Богомужное действие

Литература по теме

Богому́жное де́йствие – богословское выражение, указывающее, в православной интерпретации, в зависимости от контекста речи:
1) на действия Господа Иисуса Христа, совершавшиеся (совершаемые) Им не только как Богом (по Божескому естеству) или как Человеком (по человеческому естеству), но и как Богом, и как Человеком (по Божескому и человеческому естествам);
2) на действия Христа, как Богочеловека, вообще.

Эта богословская формула получила широкое распространение в эпоху христологических споров (VI–VII вв.).

Считается, что впервые она встречается у автора «Ареопагитик», писавшего о «новом богомужном действии», явленном в Сыне Божием после Воплощения (Письмо 4, К Гаю Ферапевту).

Эту формулу использовали монофизиты, моноэнергисты и монофелиты, излагая свои ложные учения о Христе.

В полемике с монофелитами православные богословы дали формуле единого богомужного действия православное толкование. Свт. Софроний Иерусалимский в своем окружном послании писал, что «богомужное действование... по существу своему неодинаково, но разнородно и различно... так как оно заключает в себе и приличное Богу и человеческое и посредством весьма искусного и сложного выражения вполне обозначает всякое действие того и другого существа и естества». Такое же толкование было принято на православном Западе. Латеранский Собор 649 года под председательством свт. Мартина I, папы Римского, определил, что богомужное действие является не «единым», но «двойным» или «состоящим из двух», т. е. из Божественного и человеческого действий.

По мысли прп. Максима Исповедника, Бог Слово «проявлял это (божественное – прим. ред.) действие телесным образом и с прикосновением Своей Собственной плоти... чтобы доказать, что и сама Его плоть животворна, поскольку она есть Его Собственная, а не кого-то другого, по причине подлинного с Ним единения». Он применяет здесь по аналогии пример с душой и телом человека: «Душа с собственным своим орудием - телом и естественным ее действием обнаруживает собственные свои действия и естественную свою энергию». Также и любое движение тела Иисуса как Богочеловека «было проявлением природной энергии человеческой сущности Христа, в соответствии с которой Он действовал как человек, будучи Сам по природе Богом, и совершал Божественные действия естественным способом... доказав в Себе Самом, что был совершенным Богом и совершенным человеком».

По объяснению прп. Иоанна Дамаскина, богомужное действие «означает то, что, так как Бог соделался мужем, то есть вочеловечился, то и человеческое Его действование было Божественным, то есть обожествленным, и не лишено участия в Божеском Его действовании. Равным образом и Божеское Его действование не было лишено участия в человеческом действовании, но каждое из обоих действований созерцалось вместе с другим... и, называя богомужное действование Христа единым, мы разумеем два действования двух Его естеств».

Цитаты о богомужном действии

«Божественное совершал Он (Иисус Христос – прим. ред.) плотски, потому что посредством плоти, не лишённой природного действия, а человеческое – Божественно, потому что по самовластному желанию, а не по внешнему принуждению попустил Себе испытание человеческими страданиями. А не Божественно совершал Божественное, ибо не только Богом был, и не плотски – человеческое, ибо был не всего лишь человеком. Поэтому чудеса не обходились без страдания, а страдания были не без чуда, но первые – скажу не без дерзости! – были не бесстрастны, вторые же – очевидно чудесны; и чудеса, и страдания – необычайны, ибо и Божественное, и человеческое исходило от одного и Того же воплотившегося Бога-Слова, и в том, и в другом удостоверявшего действительную истинность и того, из чего состоял, и того, чем был»
прп. Максим Исповедник

«Блаженный Дионисий, выразившись, что Христос в своей жизни явил нам некоторое новое богомужное действование, говорит об одном действовании, составившемся из человеческого и Божеского, не отрицая естественных действований. <…> В самом деле, как в раскаленном мече жжение, сопровождаемое сечением, а равно и сечение, сопровождаемое жжением, мы хотя и называем одним (действованием), – тем не менее утверждаем, что одно действование – сечение, а другое – жжение, и первое принадлежит одному, а второе – другому естеству, а именно: жжение – огню, а сечение – железу; подобно этому, и называя богомужное действование Христа единым, мы разумеем два действования двух Его естеств: одно действие – Божеское, принадлежащее Его Божеству, а другое – человеческое, принадлежащее Его человечеству».
прп. Иоанн Дамаскин

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka