Скрыть
Госпо́дь си́лъ съ на́ми, засту́пникъ на́шъ Бо́гъ Иа́ковль.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

Уверовавшие во Христа в другой раз приносят благодарение.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

Обрадованный Божиею помощью, Пророк дважды возгласил то же слово: «Господь сил с нами», как наступающий и наскакивающий на врага, в совершенной доверенности к Спасителю душ наших, что при Его помощи ничего не постраждет. Ибо «аще Бог по нас, кто на ны» (Рим. 8:31)? Даровавший победу Иакову и после борьбы Провозгласивший его Израилем – вот кто Заступник наш; Сам Он воинствует за нас. А мы да безмолвствуем, ибо «Той есть мир наш, сотворивый обоя едино… да оба созиждет… во единаго новаго человека» (Еф. 2:14–15).

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 45-й

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 8-12 Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль. Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

И сию песнь посвятив возлюбленному, снова слагает Пророк победную песнь о «сынех Кореовых» (Пс. 45:1), продолжая речь о предметах таинственных. Ибо наименование псалмопению: «о тайных», и под сим именем описывается в слове и шум вод, и движение народов, и призвание царей, и колебание земли, и сказано, что «Господь» всякой силы «с нами». А всем этим Пророк предвозвещает пришествие Господне во плоти, когда и все естество издает глас, и с места на место переходят горы, – эти земные мудрования порока, о которых древле думали, что они неподвижны и непреложны; и река веселья «веселит град Божий, и селение Свое освящаете Вышний» (Пс. 45:5), и все, что следует в том же порядке, и в чем слово сими загадками предвозвещает тайны.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

Этот Бог, везде великий, везде высокий, есть с нами всегда.

Беседы на псалмы. На псалом 45

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

Посему разумевшие псалом сей о Гоге, или утверждавшие, что относится он к Ахазу, пусть скажут: применимо ли к тем событиям сказанное: «отъемля брани до конец земли?» Ибо в те времена не прекратил Бог всех браней; но при Гоге и Магоге наслаждалась миром одна Палестина; а при Ахазе даже не вся Палестина, а только колено Иудино; потому что Факей, сын Ромелиин, подвергся нападению Ассириян. Но при Владыке Христе пророчество сие исполнилось. Во первых пали малыя владения и удельныя царства, по причине которых люди не наслаждались и кратковременным миром, но всякий город был вооружен, страшась внезапных нападений. При Спасителе же нашем Христе царство Римское, разрушив удельныя царства, приготовило всех людей к слышанию проповедников. Ибо небоязненно, как в одном царстве, проходили они всюду, и приносили людям спасительное учение. Так и в буквальном смысле сбылись слова сии: «отъемля брани до конец земли, лук сокрушит, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем». Если же кто хочет понимать сие в смысле иносказательном, то пусть обратит внимание на прекращение браней, воздвигнутых против Церкви, и на дарованный людям свыше мир, и тогда увидит истинность пророчества.

Евфимий Зигабен (†1118)

Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

Опять повторяет и здесь то же самое ободрительное восклицание, какое произнесла Церковь прежде для большего возбуждения мужества и великодушия, при чем она как будто уже наступает и попирает видимых и невидимых врагов своих.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 9–10 Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем

Хотя цари иудейские Иосафат и отец его Аса отличались благочестием, но подвластные им иудеи, развращенные уже примером предшествующих царствований Ровоама и сына его Авии и еще более развращаемые соблазном от родственных им десяти колен Израильского царства, недостаточно преданы были вере отцов своих (2Пар. 20:33), а потому псалмопевцу, современнику Иосафата, нужно было не только засвидетельствовать о совершенных в его время чудных делах Божиих, но и убеждать своих соотечественников в том, чтобы они на эти дела Божии обратили особенное внимание, как на дела, выходящие из ряда обыкновенных дел, как на чудеса Божии. Приидите, говорит, и посмотрите на дела Божии, вы сами увидите, какие сделал Он чудеса на земле, прекращая войны и брани до краев земли. Вел такие войны и брани с соседними народами царь Давид, но при сыне его, Соломоне, в продолжение сорока лет они были совершенно прекращены. Напали было и ныне аммонитяне с враждебными союзниками на царство Иудейское, но Господь произвел междоусобное поражение в среде их, сокрушил лук, из которого они готовились пускать стрелы, переломил копье, которым думали уязвлять противников, и сжег огнем колесницы и щиты их (в переводе с еврейского сказуемые выражены в прошедшем времени), чем наведен «был страх Божий на все царства земные. И спокойно стало после того царство Иосафатово, и дал ему Бог покой со всех сторон» (2Пар. 20:29–30). И вообще библейская история представляет немало примеров того, как Бог удалял брани от пределов земли Иудейской. И псалмопевец, припоминая израильтянам о тех чудных делах, которые Бог совершил над врагами их, без сомнения, делал это с тем намерением, чтобы и мы во время треволнений житейских прибегали к Богу и от Него единственно ожидали покоя и тишины (ср. Мф. 11:28–29). Св. Златоуст и блж. Феодорит в словах 10-го стиха видят предсказание о водворении мира на земле по Рождестве Христове, когда Римское царство покорило народы и умиротворило царства (Толкование еп. Палладия, с. 211) [5, с. 212:6, с. 215–216].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible