Если бы в высказываниях св. отцов не было ошибок, то было бы полное согласие их в толковании Библии. Но известно, что по многим недогматическим вопросам согласия между ними нет. Поэтому и мы, признавая все их высказывания безошибочными и цитируя их без рассуждения над их смыслом, не сможем достигнуть согласия и выяснить истину. И тогда будем постоянно вести бесконечные бесплодные споры, сражаясь друг с другом соответствующими цитатами, перескакивая с одной темы на другую и все больше углубляясь в дебри хаоса нагромождения информации.
Если Вы, Сергей, не поняли, в чем заключается ошибочность толкования св. Златоуста о создании человека, то в дополнение к предыдущему сообщению (#649) разъясню это подробнее.
Прежде всего, следует уяснить, что тело человека без души это всего лишь некий безжизненный вещественный предмет, который не может быть назван человеком. Если в Библии сказано ‒ «
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт.2:7), то это означает, что Бог сначала создал не бездушного истукана (куклу), а именно живого человека, имеющего тело и душу, а потом
дыханием жизни оживотворил не тело его, а уже существующую душу созданного Им человека. Как я писал прежде в (
#649), по моим представлениям, Бог
Своим дыханием вдохнул образ Божий в душу человека, просветил ее и открыл душе человеческой Свою любовь и святость. Благодаря сообщенной в этом дыхании святости и просвещения, человек стал живою душою, с духовной составляющей, а тело первого человека сохранялось нетленным.
Итак, снова рассмотрим в чем, на мой взгляд, состоит ошибочность толкования Быт.2:7 св. Златоуста о создании человека.
По высказыванию св. Златоуста «
у человека Бог творит сначала тело, потом душу…». То есть
человек создается по св. Златоусту в два этапа – сначала тело бездушное, а потом дыханием жизни в этом теле создается душа. ‒ «
И вдуну, – говорит, – в лице его дыхание жизни. То есть, вдуновение сообщило созданному из земли жизненную силу и так образовалось существо души… В самом деле, подумай о порядке создания (человека), и размысли, что такое был он прежде вдуновения Господня, которое стало для него дыханием жизни, – «и бысть в душу живу?» Он был просто истуканом бездушным» (
http://bible.optina.ru/old:gen:02:07). Из этого высказывания следует, что до вдухновения Бога человек, как симбиоз тела и души, еще не был создан, а был создан всего лишь бездушный, безжизненный, бездейственный истукан (муляж, кукла).
Это противоречит сказанному в Библии о том, что сначала «создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт.2:7)
, а
лишь потом вдунул в лицо созданного Им человека дыхание жизни.
Обратим здесь также внимание, что
слова св. Златоуста о том, что душа человека была создана дыханием Божиим ‒ «вдуновение сообщило созданному из земли жизненную силу и так образовалось существо души…» не соответствуют сказанному в Библии о том, что Бог вдунул дыхание жизни в лицо именно человека, то есть в того, кто как человек уже имел душу и был не
бездушным истуканом.
Итак, св. Златоуст говорит о том, что сначала создается тело без души, а потом в этом
бездушном истукане (кукле) дыханием Божием создается душа.
В отличие от св. Златоуста современная православная Церковь вместе с другими св. отцами говорят о единовременности создания тела и души. То есть в соответствии с Библией православной Церковью признается, что Бог вдохнул дыхание Свое не в бездушное тело, а в человека, имеющего в своем теле душу. Для подтверждения неверности толкования св. Златоуста о создании человека (Быт.2:7) привожу некоторые мнения св. отцов.
Преп. Каллист Ангеликуд
«
Он вдохнул в Адама дыхание жизни (1966), [то есть] благодать животворящего Духа, и так Адам стал совершенным человеком: он стал «душою живою» (1967), а не просто «душою» (1968). Ибо Дух Божий не есть душа человека, но [становится] «живой душою» духовно. Таким образом, животворящий Святой Дух Божий поистине становится душой для души, живущей так, как и должно жить разумной и боговидной душе. Если Дух Божий не сопребывает с душой [человека] или, к несчастью, отлетел [от нее], то и богоподобие [души] утрачивается, и подобающее жизни разумной души состояние ужасным образом совершенно заменяется скотоподобным или даже зверообразным. Ибо без Бога (то есть не [пребывая] в Духе) и [без] Христа мы, как сказал Спаситель, не можем делать ничего (1969) из должного. Поэтому первый совершенный человек, то есть всецелый Адам, назван не просто «душою» (1970), но «душою живой», ибо вдохнул Бог в него дыхание, которое и есть жизнь для разумных душ. Итак, это дыхание, которое Бог вдохнул в Адама, как сказано, пока пребывало в нем [Адаме], делало его причастным немалой славе и богоподобной чести, так что он прозорливо и пророчески взирал на вещи и был поистине [новым] творцом после Бога и вторым Богом по благодати» (
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslov...lovskoj-mysli-tom-2/7_12_1#sel=471:35,471:224).
Свт. Кирилл Александрийский
«
Образовав фигуру тела его из земли, Он делает его разумным животным и, чтобы он выделялся из всех разумностью своей природы, тотчас же назнаменал его нетленным и животворящим духом, ибо написано: и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»
https://azbyka.ru/biblia/in/?Gen.2:7&r.
А прп. Серафим Саровский явно говорит о неверном толковании тех, кто толкует, что Бог будто бы создал душу вдухновением дыхания жизни в бездушное тело Адама ‒ «
Вот, например, многие толкуют, что, когда в Библии говорится: Вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной, - что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святый апостол Павел утверждает: Да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим, живущим на земле, одушевленным Божиим созданиям.
Но вот в чем сила, что, если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь себя неимущим.
Когда же вдунул Господь в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу, то есть совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертную»
https://azbyka.ru/biblia/in/?Gen.2:7&r.
Юрий, вы правы. Свт.
Иоанн Златоуст ошибся в этом вопросе, считая будто Бог создал сначала тело Адама, а потом вдунул в него душу.
Александрийцы чётко опровергнули это утверждение антиохийцев, говоря о творении всего человека из души и тела сразу.
1. Священномученик Пётр Александрйиский: "
Предложив (рассуждения) о Божественности и человеческой природе Второго Человека от Небес, согласно с блаженным Апостолом в первых главах, мы сочли необходимым предложить (рассуждения) о человеке, земном, из земли происшедшем, чтобы показать, что один и другой произошли в одно и то же время, поскольку отдельно говорят о человеке внутреннем и внешнем. Ведь, если, по спасительному Слову, сотворивший внутреннее, сотворил и внешнее, то, конечно, сразу и в то же самое время, то есть в тот же самый день, когда сказал Бог: “Сотворим человека по образу и подобию Нашему” (Быт 2:26). Из этого ясно, что (человек) происходит не от соединения как бы существовавшего прежде некоего места: ведь если земля по повелению (Божьему) произвела и других одушевленных животных, тем более взятый Богом ком земли получил одушевленную силу по замыслу и по энергии Божьей".
Труд «Священномученик Петр, архиепископ Александрийский» архимандрита Макария (Веретенникова). Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
azbyka.ru
2. Святитель
Григорий Нисский: "
Другие же, держась описанного Моисеем порядка в устроении человека, говорят, что душа по времени вторая после тела. Поскольку Бог, сперва взем персть от земли (Быт.2:7), создал человека, а потом уже одушевил его вдуновением, то на этом основании доказывают, что плоть предпочтительнее души, вошедшей в предварительно созданную плоть. Душа, говорят они, сотворена для тела, чтобы не быть ему тварью бездыханной и недвижимой. А все, делаемое для чего-нибудь, конечно, малоценнее того, для чего делается, как и Евангелие сказывает, что душа больши есть пищи, и тело одежди (Мф. 6, 25), потому что для души и тела – одежда и пища, а не для пищи – душа и не для одежды устроены тела, напротив того, когда существовали уже тела, по необходимости изобретены и одежды".
"
Нелепость же учения утверждающих, что душа позднее тела, объяснена впоследствии. Поэтому учение тех и других равно не может быть принято. Наше же учение, как думаю, должно идти к истине средним путем между этими предположениями, и оно состоит в следующем: не подобает ни предполагать, как обольщают себя язычники, будто бы души, вращающиеся со Вселенной, обременившись каким-то пороком, по невозможности идти наравне со скоростью Движущегося полюса ниспали на землю; ни утверждать также, будто бы человек создан сперва подобным изваянию из брения и для этого-то изваяния сотворена душа. Ибо в таком случае умная природа окажется стоящей меньше, чем бренная тварь".
Труд «Об устроении человека» святителя
Григория Нисского. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
azbyka.ru
Изучите для начала слова св. отцов:
Толкования на Быт.2:7
https://azbyka.ru/biblia/in/?Gen.2:7&r
А уж потом дерзайте опровергать слова вс. учителя
Иоанна Златоуста, текстами, которые лишь якобы подтверждают ваше пустословие.
«…
«И созда, – сказано, –
Бог человека, персть взем от земли». Усматривай различие из самого уже начала речи. Блаженный Моисей, когда хотел показать нам, каким образом созданы все прочие твари, сказал:
«рече Бог: да будет свет, и бысть свет; да будет твердь»; и:
«да соберется вода», и:
«да будут светила; да произрастит земля былие травное»; и:
«да изведут воды гады душ живых»; и:
«да изведет земля душу живу». Видишь, как все было создано словом? Посмотрим же теперь, что говорит он о создании человека:
«и созда Бог человека». Смотри, как этою приспособительностию в словах, которые употребил ради нашей немощи, показывает и способ создания (человека), и особенность, то есть, что он, говоря по человечески, как бы, образован руками Божиими, о чем и другой пророк говорит:
«руце твои сотвористе мя и создасте мя» (Иов.10:8). Ведь, если бы Бог просто повелел человеку явиться из земли, ужели бы, скажи мне, не исполнилось это повеление? Но, чтобы в самом образе сотворения преподать нам всегдашний урок – не мечтать о себе свыше меры, для этого (Моисей) повествует обо всем с такою тщательностию, и говорит:
«созда Бог человека, персть взем от земли».
В этом самом усматривай и честь (оказанную человеку). Бог берет не просто землю, но
«персть», тончайшую, так сказать, часть земли, и эту самую
«персть от земли» своим повелением превращает в тело. Как самую сущность земли произвел Он из небытия, так и теперь, когда восхотел,
«персть от земли» превратил в тело. Здесь прилично воскликнуть словами блаженного Давида:
«кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его» (Пс.105:2), потому что Он из праха произвел такое животное, возвел (его) в такую честь, и столько благодеяний в самом начале уже оказывает ему, во всем являя свое человеколюбие.
«И вдуну, – говорит, –
в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу». Здесь некоторые неразумные, увлекаясь собственными соображениями, ни о чем не мысля богоприлично, не обращая внимания и на приспособительность выражений (Писания), дерзают говорить, что душа произошла из существа Божия. О, неистовство! О, безумие! Сколько путей погибели открыл диавол тем, кто хотят служить ему! И чтобы понять это, посмотри, какими противоположными путями идут эти люди. Одни из них, ухватившись за выражение:
«вдуну», говорят, что души происходят из существа Божия; другие, напротив, утверждают, что они превращаются даже в сущность самых низких бессловесных. Что может быть хуже такого безумия? Так как ум их омрачился и они не познали истинного смысла Писания, то и несутся, как потерявшие духовное око, в противоположные друга другу пропасти, одни возносят душу выше того, чего она заслуживает, а другие низводят ниже надлежащего. Если из-за того, что Писание говорит:
«вдуну в лице его», захотят приписать Богу и уста, в таком случае надобно будет дать Ему и руки, потому что сказано:
«сотвори человека». Но, чтобы нам, желая выставить на вид пустословие их, самим не быть вынужденными говорить неприличное, оставим их безумное и крайне безрассудное учение и последуем указанию божественного Писания, которое само себя поясняет, если только мы не будем придавать значения грубости выражений, но будем иметь в виду то, что причиною такой грубости слов наша немощь. А иначе, то есть, без такого приспособления слов, человеческому слуху невозможно было бы и принять их. Итак, размышляя и о немощи нашей, и о том, что слова (Писания) относятся к Богу, будем принимать эти последние слова так, как прилично говорить о Боге, не приписывая Божеству телесного вида и совокупности членов, но мысля о всем богоприлично. Божество просто, несложно, не имеет вида, поэтому, если мы вознамеримся, судя по себе самим, приписать Богу и совокупность членов, то незаметно впадем в эллинское нечестие. Итак, когда слышишь, что Писание говорит:
«сотвори Бог человека», понимай эти слова в том смысле, как и выражение:
«да будет», также, когда слышишь, что Бог
«вдуну в лице его дыхание жизни», разумей, что Он, как произвел бестелесные силы, так благоволил, чтобы и тело человека, созданное из персти, имело разумную душу, которая могла бы пользоваться телесными членами. Это тело, будучи создано по повелению Господа, лежало, как орудие, которое нуждается в двигателе, или – лучше сказать – как лира, нуждающаяся в том, кто, при помощи своего искусства и ума, умел бы при помощи своих членов, как струн, возносить ко Господу приличную песнь.
«Вдуну, – говорит, –
в лице его дыхание жизни. И бысть человек в душу живу». Что значит:
«вдуну дыхание жизни?» То, что Он восхотел и повелел, чтобы это созданное тело имело жизненную силу, которая у этого животного
«бысть… в душу живу», то есть действующую и могущую выказывать свое искусство посредством движения членов.
Усматривай и в этом различие между созданием этого чудного разумного животного и созданием бессловесных. Об них Бог говорит:
«да изведут воды гады душ живых» – и тотчас произошли из вод одушевленные животные. И относительно земли опять таким же образом:
«да произведет земля душу живу». С человеком было не так, но прежде созидается тело из персти, а потом дается ему жизненная сила, которая и составляет существо души. Поэтому и относительно бессловесных сказал Моисей, что «кровь его душа его есть» (Лев.17:11). А в человеке есть бестелесная и бессмертная сущность, имеющая великое преимущество пред телом, и именно такое, какое прилично (иметь) бестелесному пред телом. Но, может быть, скажет кто: для чего же, если душа выше тела, низшее созидается прежде, а потом уже высшее и важнейшее? Не видишь ли, возлюбленный, что и с (прочим) созданием было тоже самое? Небо и земля, солнце и луна, и все прочее, а также неразумные животным были уже сотворены, и после всех их – человек, которому надлежало владычествовать над всеми этими тварями. Подобным образом и при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) – душа. Как бессловесные, предназначенные и на пользу и на службу ему, создаются прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться ими, имел уже готовую услугу, так и тело создается прежде души, чтобы, когда по неизреченной мудрости Божией, создана будет, душа, можно ей было показать свою деятельность движением тела….
И далее….