Скрыть
при­­веду́т­ся въ весе́лiи и ра́дованiи, введу́т­ся въ хра́мъ Царе́въ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Введутся в храм царев, т. е. небесный.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев

«Приведутся» же девы «в веселии и радовании, введутся в храм Царев». Не те, которые по принуждению соблюдали девство, не те, которые по скорби или по нужде вступили в честную жизнь, но которые «в веселии и радовании» услаждаются таковым преспеянием, «те приведутся Царю, и введутся» не в какое-нибудь обыкновенное место, но «в храм Царев». Ибо сии священные сосуды, которых не осквернило человеческое употребление, будут внесены в святая святых, и дано им будет право иметь доступ в само святилище, которого не будут попирать ноги нечистые. А как важно быть введенным «в храм Царев», показывает Пророк, когда молится о себе и говорит: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26, 4).

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 44-й

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-16 Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев

Другой (неизвестный, См. Ориг. Экз.): «после­дуют». Третий (неизвестный, См. Ориг. Экз.): «вознесутся».

Видишь ли украшенную одежду, видишь ли золотое обла­чение – цвет девства? Это – одежда Церкви. И посмотри, с ка­кой точностью говорит пророк. Так как не тотчас, по осно­вании Церкви, процвел прекрасный цвет девства, но уже после, спустя несколько времени, то он и говорит об этом после прочего, когда сказал, что она забыла народ и дом отца своего, украсилась внутренней красотою, просияла добро­тою. Поэтому он и говорит: «ближние Ее приведутся к Тебе». Т.е. близкие, не по месту только, но и по образу жизни и по учению согласные с нею, какими нельзя назвать дев ере­тических, потому что они – не близкие к этой царице. «Приведутся с веселием и радостию». Посмотри, как и здесь сияет апо­стольское учение, и у пророка раскрывается апостольское изре­чение. Какое же именно? «Но таковые (женившиеся) будут иметь скорби по плоти» (1Кор.7:28). Как эти имеют скорбь, так те – веселие и радость. Замужняя должна заботиться и о де­тях, и о муже, и о доме, и о слугах, и о родных, и о свекрах, и о зятьях, и о внуках, о многочадии и бесчадии (впрочем, теперь не время описывать множество забот брачной жизни); а дева, распявшись (для плоти), отрешившись от на­стоящего, ставши выше забот житейских, удалившись от волнения (мирского) и каждодневно взирая на небо, наслаждается радостью Духа, вкушает веселие. Впрочем, пророк говорит не только о настоящем, но и о будущем, когда девы с чистыми и светлыми светильниками выйдут на встречу Жениху (Мф.25:7). Храмом царевым он называет здесь жилище Царя и чертогами (слоновыми) – брачный чертог.

Беседы на псалмы. На псалом 44

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15-16 Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев

По переводу Семидесяти, первый стих говорит еще об украшении дщери; второй обращен к Самому Жениху и Царю. По-еврейски говорится все к невесте, до того места, где написано: Поставиши я князи по всей земли, и читается так: «В испещренных (одеждах) вводится к Царю, девы в след за нею, подруги ее вводятся туда; вводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя». Что есть большое различие между душами, верующими в Христа, это доказывает Песнь Песней, где написано: И восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная — она, голубица моя, чистая моя, ближняя, о которой говорится: Увидели ее девицы, и — превознесли ее, царицы и наложницы, и— восхвалили ее (Песн.6:6,7,8). Та, которая совершенна и свята телом и духом, та удостоилась названия голубицы и ближней. Она есть та дочь, о которой выше сказано: Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных. Те же, которые возвысились над шестью днями мира и вздыхают о будущем Царстве, те называются царицами. А та, которая и имеет обрезание восьмого дня, но еще не вступила в брак, та называется наложницей. Все же разнообразие верующих, которое еще не может ни быть заключенным в объятиях Жениха, ни рождать от Него детей, называется юношами. Я думаю, что к числу тех дев, которые следуют за Церковью и относятся к первой степени, принадлежишь и ты, и все, кто пребывает в девстве тела и души. Ближние же и подруги суть вдовицы и воздерживающиеся в супружестве; эти все с веселием и ликованием вводятся в храм и чертог Царя, в храм как священницы Божии, в чертог — как невесты Царя и Жениха. Этот храм видел Иоанн в Апокалипсисе (см.: Откр. Глава 21); этого храма желал пророк. Едино, говорит, просих от Господа, то взыщу; еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего (Пс. 26:4); и еще: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея (Пс. 25:8); и в ином месте: Яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго (Пс. 41:5). Пестрая же (одежда), которой украшается для своего Жениха царица, есть то самое, что у Семидесяти читается — одеяна преиспещрена.

К Принципии. Объяснение 44-го псалма

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 15-16 «Приведутся Царю девы в след ея, искренния ея приведутся Тебе». «Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев». Поелику не все достигают высоты совершенства; то Пророк называет одних невестою, как совершенных в добродетели, а других – девами, как в чистоте сохранивших принятую ими веру. Впрочем говорит, что и девы последуют за царицею и с нею войдут в храм Царев. Сие различие показал нам Господь в священном Евангелии, сказав: «обители многи» у Отца Моего (Ин.14:2). Согласно с сим и блаженный Павел сказал: «понеже человеком смерть, и человеком воскресение мертвых; яко же бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут: кийждо же во своем чину» (1Кор.15:21–23).

Григорий Палама, свт. (†1359)

Ст. 15-16 Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев

Приведена же была Богу Богоматерь родителями Ее: еще не – подросток, не – отроковица, но – дитя, еще весьма нуждающаяся в них, имеющая еще только три года, и вчера лишь или третьего дня отнятая от груди и младенческой пищи. Но и в этом возрасте Она обнаружила для зрящих незыблемый образ мыслей: потому что все видели, что Она приступает с неизреченной радостью. Находясь же близ врат святилища, в то время, как благородные девы из Ее рода, сопровождавшие Ее со светильниками, окружали Ее, таким образом составляя торжественнейшую процессию, с совершеннейшим благоговением провожали Ее к внутренней части храма, тогда при этом Она отчетливо явила, что лучше, чем все, сознает значение того, что совершается и имеет совершиться в отношении Ее; так, доселе торжественная и сдержанная и видимая в спокойном состоянии духа и настроении, так что нельзя было бы вполне сказать, что Она идет впереди прочих чинно идущих дев, Она, затем, сочетав стремление с чинностью, немного ускорив шаг и опередив лик окружающих Ее дев, пошла впереди, в то время как все провожающие шли позади Ее, так чтобы наглядным было оное, относящееся к Ней; изречение в Псалме: «Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев».

Омилия 55. На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы

Евфимий Зигабен (†1118)

Приведутся в веселии и радовании.

Апостол Павел говорит о замужних женах, что они будут иметь скорбь по телу: таковые будут иметь скорби по плоти (1Кор. 7,28): потому что они изнуряются заботами о мужьях, о детях, о рабах, о доме и о других житейских делах. Но, как дева и старица от всего подобного освободились, и взирают только на умственного жениха своего Христа, то посему они духовно, по словам Златоуста, радуются и торжествуют.

Слова Василия: Не по принуждению вступившие в девственный подвиг, и не от печали, или но нужде принявшие на себя чистую жизнь, но те, которые с веселием и радостью взялись за таковый подвиг, те будут приведены к царю и будут вводимы не в пустое место, но в храм царев. Ибо во святая святых имеют быть вносимы такие сосуды, которых человеческое употребление не осквернило и будут иметь право входа в недоступное место, по которому неверные ноги не будут ходить. Это и на деле исполнилось, когда во святая святых вошла Госпожа Богородица и имела следовавших за Нею дев, сопровождавших ее с светлыми светильниками, шествовавших в веселии и радости и посредством Нее удостоившихся введения в храм Божий.

Введутся в храм Царев.

Это нужно понимать двояко: или, что чины девственниц будут определяться в церковный причт и из безбрачных будут производиться в архиереи, священники, диаконы и диакониссы; и лично чины ведущих девственную жизнь будут сопровождаемы ангелами в небесный храм и в царские обители на небесах.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-16 Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев

Но достоинство этой супруги Царя не во внешней красоте, богатстве и знатности происхождения - все это ничто перед внутренними, духовными ее качествами, чем и объясняется выделение ее из ряда других дев. За этой невестой Царя в его дворец вводятся и ее подруги, которые следуют за ней с весельем, радуясь такой близости к невесте, а через нее, и к самому Царю. Ранее (11 ст.) писатель предлагал невесте отказаться от своей семьи и родины, чтобы эту привязанность теперь перенести на своих сыновей, которые сделаются князьями над всей землей. Последнее обращение писателя и его предсказание о всемирном господстве преемников Соломона нужно понимать не как предсказание их великого исторического значения, осуществленного в действительности, а как тот идеал царя и его преемников, оставаясь верными которому (идеалу), они могли бы быть князьями всего мира. А к этому-то, к господству над миром, распространением среди последнего истинного богопознания и был призван еврейский народ.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О почитании Пресвятой Богородицы.

Мф.12:48-50. Здесь не отрицается чествование Богоматери: Лк.1:28-30, Лк.1:48; Лк.11:27, Божья Матерь честнейшая херувимов. Между тем, такой человек, как Царь Давид, умален пред Ангелами: Пс.8:6, а о Царице Небесной сказано: Пс.44:10-18

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 14–16 Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след ея, искренния ея приведутся Тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в Храм Царев

Чтобы дщерь Царева не могла думать, что все достоинство ее состоит во внешней красоте и пышности ее дорогих и изящных одежд и украшений, пророк в речи к ней говорит Вся слава дщери Царевы внутрь, т.е. что дочь царя должна прославляться не столько красотою лица и дорогими нарядами одежд, сколько блистать и отличаться добродетелями внутренними, каковы: кротость, благонравие, целомудрие и проч., как и апостол Петр, увещевая христианских женщин проводить чистую и добродетельную жизнь, говорит им: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Пет. 3:3–4). А с другой стороны, нельзя же совершенно отнимать у царей и внешнего умеренного блеска, который соответствовал бы их высокому царственному достоинству и положению, и в каком, без сомнения, введена была к царю его невеста, рясны златыми одеяна и преиспещрена и сопровождаемая сонмом других дев, которые вместе с нею введены были в чертоги царские с веселием и приличным случаю радостным торжеством. Рясны собственно значит: «бахрома», женское украшение, состоящее из золота и драгоценных камней. В таинственном или пророческом смысле под дщерию Царевою Отцы разумеют Святую Церковь, или душу христианскую. «Словом внутрь, – говорит св. Афанасий, – означается благочестие, ибо украшение Церкви есть духовное; ряснами же именуются многие виды добродетелей» [3, с. 154], а по словам блж. Феодорита, многоразличные дарования Святого Духа в Церкви Христовой [6, с. 210]. «В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее» (пер. с евр.) – «искренние ее, т.е. близкие не по месту только, но и по образу жизни и по учению согласные с нею» (Церковью) [5, с. 206]. Св. Златоуст под девами разумеет преимущественно девственников. Святая Церковь, говорит он, украсилась девством, как наилучшим украшением, как драгоценной одеждой [5, с. 206]. По блж. Феодориту, здесь пророк называет одних невестою, как совершенных в добродетели, а других девами, как в чистоте сохранивших принятую ими веру [6, с. 211]. Выражение: введутся в храм Царев (по Зигабену) нужно понимать двояко: или что чины девственников и девственниц будут производиться в архиереи, священники, диаконы и диакониссы; или лично чины ведущих девственную жизнь будут сопровождаемы ангелами в небесный храм и в царские обители на небесах [6, с. 206].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible