама собой.Воля Бога, не "уничтожила" волю человека.
Рубежом была человеческая смерть.Христос ведь умер по человечеству, насильно, но умер.А по Божеству, "знающему" что Он безгрешный, Он по человечеству и Воскрес.
Богочеловек и означает то, что в Ипостаси было две природы-Бога и человека.
Сергей, воплотилось Божество Слово, а не Ипостась Слово.
Вот это совсем не понятно. Не возможно думать что существует ещё и Божество Слово, и Ипостась Слово, которая есть Сам Бог.
Божество Слово воплотилось в Ипостаси Слово, то есть Божество в Божественной Ипостаси соединилось с человеческой природой.
Божественная природа, в данном случае нами рассматривается в категории-Воля.
В Ипостаси -любой, наличествовала Воля Бога.Не человек обожился, а Бог Вочеловечился.
Сын Божий был и Сыном Человеческим.НЕ изменно.

"а слова Божество мы не можем сказать об Ипостаси." Поэтому-Божество Слово воплотилось в Ипостаси Слово,-не имеет продолжения.
"Кроме всего этого, должно знать, что Отец и Дух Святой ни в каком смысле не участвовали в воплощении"-значит воплотилась Вторая Ипостась, Сын Божий.
 
Крещён в Православии
Человеческое бытие есть человеческая ипостась. Бог Слово воспринимает начаток нашей природы, а именно разумную душу и тело без человеческой ипостаси (человеческого бытия), давая воспринятому Свое Божественное бытие. Разумная душа и тело Иисуса Христа в Его Ипостаси по образу своего бытия стали Богом (не по сущности и не по благодати).

Впрочем об этом уже неоднократно говорили.
 
Православный христианин
Сергей, воплотилось Божество Слово, а не Ипостась Слово. Божество Слово воплотилось в Ипостаси Слово, то есть Божество в Божественной Ипостаси соединилось с человеческой природой. Об этом говорится в цитате, которую Вы привели выше.

Из той же ссылки:
"Иное, конечно, есть соединение и другое – воплощение. Ибо соединение обозначает одну только связь; а для чего произошла эта связь, оно еще не показывает. Воплощение же, но одно и то же сказать и вочеловечение, обозначает связь с плотью или – человеком; подобно тому как и накаливание железа обозначает соединение его с огнем. Действительно, сам блаженный Кирилл во втором послании к Сукенсу, истолковывая слова: Единое естество Бога Слова – воплощенное, говорит таким образом: «Ибо, если бы, сказав об едином естестве Слова, мы умолкли, не прибавив слова воплощенном, но как бы вне полагая воплощение, то, может быть, конечно, и не была бы неправдоподобной речь у тех, которые притворно спрашивают: если все – единое естество, то где совершенство в человечестве? Или каким образом существует равная нашей сущность? А после того как через слово: воплощенное введено и совершенство в человечестве, и указание на сущность, равную нашей, то да перестанут опираться на тростниковый жезл». Итак, здесь естество Слова он поместил вместо [самого] естества. Ибо, если бы он взял естество вместо ипостаси, то не было бы нелепо сказать об этом и без слова воплощенное. Ибо, независимо говоря об единой Ипостаси Бога Слова, мы не погрешаем. Подобным же образом и Леонтий Византийский понял это место об естестве, а не об ипостаси. А блаженный Кирилл в Апологии против упреков Феодорита за второй его анафематизм говорит таким образом: «Естество Слова, то есть Ипостась, что есть Самое Слово». Поэтому изречение «естество Слова» не обозначает ни одной только ипостаси, ни союза ипостасей, но общее естество, всецело созерцаемое в Ипостаси Слова".
Простите, но мне неизвестен Вячеслав "Дамаскин", а вот как понимает сам Иоанн Дамаскин, изучайте, коли не понимаете.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Человеческое бытие есть человеческая ипостась.
Да это так, но в случае со Христом Ипостасью нашей природы, стала Ипостась Святой Троицы.Таким образом "правило" соблюдено.
Бог Слово воспринимает начаток нашей природы, а именно разумную душу и тело без человеческой ипостаси (человеческого бытия), давая воспринятому Свое Божественное бытие.
Почему начаток? Вы же знаете, что не воспринято, то не исцелено.Бог воспринял нашу природу, с нашей же человеческой волей.Не хотелось бы доказывать две воли во Христе.Так как это базис христологии.
давая воспринятому Свое Божественное бытие
Вот здесь Вы можете пересекаться с предположениями Аполлинария Лаодикийского, где божественность уничтожает человечность.Но так как, не Слово а Дух Святой, производил Воплощение, то Слово осталось неизменяемым Словом, соединившись с духом человеческим, Не слитно.
Таким образом Божественное бытие, не касается человеческого воле изъявления.
Вообще эта фраза-Божество мы не можем сказать об Ипостаси.
Г
оворит о том, что не существует трех Богов, где каждый со Своим Божеством.
 
Крещён в Православии
Да это так, но в случае со Христом Ипостасью нашей природы, стала Ипостась Святой Троицы.Таким образом "правило" соблюдено.
Божественная Ипостась, став ипостасью для человека (природы) не перестала быть Божественной Ипостасью. Во Христе Боге есть человеческая природа, но нет человеческого бытия, ибо разумная душа и тело человека существую как Бог, без потери природной энергии и действия человеческой природы.
Почему начаток? Вы же знаете, что не воспринято, то не исцелено.Бог воспринял нашу природу, с нашей же человеческой волей.Не хотелось бы доказывать две воли во Христе.Так как это базис христологии.
Воля свойство разумной души человека, а не некая отдельная сила чего-то отличного от разумной души.
Вот здесь Вы можете пересекаться с предположениями Аполлинария Лаодикийского, где божественность уничтожает человечность.Но так как, не Слово а Дух Святой, производил Воплощение, то Слово осталось неизменяемым Словом, соединившись с духом человеческим, Не слитно.
Таким образом Божественное бытие, не касается человеческого воле изъявления.
Природа человека во Христе не исчезает, но существует как Бог.
Вообще эта фраза-Божество мы не можем сказать об Ипостаси.
Г
оворит о том, что не существует трех Богов, где каждый со Своим Божеством.
Конечно же одно Божество и Три Божественные Ипостаси. Во Христе человек соединился со всем Божеством, не перестав быть человеком и принадлежит только Божественной Ипостаси Сына.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Слушаюсь, Ваше благородие, Сергей Дамаскин!
Вячеслав, для меня более милее чистосердечное раскаяние Николая, чем ваш сарказм, который говорит, что вы не в состоянии принять свою ошибку.
«...с одной стороны, воплощение есть соединение с плотью, а с другой, то, что Слово сделалось плотью, значит то, что самая Ипостась Слова непреложно сделалась Ипостасью плоти. И что Бог сделался человеком и человек Богом, сказано. Ибо Слово, будучи Богом, без изменения сделалось человеком. А что Божество сделалось человеком, или воплотилось, или вочеловечилось, мы никогда не слышали...».
(преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры).
Глава 11 (55). Об естестве, которое созерцается в роде и в неделимом, и о различии как соединения, так и воплощения; и о том, каким образом должно понимать [выражение]: «Единое естество Бога Слова – воплощенное»
 
Сверху