Скрыть
Госпо́дь си́лъ съ на́ми, засту́пникъ на́шъ Бо́гъ Иа́ковль.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

Победу, одержанную над мысленными врагами, восписует самому Господу. Весьма кстати здесь упоминание об Иакове, по причине бывшей с ним борьбы.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

Пророк видел воплотившегося Бога, видел родившегося от Святыя Девы Еммануила, «еже есть сказаемо: с нами Бог» (Мф. 1:23), и потому пророчески взывает: «Господь сил с нами», показывая, что это Тот, Который являлся святым Пророкам и патриархам. Заступник наш, говорит, не иной Бог, отличный от Того, о Котором предали Пророки, но «Бог Иаковль», сказавший служителю Своему в откровении: «Аз есмь… Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль» (Исх. 3:6).

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 45-й

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 8-12 Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль. Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

И сию песнь посвятив возлюбленному, снова слагает Пророк победную песнь о «сынех Кореовых» (Пс. 45:1), продолжая речь о предметах таинственных. Ибо наименование псалмопению: «о тайных», и под сим именем описывается в слове и шум вод, и движение народов, и призвание царей, и колебание земли, и сказано, что «Господь» всякой силы «с нами». А всем этим Пророк предвозвещает пришествие Господне во плоти, когда и все естество издает глас, и с места на место переходят горы, – эти земные мудрования порока, о которых древле думали, что они неподвижны и непреложны; и река веселья «веселит град Божий, и селение Свое освящаете Вышний» (Пс. 45:5), и все, что следует в том же порядке, и в чем слово сими загадками предвозвещает тайны.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

В еврейском вместо «сил» сказано: «Саваоф». Смотри, как пророк от земли обращает речь свою к небу, к бесчисленным сонмам ангелов, к ликам архангелов, к высшим силам. Что указываешь мне, говорит, на войска, на варваров, на людей побеждаемых? Представь силу Его в небесном царстве, сколько воинств невидимых сил Он имеет в своей власти. Справедливо он назвал их «силами», показывая их могущество, как и в другом месте говорит: «сильные крепостью, творящие слово Его» (Пс. 102:20). Так один ангел некогда сошедши умертвил сто восемьдесят пять ты­сяч (4Цар. 19:35). Если же Он столь силен, то неужели не захочет подать нам руку помощи? Не опасайся, говорит, этого; поэтому и прибавляет: «заступник наш». Бог и может и хо­чет этого: потому не бойся. А что, если мы недостойны? Но Он благоволил к отцам нашим. Поэтому и прибавляет «Бог Иакова», и как бы так говорит; так Он поступает всегда издавна, от начала.

Беседы на псалмы. На псалом 45

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

Поэтому соделались победителями врагов, имея помощником Господа небесных сил, который гонимаго Иакова соделал победителем враждующих и освободил от злоумышлений Исава и Лавана. Об Иакове же не просто упомянуло пророческое слово, но потому что он первый предвозвестил призвание язычников. Ибо говорит: «не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков» (Быт. 49:10). Посему и здесь, предвозвещая обращение язычников, кстати сказал Пророк, что совершил это Бог предрекшаго о сем Иакова.

Евфимий Зигабен (†1118)

Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

Сии слова говорит христианская Церковь для ободрения и укрепления ими чад своих. В приличное время вспомнил Давид об Иакове; потому что и Иакова избавил Бог, когда против него ухищрялись брат его Исав, тесть его Лаван и многие другие, и потому что Иаков первый пророчествовал о призывании языков— словами: не оскудеет князь от иуды, и вождь из чресл его, пока не придет то, что предоставлено ему; и Он ожидание народов (Быт. 49:10). Об изменении таковых народов Давид пророчествует здесь, по изъяснению Феодорита.

Слова Златословесного: Хорошо назвал Ангелов силами, чем показывает крепость, как и в другом месте: сильные крепостью, творящие слово его. Что ж из того, что он силен, когда не хочет подать нам руку помощи. В ответ на сие прибавил: Заступник наш. Следовательно и хочет и может. Слова Кирилла: Господь сил был с нами, когда сделался подобным нам, приняв образ раба. Посему—то Он назван и Еммануилом, что значит: с нами Бог.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

Угрожая разрушением и производя везде смятения, ассирияне восстали против народа Божия; но одно слово Господа (голос грома наказаний) привело их в трепет (землетрясение – образ трепещущих жителей земли); и этот всемогущий Бог есть защитник Израиля. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 7–8 Смятошася язы́цы, уклонишася царствия: даде глас Свой вышний, подвижеся земля. Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль

Псалмопевец здесь кратко упомянул о той опасности, которая грозила Иерусалиму и царству Иудейскому от нападения со стороны аммонитян и других, бывших в союзе с ними народов, во дни благочестивого иудейского царя Иосафата, чтобы показать, как Господь скоро подает помощь Свою верным рабам Его, находящимся в бедах и опасностях. Возмутились, говорит он, и восшумели народы, двинулись царства и пошли войной на Иосафата. Убоялся Иосафат и обратил лицо свое взыскать Господа и объявил пост по всей Иудее. И собрались иудеи, из всех городов пришли они умолять Господа. И вот, когда все иудеи стояли на молитве пред лицом Господним, Дух Господень среди собраний сошел на Иозиила и сказал он: слушайте все иудеи и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь сего множества великого, ибо не ваша война, а Божия. Завтра утром (утро заутра, ст. 6) выступите вы навстречу им, и Господь будет с вами (2Пар. 20:1-4, :13-15, 17). Таким образом Всевышний чрез пророка дал глас Свой. И тогда подвижеся вся земля Иудейская, с одной стороны, оттого, что Господь возбудил несогласие и междоусобие между нападавшими на Иудею народами, и они стали истреблять друг друга, а с другой – оттого, что все иудеи и иерусалимляне, и царь Иосафат во главе их, собрав оставшуюся в лагере истребленных врагов богатую добычу с веселием возвращались в Иерусалим, и пришли с псалтирями, и цитрами, и трубами к дому Господию, и певцы в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили Господа. «И был страх Божий на всех царствах земных, когда они услышали», что Сам Господь воевал против врагов Израиля (ст. 22-23, 25,27–29, 21). Представив в воображении своем все подробности этого славного события и объятый чувством благоговейного восторга пред силой Божией и Его беспредельной благостью, пророк восклицает: Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. При этом не без причины назвал Господа сил Богом Иакова, желая показать, что израильтяне (хотя, быть может, и не все) помнят тот завет, который Бог заключил с их отцами – Авраамом, Исааком и Иаковом, обещаваясь Своею помощью не оставлять их и потомков их до тех пор, пока не исполнятся все прежние обетования Его (Быт. 28:15). Св. отцы Церкви, объясняя изречения сих стихов в таинственном смысле, усматривают в них пророчество о том действии, какое евангельская проповедь имела на язычников. Все народы, говорит псалмопевец, смутились, когда услышали евангельскую проповедь, пронесенную апостолами по всему миру, и одни из них прибегали к вере во Христа, а другие вооружались против нее. И царства мира, враждовавшие против Церкви Христовой, наконец побеждены ею, так что или ослабели, или покорились ей, приняв веру во Христа. Словами: даде глас Свой – указывается на великие чудеса, совершенные Христом и Его апостолами, и на силу Божественного учения, которой не могли противиться все противляющиеся истине сего учения (Лк. 21:15; Деян. 6:10). Слово Евангелия Христова было для противящихся гласом, данным от Вышняго Бога. И земля (т.е. все живущие на земле) подвиглась, как бы пришла в сотрясение от сего гласа. По словам блж. Феодорита, истина, свидетельство о делах и повсеместные чудеса были у Бога как бы некоторым голосом, которым Он показал людям Свою высоту и исполнил души их страхом [6, с. 215]. И несмотря на это смятение народов, на это движение живущих на земле от страха гласа Божия, служители Христа, проповедники евангельского учения ничего не страшились, говоря во всеуслышание: Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible