Скрыть
Въ коне́цъ, о сынѣ́хъ Коре́овыхъ, о та́йныхъ, псало́мъ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

В кoнeц, о сынех Кореовых, о тайных. Псалом

Содержание: Настоящий псалом указывает на призвание язычников, на изгнание мысленных врагов и на заключение их в бездне. И поелику выражено это как бы в притчах, то справедливо псалом надписан: о тайных. Воспевают же его уверовавшие во Христа, и прежде всех, Его Апостолы.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

В кoнeц, о сынех Кореовых, о тайных. Псалом

Мне кажется, что сей псалом заключает в себе пророчество о событиях при кончине. Сию кончину зная, и Павел говорит: «Таже кончина, егда предаст царство Богу и Отцу» (1Кор. 15, 24). Или поскольку дела наши приводят нас к концу и каждое дело к концу, ему свойственному, доброе – к блаженству, а злое – к вечному осуждению (наставления же, преподанные Духом в сем псалме, послушных приводят к доброму концу), то по сей причине псалом надписан: «в конец», то есть по отношению учений к блаженному концу человеческой жизни.

«О сынех Кореовых». И сей псалом сказан сынам Кореовым, которых Дух Святый не разделяет, потому что они как бы единодушно и единогласно, в совершенном согласии друг с другом произносили пророческие глаголы и ни один из них не пророчествовал ничего особенного пред прочими, но всем дано было равное пророческое дарование по причине равного у одного с другим расположения к добру. Псалом же сказывается о тайных, то есть о неизреченном и о сокровенном втайне. Разобрав же порознь речение псалма, узнаешь и сокровенный смысл слов и то, что не всякому можно простирать взор в Божественные тайны, а только способному соделаться таким стройным органом обетования, чтобы вместо псалтиря душа его приводилась в движение действием на нее Святаго Духа.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 45-й

Григорий Нисский, свт. (†394)

В конец, в песнех, псалом Давиду

Вместо сего: «в конец», некто говорит: Победодавцу; другой: победная песнь, а еще иной: на победу. Так как концом всякой борьбы бывает победа, которую имея в виду, вступающие в подвиги начинают ратоборство; то кажется мне, что выражение: «в конец» кратким речением возбуждает к усердию подвизающихся за добродетель на поприще жизни, чтобы, взирая на конец, т. е. на победу, надеждою получить венцы облегчали они труд подвижничества, что, как видим, и ныне бывает на ристалищах: венец, предварительно показываемый вступающим между собою в борьбу на поприщах, делает, что их тщательность о победе сильнее трудов, ожидающих в борьбе, но похищаемых из вида ожидаемою славою.

Поелику поприще для борьбы открыто всем, и поприщем служит обыкновенная человеческая жизнь, и на нем один сопротивник – порок, разнообразно в коварных нападениях преодолевающий ратоборствующих; то добрый пестун душ наперед для сего указует тебе на конец твоих подвигов, на украшение из венцев, на приветствие с победой, чтобы, взирая на этот конец, и ты опирался на Победодавца, и уготовлял себе победное провозглашение. Все же те понятия из учения о добродетели, какие из сего следуют, без сомнения, ясны для тех, которые по сему началу смотрят и на последующее. Ибо известно, что сколько в душе страстей, столько у врагов способов привязаться к нам и напасть на нас; помысл, подобно некоему члену души, часто выводится из своего состава, и получает неправильное положение, если человек не приуготовит себя упражнением и не преуспеет достигнуть безопасности и непреткновенности в сих борьбах законным подвижничеством, как говорит Апостол (2Тим. 2:5), приобретший себе победу, которая есть конец подвигов.

А что еще надписывается вместе с выражением: «в конец»; то служит некоторым наставлением и советом к одержанию победы, и при помощи их не безуспешным остается то, о чем приложено старание. Ибо выражение: «о имущих измтенитися» (Пс. 68) предполагает претворение души в лучшее состояние; значение слова: «маелеф» (Пс. 52) возбуждает подвижника к сильному усердию, указуя на ликостояние после ожидающих нас трудов; ибо так объясняется прочими толковниками самое речение, и «маелеф» переводится словом: ликование. И сие: иметь в виду «тайное», сложить песнь о «возлюбленнем», петь о «заступлении утреннем», иметь пред очами «осьмой» день, взирать на «наследствующую», постараться стать вне сродства Кореева, и это важное повеление Давида: «да не растлиши», которое дал он оруженосцу, устремившемуся на убиение Саула – все сие советует нам слово в образец великодушия сделать столпописанием в душе каждого. И кто вникнет со тщанием, тот во всем сему подобном найдет, что это некие подвижнические уроки, делаемые подвижникам их наставником о том, как кому достигать конца, то есть победы. А также, если при выражении: «в конец» надписывается что либо историческое; то и сие к тому же клонится, а именно, чтобы мы историческими примерами паче укреплялись к борьбам. Вот смысл выражения: «в конец».

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

В конец, о сынех Кореовых, о тайных

Предвещая, что будет по истечении многаго времени, пророческое слово и сему псалму дает опять надписание: «в конец», повелевая тем ожидать события пророчества. Предсказывает же бывшия на Церковь востания и после оных ниспосланную с Неба помощь, и водворяющийся ныне мир. Должно же знать, что, по предположению иных, настоящий псалом изречен о Гоге и Магоге, а по мнению других, об Ахазе и Факее, и еще, по мнению иных, об Езекии и царе ассирийском. Но подробное истолкование (скажем так с Богом) покажет, что ни к кому из исчисленных не применима заключающаяся в псалме мысль.

Евфимий Зигабен (†1118)

В конец, о сынах Корея, о тайных

Этот псалом имеет надпись: в конец, потому что содержащиеся в нем пророчества относятся к концу. Он пророчествует о восстаниях, и гонениях, делаемых правителями на церковь в начале проповеди Апостолов, как говорит Феодорит, также о показанном церковью терпении и о последовавшем за сим для нее мире. Посему прилично сей псалом помещен после предыдущего; потому что первый излагает призывание церкви, а сей второй то, что за сим последовало. В некоторых списках имеется в надписи не «о сынах Корея», а «сынами Корея». И явно, что «о сынах Корея» –написано по ошибке и по невнимательности первоначального переписчика, от которого перешла погрешность и к другим. Впрочем и так, как есть, можем изъяснить надпись, если предлог υπερ примем за δια, то есть – чрез сынов Корея; потому что этот псалом сочинен Давидом, а пропет сынами Корея. Надпись «о тайнах» то же, что о сокровенном для многих, потому что мысли в этом псалме загадочны и темны. А сказан этот псалом от лица Апостолов и мучеников.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом

Псалом 45, равно как и 46 и 47, принадлежат одному писателю из фамилии Кореевой, на что указывает как надписание еврейской Библии, 70-ти и Вульгаты, так и сходство псалмов со стороны их содержания, построения речи и языка. На основании сходства этих псалмов в содержании можно полагать, что и написаны они по одному и тому же поводу. Все псалмы указывают на нападение на евреев народов и царств (XLV:7; XLVI:4, 9-10; XLVII:5-6) и поражение последних; евреи выходили на борьбу с врагами с Кивотом Завета (XLVI:6); Иерусалим представляется городом цветущим и сильным, со множеством башен (XLVII:13-14); указывается на гибель кораблей Фарсийских (XLVII:8). Все эти черты совпадают со временем царя Иосафата, когда на Иудею напали соединенные силы царей аммонитских, моавитских и сеирян (идумейских племен). Раздоры между этими народами повели к междоусобной борьбе между ними и кровопролитию такому, что когда евреи вышли навстречу со своими войсками, то на месте их лагеря застали громадное количество трупов, а оставшиеся в живых разбежались (см. 2Пар XX:1-24). Гибель кораблей Фарсийских произошла тоже при Иосафате, заключившем союз с нечестивым царем израильским Охозией, за что он и был осужден пророком, и корабли, назначенные для торговых сношений с Фарсисом, погибли, не выходя из гавани, от сильной бури (2Пар XX:37).

Надписание над 45 Пс «Аламоф» понимается как указание на способ вокального исполнения псалма – петь тонким голосом, сопрано (от слова «Альма» – девица).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом

Псалом этот становится совершенно понятным, если признать, что он написан по поводу чудесного спасения Иерусалима из рук ассириян при Сеннахериме. Все города иудейские были уже взяты врагами; с насмешками неприятель требовал сдачи Иерусалима; тогда Бог объявил: «Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя (жилища там Божия) и ради Давида, раба Моего; не войдет неприятель в этот город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала» (Ис. 37:33, 35); и действительно Ангел Господень в одну ночь истребил 185.000 ассириян, освободил от них город и навсегда сокрушил колоссальную ассирийскую всемирную монархию.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом

Надписание: В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом. В Псалтири, переведенной с еврейского подлинника, надписание это читается так: Начальнику хора. Сынов Кореовых. На музыкальном орудии аламоф, песнь. Это означает, что псалом этот, по составлении его, передан был для пения и музыкального исполнения начальнику хора, состоящего из левитского племени сынов Кореовых, и что этому хору указано было исполнять его на музыкальном орудии, называемом аламоф, соответствующем «голосу дев», т.е. его нужно было петь очень тонким и нежным голосом (сопрано). А по переводу с греческого надписание это читается так: В конец, чрез сынов Кореовых псалом, и значит, что а) псалом сей содержит в себе пророчества, исполнение которых последует в конце времен, и б) что он исполняем был хором сынов Кореевых на музыкальном орудии и хоровым пением. Слов о тайных нет ни в том, ни в другом переводе, без сомнения, потому что последующие составители нашего славянского перевода псалмов этим словом заменили еврейское аламоф. Св. отцы Церкви, объясняя сей псалом в таинственном смысле, указывали в нем предсказание об освобождении Церкви от всех ее врагов, что для ветхозаветного псалмопевца было делом будущим и, следовательно, неизвестным, тайным. Это значение и имеют слова: в конец и о тайных.

Некоторые из толковников относят происхождение этого псалма ко времени грозного опустошительного нашествия на Иудею ассирийского царя Сеннахирима при Езекии, царе иудейском, но гораздо основательнее принять мнение тех, которые относят этот псалом к обстоятельствам из истории царствования иудейского царя Иосафата, описанным во 2-й кн. Паралипоменон (2Пар. 20:1–29), когда против евреев соединились моавитяне и аммонитяне, а с ними некоторые из страны Маонитской и другие обитатели горы Сеир. Союзные враги внезапно появились вблизи иудейской столицы, но, не желая еще причинить иудеям какого-либо вреда, с такою же быстротою и внезапностью погибли в междоусобной войне, а остатки их обратились в бегство, так что выступившее против них иудейское войско нашло только трупы в оставленном ими лагере. По этой причине можно полагать за достоверное, что псалом этот не только воспет был хором сынов Кореевых, но и составлен был кем-либо из певцов этой фамилии во времена благочестивого царя иудейского Иосафата.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible