- Православный христианин
Добрый день! Я бы, в принципе, этот вопрос и не поднимал, поскольку научен "школьным богословием" тому, что у Бога есть только единая (одна?) природная воля - и принимал это как неоспоримую данность. Но вот наткнулся в книге "Тринитарная истина бытия" довольно молодого (но с регалиями) богослова Олега Давыдова на следующую фразу: "...совершенное согласие ипостасей выражается в единстве воли".
Разве, говоря о согласии ипостасей между собой, мы тем самым уже не приписываем волю ипостаси, каждая из которых согласуется с другой - "соседней"? Вместе с этим начинает припоминаться и "предвечный совет", и то, что природа внутритроичных отношений может быть описана как совершенная любовь между ипостасями, но любовь есть действие свободное - возможна ли любовь не как проявление свободной ипостасной воли?
В этой логике можно было бы предположить, что три согласованных между собой воли в своей абсолютной когерентности уже есть не три воли, но одна. Тогда совершенное согласие ипостасных воль как бы образуют ту самую природную Волю, поскольку природа Троицы может быть описана как всесовершенная любовь (что не исключает и одновременной обратной причинно-следственной связи - природная воля образует воли ипостасные). Быть может воля Бога одна (природная) при трансцендировании Бога в мир, наружу, вне Себя, в то время как исключительно имманентно в Троице - три ипостасных воли, сонаправленных и образующих тем самым Единицу?
Впрочем, данным абзацем в рамках основного вопроса можно пренебречь, поскольку это уже мое личное "творчество".
Собственно, вопрос звучит так - встречалось ли кому-нибудь учение о ипостасных волях Троицы (но не являющихся при этом волями гномическими/выбирающими), которые, будучи различимыми (как различимы сами ипостаси), образуют единство (единую Волю) по любви и согласию?
И связанный с ним вопрос - обязательно ли ипостасная воля "обязана" быть гномической? Была ли у Адама до грехопадения помимо природной ипостасная воля - но не гноме?
Насколько такая постановка вопроса вообще корректна? Заранее спасибо.
Разве, говоря о согласии ипостасей между собой, мы тем самым уже не приписываем волю ипостаси, каждая из которых согласуется с другой - "соседней"? Вместе с этим начинает припоминаться и "предвечный совет", и то, что природа внутритроичных отношений может быть описана как совершенная любовь между ипостасями, но любовь есть действие свободное - возможна ли любовь не как проявление свободной ипостасной воли?
В этой логике можно было бы предположить, что три согласованных между собой воли в своей абсолютной когерентности уже есть не три воли, но одна. Тогда совершенное согласие ипостасных воль как бы образуют ту самую природную Волю, поскольку природа Троицы может быть описана как всесовершенная любовь (что не исключает и одновременной обратной причинно-следственной связи - природная воля образует воли ипостасные). Быть может воля Бога одна (природная) при трансцендировании Бога в мир, наружу, вне Себя, в то время как исключительно имманентно в Троице - три ипостасных воли, сонаправленных и образующих тем самым Единицу?
Впрочем, данным абзацем в рамках основного вопроса можно пренебречь, поскольку это уже мое личное "творчество".
Собственно, вопрос звучит так - встречалось ли кому-нибудь учение о ипостасных волях Троицы (но не являющихся при этом волями гномическими/выбирающими), которые, будучи различимыми (как различимы сами ипостаси), образуют единство (единую Волю) по любви и согласию?
И связанный с ним вопрос - обязательно ли ипостасная воля "обязана" быть гномической? Была ли у Адама до грехопадения помимо природной ипостасная воля - но не гноме?
Насколько такая постановка вопроса вообще корректна? Заранее спасибо.