Этнофилетизм

Этнофилетизм (от греч. ἔθνος (этнос) — народ, племя, и φυλή (фили) — род, племя) или филетизм – предпочтение национальных (этнических) интересов общецерковным.

Осужден как ересь на Поместном Константинопольском Соборе 1872 года в связи с болгарской схизмой (односторонним провозглашением болгарским духовенством автокефалии своей национальной Церкви, тогда всё ещё находившейся в пределах Оттоманской империи).
Постановление Константинопольского Собора 1872 года:

«Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нём небывалые доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками».

Согласно церковным канонам (6-е и 7-е правила I Вселенского Собора и 3-е правило II Вселенского Cобора), независимые патриаршие престолы и равночестные им Синоды должны учреждаться соборным образом, а не по указанию мирской власти.

Является ли наименование поместным церквей, например, Русская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь, проявлением этнофилетизма?

Патриарх Алексий II: «Не стал бы связывать упоминания народов и стран в наименованиях Поместных Церквей с проявлениями этнофилетизма. Эти названия скорее отражают историческую связанность Церквей с тем или иным народом. Между тем, в названиях некоторых Церквей (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская) отражена связь Церкви с городом, где находилась или находится кафедра её Предстоятеля. Церковная традиция признает обе практики именования Церквей. И здесь хотел бы подчеркнуть, что, согласно Уставу нашей Церкви, она именуется и Русской Православной Церковью, и Московским Патриархатом, то есть объемлет обе традиции».

Цитаты об этнофилитизме

«... нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос».
Кол.3:11.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka