Скрыть
красото́ю Тво­е́ю и добро́тою Тво­е́ю: и наляцы́, и успѣва́й, и ца́р­ст­вуй и́стины ра́ди и кро́тости и пра́вды: и наста́витъ Тя́ ди́вно десни́ца Твоя́.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Красотою Твоею и добротою Твоею. Красота и доброта ополчившегося есть Божество Его и превосходство над всеми. И наляцы, и успевай, и царствуй. Наляцы, говорит, лук Твой, успевай в оправданных Тобою, над которыми царствуешь, освободив их от мучителя. Показывает же, что победа сия духовна. Ибо, упомянув об оружиях, упоминает и о кротости, а кроткому свойственно прощать обидевшим сделанное против него самого. И наставит Тя дивно десница Твоя. Поелику упомянул о мече, то, как и следовало, упоминает и о деснице. Десница же Его — правые советы, водясь которыми не допустил до себя приражений греха.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 4-5 Препояши мечь твой по бедре твоей, сильне, красотою твоею и добротою твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница твоя

Думаем, что сие в переносном смысле относится к живому Слову Божию, чтобы Оно соединилось с плотью, к Слову, Которое «действенно и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным» (Евр. 4, 12). Ибо бедро есть символ родотворной силы. Сказано: сии души, «яже изыдоша из чресл» Иакова (ср.: Быт. 46, 26).

Посему Господь наш Иисус Христос, как есть жизнь, путь, хлеб, виноградная лоза, истинный свет и именуется другими многими именами, так есть и меч, который отсекает страстную часть души и убивает похотливые движения. Потом, поскольку Бог Слово имел вступить в соединение с немощью плоти, то весьма кстати присовокуплено: «Сильне». Ибо это – величайшее доказательство силы, что Бог возмог быть в человеческом естестве. Силу Слова Бога не только доказывает создание неба, земли, моря, воздуха, произведение величайших стихий, и все, что ни представим премирного и преисподнего, сколько домостроительство вочеловечивания и снисхождение к уничиженному и немощному человечеству.

«Красотою Твоею и добротою Твоею». Красота отлична от доброты. Красивым называется, что в свое время пришло в полную свою зрелость. Так, прекрасна пшеница, когда поспела для жатвы. Прекрасен плод виноградный, когда он с течением годовых времен, переварив в себе соки, достиг совершенства и стал годен к наслаждению. А доброта есть стройность в сложении членов, производящая собою привлекательность. «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею», то есть при исполнении времен, «и добротою Твоею», то есть созерцаемым и умопредставляемым Божеством. Ибо Оно действительно есть «доброта», превышающая все разумение человеческое и все силы человеческие и созерцаемая одним умом. Познали «доброту» Его ученики Его, которым Он наедине разрешал притчи. Видели «доброту» Его Петр и сыны громовы на горе, видели «доброту», которая была светлее светлости солнечной, и удостоились узреть очами предначатие славного Его пришествия.

«И наляцы, и успевай, и царствуй». То есть, начав попечение свое о человеках воплощением, соделай сие попечение усильным, непрерывным и неослабным. Это проложит путь и доставит успех проповеди и всех покорит Твоему Царству. Да не удивляет же нас, что говорится повелительно: «успевай», по обыкновению Писания, которое всегда так выражает желания. «Да будет воля Твоя», вместо «буди». «Да приидет царствие Твое», вместо «прииди».

«Истины ради и кротости, и правды: и наставит Тя дивно десница Твоя». Опять слово употребляет подобный прежнему оборот речи, будто бы это, то есть успевать и царствовать, Господь приемлет в награду за истину и кротость и правду. Должно же разуметь сие так: поскольку у людей все превращено ложью, то чтобы посеять истину, царствуй над человеками, над которыми царствует грех, ибо Ты – Истина. «Кротости ради» – чтобы Твоим примером все были приведены к справедливости и благости. Посему-то Господь сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Доказательство же кротости представил в Своих делах: укоряемый – молчал, ударяемый – терпел. «И наставит Тя дивно десница Твоя»; не столп облачный, не огненное озарение, но собственная десница Твоя будет Твоим путеводством.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 44-й

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-6 Препояши мечь твой по бедре твоей, сильне, красотою твоею и добротою твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница твоя. Стрелы твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых

Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «опояши саблю твою по бедру»; третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «надень как саблю твою по бедру». «Красотою Твоею и добротою Твоею». Другой (неизвестный. см. Ориг. Экз.): «хвалу твою и достоинство твое». Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «славою твоею и благолепием твоим». Что значит такой переход и такая перемена речи? Говоря об учителе, – а таков смысл слов: «излилась благодать из уст Твоих», – пророк внезапно изображает нам вооруженного Царя, и притом не в виде пророчества, но в виде просьбы. Он не сказал: препояшется мечом своим; но просит и говорит: «препояшься мечем Твоим».

По­том к этому вооружению присовокупляет красоту, представляя Его то вооруженным, то прекрасным: «красотою, говорит, твоею и добротою твоею»; а далее – стрелком: «стрелы, говорит, Твои изощрены, Сильный»; и опять – победоносным и торжествую­щим: «народы, говорит, пред Тобою падут, – они в сердце врагов Царя»; наконец, этого самого воина, царя, стрелка, победителя, представляет намащенным благовониями: «смирна, говорит, и алой и кассия – от одежд Твоих» (Пс.44:9).

Что общего между оружием и благовониями, между ме­чом и намащением, между ратоборством и учением, между луком и украшением? Последние – знаки мира, а первые – войны и сражения. Кто же этот мирный и вместе воинственный, источающий благовония и вместе облекшийся в оружие, исходя­щий из великолепных чертогов и вместе истребляющий ты­сячи врагов и производящий такие поражения? Как мы разре­шим это недоумение? Если верно узнаем, что и об Отце Его говорится то же. Так и Отца пророк в другом месте представляет вооруженным, когда говорит: «если не обратитесь, то Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его» (Пс.7:13). И еще в другом месте го­ворится: «облечется в броню – в правду» (Прем.5:18). Видишь одинаковую их власть. Как там говорится: «то Он оружие Свое изощрит», не по чьему-либо повелению, но Сам Собою, так и здесь: «стрелы Твои изощрены, Сильный, народы пред Тобою падут, – они в сердце врагов Царя». Потом, желая выразить, что Господь совершает все собственной силою, пророк говорит: «и поведет Тебя дивно десница Твоя». Ты не от кого-нибудь другого, говорит, по­лучаешь силу, но Сам в Себе довольно имеешь ее. И сам Бог мира, послушай, что говорит ученикам: «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34), и еще: «огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк.12:49). А пророк говорит и о том, как он придет: «сойдет, как дождь на руно и как капля, падающая на землю» (Пс.71:6). Приведенные выражения означают действия Божии. Так и здесь, когда ты слышишь: «препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный», то знай, что этим означается Его действие, равно как и сло­вами: «лук» и «стрелы». Как, приписывая Богу гнев, Писание не страсть усвояет Ему, но означает этим выражением наказую­щее действие Его и имеет в виду тронуть людей грубых, так и приписывая Ему оружие, оно выражает то же. Так как мы наказываемся не сами собою, но посредством других орудий, то пророк, желая показать наказующую силу Божию, выражает ее знакомыми нам названиями, не для того, чтобы мы представ­ляли у Бога оружие, а чтобы ощутительнее уразумели Его на­казание. Cмотри, как в самых чувственных выражениях пророк внушает, что Бог ни в чем не имеет нужды. Он не прежде упомянул об оружии, как назвав Его «Сильным»; и исчислив оружие, всю победу приписал Его деснице, т.е. Его существу и Его могуществу. И другой про­рок, выражая то же, сказал: «владычество на раменах Его» (Ис.9:6), – сказал не для того, чтобы ты представлял в Боге рамо, – да не будет, – но чтобы знал, что Бог не нуж­дается в содействии других. «Препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный, красотою Твоею и добротою Твоею». О чем гово­рит здесь пророк? Этими чувственными выражениями он означает силу Христа, которою Он восстановил вселенную, которою Он окончил войну и поставил трофей. Подлинно, была война жестокая, жесточе всех других войн, – не про­тив враждебных варваров, но против бесов, нападающих на нас и развращающих всю вселенную. Потому и Исаия сказал: «между великими, и с сильными будет делить добычу» (Ис.53:12); и еще: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим…, проповедывать пленным освобождение» (Ис.61:1). Потому Павел везде в надписании посланий говорит: «благодать вам и мир от Бога Отца нашего» (Рим.1:7); и еще: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно» (Еф.2:14). А чтобы ты, слыша слова: «препояшься мечем Твоим», не разумел меча чувственного, то выслушай следующее. Сказав: «препояшься мечем Твоим», пророк присовоку­пил: «красотою твоею и добротою твоею», т.е. меч Его – красота Его, доброта Его, слава, достоинство, величие, великолепие. Боже­ственное Существо ни в чем не имеет нужды для исполне­ния своих предначертаний; Оно – вседовольно. Таким образом, пророк призывает Его выйти на брань за вселенную. Далее от выражений высоких опять нисходит к чувственным. После слов: «меч» и «бедро», упомянув о «красоте», он опять пере­ходит к чувственным выражениям и говорит: «и напрягись, и поспеши, и царствуй». Словом: «напрягись» он указывает нам на лук и стрелу; а потом, опять желая показать, что для Него не нужно оружие, присовокупляет: «и поспеши, и царствуй». Дру­гой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «преуспевай». Царство же разумеется здесь то, которое Он, пришедши, устроил в по­следние времена, – царство общения и ведения.

Сказанные слова выражают сильное желание пророка, уже созерцающего деяния (Христа) и вселенную, руководимую Им к истине. Поэтому он и употребил эти выражения в повелительном наклонении. Такие выражения обыкновенно упо­требляют и низшие из пламенной любви к высшим. «Ради истины и кротости и правды». Приводит имя «истины». Видишь ли, как Писание объясняет само себя и показывает, что эта по­беда – умосозерцаемая и духовная? Упомянув об оружии, мече и луке, для чего пророк говорит здесь о кротости? Какая связь между кротостью и войною, смирением и сражением? Ве­ликая, если рассмотреть внимательно. Так и Давид и Моисей были мужи кроткие. О первом Писание говорит: «помяни, Господи, Давида и всю кротость его» (Пс.131:1), также и о Моисее: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис.12:3). И, однако, эти мужи, кротчайшие из всех, были стро­жайшими из всех. Впрочем, если желаете, скажем наперед об их кротости. Блаженный Давид, неоднократно улавливая Саула и имея возможность умертвить его, не наложил на него руки; когда и другие советовали ему умертвить, он пощадил Саула и укротил свой гнев. Также, когда Семей столько оскорблял его и смеялся над его тогдашним несчастьем, и когда военачальники хотели догнать и убить дерзкого оскорби­теля, то какие произносит он слова, исполненные всякой му­дрости (2Цар.16:9–10)! Равно и об отцегонителе и бесстыдном юноше как он просит своих военачальников: «сберегите, говорит, мне отрока Авессалома» (2Цар.18:5)! И в на­чале, когда он разговаривал с братьями своими, негодовав­шими и завидовавшими будущей его победе, представь, как он кротко отвечает: «не слова ли это» (1Цар.17:29)! А Мои­сей? Послушай, что говорит он о тех, которые бросали в него камнями и хотели умертвить его, если бы могли: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх.32:32). Так же, когда другие возбуж­дали в нем ревность и хотели раздражить его, он произно­сит следующие любомудрые слова: «если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них» (Чис.11:29)? Также за сестру свою, по­рицавшую его, какую он возносит молитву (Чис.12:13)! И во многих других случаях можно видеть кротость его; когда, например, возбранено было ему войти в землю (обетованную), в Палестину, он со всею кротостью беседует с иудеями. И, однако, этот кроткий муж нашел справедливым, чтобы Да­фан, Авирон и Корей, восставшие против священства, были поглощены землею, а другие, принесшие чуждый огонь, были сож­жены. И кроткий Давид поразил Голиафа, прогнал войско и одержал победу. Вообще кроткому свойственно – прощать обиды, нанесенные ему, и мстить за обиды, нанесенные другим. Так поступал и Христос. Он на кресте говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34), и, оплакивая Иерусалим, говорил: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37, 38); будучи заушаем, Сам не заушал, но и оправдывался пред заушающим; будучи называем беснующимся, изгонял бесов; будучи называем обманщиком и нечестивцем, руководил лю­дей в царство (небесное). И ученикам Своим Он запове­дал всегда переносить мучения, преследования, гонения, и зани­мать низшее место: «а кто хочет, говорил Он, между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф.20:26), и в пример приводил самого себя: «так как, говорил, Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). Если же Он изгонял бесов, поражал диавола и истреблял заблуждения, то и это есть до­казательство особенной кротости, – чтобы всякое зло истреблять, а одержимых им освобождать от него, враждующих бесов поражать, а страждущих от них избавлять от бедствий. Что же значит: «ради истины и кротости и правды»? Сказав о войне, сказав о приготовлении к борьбе, показав вооружен­ного Воителя, пророк говорит теперь о доблестных делах Его царствования, показывает род трофея, объясняет свойство победы. Другие цари – люди – все ведут войну или за города, или за деньги, или по вражде, или по тщеславию; а Он не по чему-нибудь подобному, но «ради истины», чтобы насадить ее на земле, – «ради… кротости», чтобы сделать кроткими людей, которые свирепее диких зверей, – «ради… правды», чтобы страждущих под игом беззакония сделать праведными, сначала по благо­дати, а потом и за добрые дела их. «И поведет Тебя дивно десница Твоя». Другой переводчик (Акила) говорит: «и просветит тебя на страшное десница твоя». Третий (Симмах): «и покажет тебе страшное десница твоя».

Видишь ли, как пророк опять открывает достоинство Совершающего все это? Выше он, сказав об оружии и мече, перешел к красоте и воззвал слушателя к невещественным понятиям; потом, нисшедши к чувственным выражениям, к луку и стрелам, мало-помалу опять возвел слушателя, сказав о причинах борьбы: истине, кротости и правде; а те­перь он изображает и сам образ победы. Какой же именно? «И поведет Тебя дивно», говорит, «десница твоя». Смысл слов его следующий: это Существо сильно само собою; сила Его сама по себе достаточна как для того, чтобы видеть все нужное к исполнению, так и для того, чтобы привести все это к окончанию.

Хорошо выразился и другой переводчик: «покажет страш­ное десница твоя». Действительно, дела Его весьма страшны и ужасны: разрушена смерть, расторгнут ад, отверст рай, открыто небо, обузданы бесы, соединилось горнее с дольним, Бог сделался человеком, человек восшел на царский (небесный) престол, оживилась надежда воскресения, чаяние бессмертия, вкушение неизреченных благ и все прочее, что совершилось Его пришествием. Потому другой переводчик и говорит: «на­ставит тебя на страшное десница твоя», выражая, что это Суще­ство сильно само собою, что сила Его достаточна и для состав­ления и для исполнения предначертаний. А семьдесят толковни­ков сказали: «наставит тебя дивно десница твоя», т.е. не только дела Его достойны удивления, но и то, как чудно они совершены. Смертью попрана смерть; клятвою разрушена клятва и подано благословение; чрез вкушение мы изгнаны прежде из рая, чрез вкушение опять введены в рай; дева изгнала нас из рая, чрез деву мы обрели вечную жизнь; чем осуждены, тем и увенчаны. Созерцая все это, пророк и говорит: «поведет Тебя дивно десница Твоя». Нужно ли для Него оружие? Нужен ли меч, лук и стрелы? Видишь ли, как это Существо сильно само собою? Но смотри, как пророк опять, подобно искусному ху­дожнику, нисходит от высоких выражений к чувственным. «Стрелы Твои изощрены, Сильный, народы пред Тобою падут, – они в сердце врагов Царя». Другой переводчик (Акила и Симмах) говорит: «в сердце враги царевы».

Упомянув о стрелах, смотри, как он опять прибавляет слово: «Сильный», дабы ты знал, что Христос не имеет нужды в стрелах, а силен Сам собою. Порядок мыслей такой: «Стрелы Твои изощрены, Сильный…, в сердце врагов Царя». А слова: «народы пред Тобою падут» поставлены в средине. Здесь, мне кажется, двоякий смысл: или пророк говорит о пленении иудеев, покорении и разрушении их города, или в переносном смысле называет стрелами силу слова (евангельского). Подлинно, быстрее стрелы это слово прошло по всей вселенной и косну­лось сердца прежних врагов Царя, не для того, чтобы умерт­вить их, но чтобы привлечь их к себе, как случилось и с Павлом. Не погрешит, кто назовет стрелою то слово, которое, сшедши с неба, коснулось сердца прежнего врага и сделало его другом. «Народы пред Тобою падут». Видишь ли успех войны, примирение бывших прежде противниками, научение их, огла­шение? Это падение и подпадение под власть Его служит для всех основанием и источником возвышения, потому что Он покорил их Себе, освободив от гордости, тщеславия и бесов­ского заблуждения. Другой пророк представляет Его обагрен­ным кровью и говорит: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора» (Ис.63:1)? Здесь не говорится об оружии, луке и стрелах, а об одежде, – выражение также чувственное, но менее чувственно, нежели у Псалмопевца; и здесь также, при самой чувственности выражений, пророк возводит мысль к предметам бестелесным. На вопрос «Отчего же одеяние Твое красно…, он отвечает: Я топтал точило один» (Ис.63:2–3), выражая легкость победы и то, что Он не имел никого Своим помощ­ником, что Он силен сам по себе. Как там сказано: «поведет Тебя дивно десница Твоя», так и здесь: «Я топтал точило один». Как легко для виноделателя выжимать ногами ви­ноград, так легко и для Бога совершать, что хочет, или даже не так, а гораздо легче.

Беседы на псалмы. На псалом 44

Иероним Стридонский, блж. (†420)

красотою твоею и добротою твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница твоя

«Красотою твоей благополучно восходя; ради истины и кротости правды и чудесным образом сведет тебя правая рука твоя». У евреев красотою твоею написано в другой раз, да не подумает кто-либо, что то же самое повторено по ошибке переписчиком. Это фигура, которая у риторов называется повторением. Итак, как в панегирике, который говорят хвалители тем, кого превозносят похвалами, вооруженного убеждают к сражению, чтобы Он раз приобретенный перевес в войне не оставлял, но, шествуя, как Победитель, на большее поражение врагов, уготовил себе Царство в среде тех, которых соединил под Своей властью, освободив от власти диавола, и сказал: Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его (Пс. 2:6). Нет никакого сомнения, что истиной, кротостью и правдой называется Христос, Который говорит: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6); также: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29); и еще: Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1Кор. 1:30). Все это говорится о теле так, что должно быть изъяснено о членах. Победа Господа — торжество рабов. Ученость наставника — преуспеяние учеников. А то, что следует: Наставит тя дивно десница твоя, должно быть понимаемо или о тех знамениях, которые совершил Он в Евангелии, или (в образном смысле) о поражении, которое нанес Он врагам. Сердце мудрого на правую сторону, а сердце глупого на левую (Еккл. 10:2). Христос весь одесную, антихрист ошуюю. Перевод с еврейского отличается выражениями, но не отличается смыслом.

К Принципии. Объяснение 44-го псалма

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-5 «Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне». «Красотою Твоею и добротою Твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй». Описав красоту и премудрость, Пророк показывает силу и оружие, которым Христос сокрушил противников, и открывает нечто всего более для нас удивительное. Ибо самую красоту Его называет и оружием и силою. «Препояши», говорит, «мечь Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею». И сказав: «и наляцы, и успевай, и царствуй», – немедленно присовокупил: «истины ради, и кротости, и правды», – ясно показывая тем, что истина, кротость и правда суть красота Его, и сила, и оружие, и победа. И сам Господь, как можем слышать, говорит: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29); и еще: «Аз есмь путь и истина и живот» (Ин.14:6), и Божественному Иоанну: «остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф.3:15). И сим-то ниспроверг Он мучительство губителя, сокрушил смерть, и верующим даровал спасение.

Евфимий Зигабен (†1118)

Красотою Твоею и добротою Твоею.

Препояшь, говорит, меч Твой с красотою и добротою твоею, чтобы мечем своим Ты устрашал врагов Твоих, а красотою души твоей и добротою добродетелей твоих, привлекал к себе друзей своих. Впрочем ничто не мешает принимать красоту и доброту, за означающее совершенно одно и тоже.

Василий Великий говорит: Красотою, то есть, полнотою времен и добротою Твоею—созерцательною Твоею и умственною силою. Ибо истинное добро есть то, постижение чего превосходит всякую человеческую силу и созерцается одним разумом. Эту доброту Его видели на горе сияющею более, нежели сияние солнца и удостоились глазами принять начатки славного Его пришествия Петр и сыны грома.

И наляцы (напряги) и успевай и царствуй.

Напряги, говорит, и усиль стремление Твое, Господи, и успевай, то есть, соверши и приведи в исполнение, что Тебе угодно, и царствуй, то есть, господствуй над теми, которые восстают на Тебя, где глаголы, имеющие вид повелительных, в самом деле выражают желание, так как Писание часто истинно желательным дает вид повелительных. Так говорит: да святится имя Твое, вместо: если бы святилось; пусть приидет царство Твое, вместо: если бы пришло; и пусть будет воля Твоя, вместо: если бы была! (Матф. 6, 9-10). и другое— подобное тому.

Слова Златоуста: Для того в означенном составе выражения употребил оборот повелительный, что у меньших, когда они воспламеняются усердием к большим, есть обыкновение употреблять такие выражения. И глубокомысленный Евстафий: Когда слова сказываются меньшими большим в виде повелительных, тогда имеют значение желательных. И Исихий говорит: Напряги против врагов и успевай с верными, а царствуй над теми и другими, чтобы одних—врагов покорить, других—верных—увенчать. Ибо судии и царю это свойственно (в изд. Своде).

Истины ради и кротости и правды.

Произведи, говорит, все это и побеждай, Господи, потому что Ты и кроток, и истинен, и праведен, как сам Он сказал: Я есмь путь и истина (Иоан. 14,6), также: научитеся от Меня, ибо Я кроток; так надлежит нам исполнить всякую правду (Матф. 11,29; 3,15). Разумеют и иначе—так: произведи, Христе, все вышеозначенное, чтобы насеять на землю истину, кротость и правду, вместо прежней лжи, жестокости и неправды, как говорит Златоуст.

И наставит Тя дивно десница Твоя.

К произведению таковых дел поведет Тебя правота Твоя, то есть, доброе естество Твое; потому что Ты будешь достаточен сам для себя, не нуждаясь в помощи другого, по изъяснению Златоустого. Поистине чудное и великое дело руководствоваться в делах своих самим собою и не иметь нужды в другом.

К сему прибавим слова Златословесного: Должно удивляться не только произведениям, но и тому, что они произведены чудно. Ибо смертью разрушена смерть, клятвою уничтожена клятва и даровано благословение; снедию мы извержены прежде, снедию введены опять; дева изгнала нас из рая, чрез Деву мы обрели вечную жизнь. Чрез что мы осуждены, чрез то и увенчаны. Посему и Исаия говорил (прибавляет он же): начальство было на рамени Его, не с тем (говорил), чтобы ты разумел плечо,—да минует подобная мысль! Но с тем, чтобы ты знал, что Он не имеет нужды в чьей либо помощи, ибо естество оное и сила достаточны сами для себя и в знании производимого и в приведении оного в исполнение. Слова Феодорита: Упомянув о мечте, далее упоминает и о правой руке; а правая (рука) есть правые намерения, при которых он не может иметь греховного преткновения.

Сергий Терновский, прот. (†1868)

красотою твоею и добротою твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница твоя

Иналяцы - напрягай, натягивай лук; наставит тя десница - не столп облачный, а сама десница Твоя будет руководить тебя. Вас. Вел. Смирна - горькое ароматическое растение - символ погребения; стакти - жидкость, выжимаемая из смирны, - символ сошествия во ад; касия - род коры древесной - знак страдания плотию на кресте. Вас. Вел. Тяжести слоновые - громадные дома, искусно убранные; по Афан.: храмы, дома украшенные чисто, наподобие слоновой кости, из которых пришли возвеселить тебя дщери Царские, воздали тебе Царскую честь.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 Препояши мечь твой по бедре твоей, сильне, красотою твоею и добротою твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница твоя. Стрелы твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых.

Писатель псалма приглашает царя опоясаться мечом для борьбы с врагами. Но этот меч должен состоять из Его славы и красоты, а потому и врагами являются не люди, не враги в общественно-политическом смысле, а враги духовные - ложь, злоба, ненависть, неправосудие и т. д. Для уничтожения этих врагов царь должен напрягать свои силы («поспеши») и совершить дивные дела. Известно, что в судебных делах, где бессильны были разобраться опытные судьи, Соломон делал приговоры, поражавшие всех своей очевидной правотой и необыкновенной находчивостью. Но кроме этой духовной силы Соломон обладал и хорошо организованной и опытной в боях армией, унаследованной от Давида, которая всегда готова была защитить царя и уничтожить его врагов. Известно, что Соломон держал ее на границах своего государства для обеспечения от нападений. Эту мысль о военной силе Соломона в словах текста 6 ст. можно передать так: Твои, Сильный, острые стрелы - в сердца врагов (т. е. проникнут), и люди пред Тобою падут (т. е. враги не устоят против твоих войск).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

красотою Твоею и добротою Твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница Твоя

См. Толкование на Пс. 44:4

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

красотою твоею и добротою твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница твоя

См. Толкование на Пс. 44:4

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible