Скрыть
и воз­жела́етъ Ца́рь добро́ты тво­ея́, зане́ То́й е́сть Госпо́дь тво́й, и поклони́шися Ему́,

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 11-12 Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися ему

Призывает Церковь к слышанию и исполнению заповедуемого, и, называя ее дщерью, сим наименованием вводит в свойство с Собою, как бы по любви присвояя ей право быть чадом. «Слыши, дщи, и виждь». Слово «виждь» учит ее иметь ум, преобученный к созерцанию. Обозри тварь и, воспользовавшись порядком в ней видимым, восходи таким образом к созерцанию Творца. Потом, смиряя ей высокую выю гордыни, говорит: «приклони ухо твое». Не прибегай к языческим вымыслам, но приими смиренное слово в евангельском учении. «Приклони ухо твое» к преподаваемым в нем наставлениям, чтобы забыть те дурные обычаи и отеческие учения. Посему «забуди люди твоя и дом отца твоего». Ибо всякий «творяй грех от диавола есть» (1Ин. 3, 8)).

Отринь учения демонские, забудь жертвы, ночные ликовствования, басни, разжигающие на блудодеяния и на всякую нечистоту. Для того наименовал Я тебя Своею дочерью, чтобы ты возненавидела прежнего отца своего, который родил тебя на погибель. Если забвением сгладишь с себя пятна лукавых учений, то, возвратив себе собственную свою красоту, окажешься вожделенною для Жениха и Царя. «Зане Той есть Господь твой, и поклонятся Ему». Словами: «Той есть Господь твой», Пророк показывает необходимость повиновения. Поклонятся же Ему все твари. Ибо «о имени» Иисуса Христа «всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» (Флп. 2, 10).

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 44-й

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-13 Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися ему, и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «чтобы возжелал. Потому что тот есть Господь твой». Другой (Симмах): «потому что Сам Он Господь твой». «И поклонятся Ему». Другой (Симмах): «и поклонись Ему». Другой (Симмах): «дочь же державная дары принесет. И богатые из народа будут умолять лице Твое».

Видишь ли, что здесь нет ничего чувственного, ни­чего телесного, а все духовное? В самом деле, каким обра­зом невеста есть и дочь одного и того же лица? Каким обра­зом дочь может быть и невестою? В делах плотских этого не бывает, но иное то, и иное это; а у Бога бывает то и другое вместе. Он сам родил Церковь крещением и сам сделал ее невестою Своею. «Слушай, Дщерь, и смотри». Он даровал ей два блага: учение в словах и видение в чудесах и вере; при­том одно уже даровал ей, а другое обещал. Послушай, гово­рит, слов Моих, посмотри на чудеса и дела Мои и внимай увещаниям. Какую же заповедь дает Он ей прежде всего? «Забудь народ Твой и дом отца Твоего». Так как Он избрал ее из язычников, то прежде всего заповедует отвергнуть это родство, забыть о нем, исторгнуть его из души, не только бе­жать от него, но и не вспоминать о нем. «Забудь народ Твой и дом отца Твоего». Словами: «народ» и «дом» пророк выражает все, там у них происходящее, и жизнь, и учение. «И возжелает Царь красоты Твоей». Видишь, что здесь говорится не о телесной красоте. Если сделаешь это, говорит, тогда будешь прекрасной, тогда Царь возлюбит красоту твою. Но этого не производит кра­сота телесная. И у неверных мы видим телесную красоту, и между язычниками есть благообразные женщины. Дабы ты убе­дился, что здесь речь не о телесной красоте, он говорит, что она состоит в послушании Ему; а послушание составляет не телесную красоту, но душевную. Если сделаешь это, говорит, тогда будешь прекрасной, тогда будешь любезною Жениху. «Ибо Он – Господь Твой». Вот один и тот же является и Отцом, и Женихом, и Господом. Заповедав оставить отцов своих, забыть народ свой, отвергнуть родство, Он доказывает, что эти заповеди весьма справедливы, что в речи Его есть великая последовательность, что это так должно быть. В самом деле, если и Отец твой Он, и Жених Он же, и Господь Он же, то справедливость требует оставить всех других и приле­питься к Нему. Не сказал: ибо есть Отец твой, но: «ибо Он – Господь Твой», дабы тем особенно привлечь ее, что Гос­подь, Владыка и Отец благоволил быть и Женихом ее. И то уже доказывает великое промышление и человеколюбие Его, что Он благоволил быть ее Господом, что избрал Себе ту, ко­торая была рабою бесов и находилась под игом заблуждения, и сделал ее не только рабою Своею, но дочерью и невестою, «Забудь народ Твой и дом отца Твоего», потому что ты идешь не к чужому кому-нибудь, а к тому, Кто создал тебя, Кто всех тех ближе к тебе, Кто печется и заботится о тебе; Он – Гос­подь и Отец твой; Он все даровал тебе. «И поклонишься Ему. И дочь Тира с дарами». Какая здесь связь речи? Превосходная. Здесь предлагается самое сильное убеждение. Приди, говорит, потому что велика сила Его, и все будут повиноваться Ему. Не говоря о всей вселенной, пророк указывает на соседний город, который тогда был предан нечестию, был твердыней диавола и весьма славился своим богатством; от части он намекает на целое.

Мне даже кажется, что он назвал так всякое нечестие и разврат. Писание обыкновенно именами городов выражает нравы людей, как, например: «слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский» (Ис.1:10). Это говорится к иудеям, но так как они совершали дела со­домские, то и называются содомлянами. И удивительно ли, что оно прозывает их таким отечеством, когда дает им та­ких же и отцов, например, когда говорит: «отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка» (Иез.16:3). И на этом не останавливает укоризны, но даже низводит речь к зверям, – как, например, в новом завете говорится: «порождения ехиднины» (Лк.3:7), и в ветхом: «высиживают змеиные яйца и ткут паутину» (Ис.59:5), и еще: «не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня» (Ам.9:7)? Так и здесь живущих нечестиво и развратно Он назвал тирянами. Но и их, гово­рит, Я преодолею и покорю Себе, и покорю так, что они покло­нятся, и не просто поклонятся, но и принесут дары и начатки, что составляет высший вид служения и есть знак совершен­ной покорности. «Богатые из народа будут умолять лице Твое». Что зна­чит: «умолять»? Почтут, прославят те, которые теперь велики и высоки. Так и сбывается в Церкви: живущих добродетельно почитают и уважают все. даже и те, которые изобилуют бо­гатством и знатностью, потому что добродетель выше всякого богатства.

И вы видите, как Церковь почитается всеми. Хорошо сказал пророк: «лице Твое», т.е. славе твоей, красоте твоей, великолепию твоему.

Беседы на псалмы. На псалом 44

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-12 Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися ему

В еврейском: «Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего, и возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и поклонись Ему». Доселе языком пророка, который сравнивается с пером скорописца, говорит Дух Святой, называя одно и то же лицо Царем, Воителем, Богом и Женихом. Отселе же вводится лицо Отца, говорящего к невесте Сына Своего. Он увещевает ее, чтобы она, презрев заблуждения древнего язычества и идолопоклонства, во-первых, внимала тому, что будет говориться: за это она, чужестранка, будет названа дочерью; потом — чтобы обратила взоры или на то, что говорится, или на вселенную, из видимого поняла невидимое, в тварях познала Творца и прилежно приклонила ухо свое, чтобы удержать в памяти то, что говорится. Как скоро же она услышала, увидела и приклонила ухо свое и вся предалась учению и пониманию того, что говорится, — пусть забудет свой первый народ и, как Авраам, выходящий из Халдеи, пусть оставит землю рождения и родства своего. Никто не сомневается, что отцом нашим, до нашего усыновления Богу, был диавол; почему и Спаситель говорит: Ваш отец диавол (Ин. 8:44). Итак, говорит, когда ты забудешь древнего отца и, отложив прежние нечистоты, покажешь себя такой, что убеленная станешь выше своего родства, такой, какой может возлюбить тебя Сын Мой, — тогда возжелает Царь доброты твоея. Не подумай, что Тот, Кто возлюбит тебя, один из толпы; Он — Царь твой и Господь твой. Те, кто суть цари и господа, хотя и цари, и господа — по власти, но природы одной с теми, над кем господствуют и царствуют; я же возвещаю тебе, что Сей будет и Бог, и ты должна будешь поклоняться Ему. Семьдесят толковников не сказали: «и поклонишься Ему», а «поклонятся Ему», так что смысл дается такой: Тот, Который имеет возлюбить тебя, Который имеет плениться красотой твоей, есть Бог — и Бог, покланяемый всеми. То, что мы изъяснили о Церкви, избранной из среды народов, пусть каждый отнесет к самому себе и к душе верующего; пусть, оставив прежние пороки, получит усыновление; пусть приклонит ухо свое, забудет древний образ жизни и с апостолом пусть оставит мертвого отца и представит себя таким, каким бы возлюбил его Царь. Ибо Он есть Господь его, перед Которым он должен приклонять колена и, отложив гордость, подъять иго смирения.

Спросим у иудеев: кто эта дочь, к которой говорит Бог? Не сомневаюсь, что они ответят — синагога. Каким же образом говорится синагоге и народу израильскому: Забуди люди твоя и дом отца твоего? Не в таком ли уже смысле — пусть оставит народ еврейский и Авраама, древнего отца? Скажут, что это относится к призванию Авраама, оставившего халдеев; но кто же тот царь, который имеет возлюбить красоту Авраама? Подлинно, иной есть тот, который говорит: Слыши, дщи, и иной, о котором говорится: Возжелает Царь доброты твоея. Этот иной не только Царь, но и Господь и Бог покланяемый.

К Принципии. Объяснение 44-го псалма

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И возжелает Царь доброты Твоея». А потом Пророк открывает и ея природу и достоинство Царя. «Зане Той есть Господь твой», – «и поклонишися Ему».

Евфимий Зигабен (†1118)

И возжелает Царь доброты твоея.

Если ты, дщерь Христова—церковь, сохранишь выше сказанное тебе мною; то Царь Христос возлюбит твою доброту, а доброта церкви есть прежде сказанная нами красота души и добродетелей.

Некоторые изъясняют это переносно так, что дщерь Христова есть каждая христианская душа, обручившаяся Христу верою и усыновлением чрез святое крещение. Она, когда преступает заповеди Христовы и грешит, теряет божественное усыновление, лишается духовного уневещения Христу и сочетается с злым диаволом, чрез что делается некрасивою и безобразною. Итак, если она желает возвратить потерянные дарования и снова достигнуть первого усыновления и сочетания со Христом чрез покаяниe, то во первых должна слушать, то есть, слушаться заповедей и повелений жениха своего; во вторых зреть, то есть, видеть и понимать, какого царства и дарований она лишилась, и напротив, какому она подверглась наказанию, каким бедствиям и страстям. Созерцая сие она должна стенать и рыдать. В третьих должна приклонить ухо свое к сердцу своему, то есть, должна внимать внутреннему слову своего сердца и не должна позволять диаволу внушать посредством оного гнусные, злые и хульные помыслы, но должна молиться посредством оного и говорить от всего сердца: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня. В четвертых наконец она не только должна удалить чувства свои от народа и отца своего, то есть, от всех прежних злых обыкновений и привычек (которые возымела) ко греху, и всех лиц и мест и прочих обстоятельств, которые были причиною грехов ее, но сверх того она должна отринуть их и некоторым образом изгладить оные из воображения и памяти своей столько, чтобы даже и не воспоминала их боле, но совершенно забыла их. Когда душа все это сделает, она возвратится к прежней своей красоте и доброте и столько просветлится, что прежний Жених ее возжелает мысленной красоты ее, а вследствие сего и снова обручится с нею благодатью всесвятого Духа и будет взывать к ней известными словами песни: приди, невесто, от Ливана (Пес.песн. 4,8).

Зане Той есть Господь твой; и поклонишися Ему.

Сочетайся, говорит, церковь из язычников, со Христом и будь Ему дщерью по благодати. Поелику Он (о беспредельное снисхождение и человеколюбие!) есть, говорит, по естеству Господь и властитель твой, как Творец твой: то посему ты, как раба Его по естеству, хотя по благодати сделалась дщерью и невестою Его, должна покланяться Ему.

Слова Феодорита: Другие три переводчика заставляют ее сделать поклонение, и из них Акила и Феодотион перевели: и поклонись Ему, а Симмах: Он Господь твой и покланяйся Ему.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися ему, и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии

Речь писателя обращается уже к этой царице и автор псалма просит особенно усиленного ее внимания к своим словам, придавая последним особенную важность («слыши, смотри и приклони ухо»). - «Забудь народ твой», (твою нацию) «и дом отца твоего», т. е. твоих родителей. Эта новая царица не могла быть евреянкой, так как ее замужество за царем не только не отрывало бы ее от ее нации, но еще сильнее привязывало бы к последней и не могло вредить народу. Точно также не было нужды отрекаться и от своих родителей, т. е. своей семьи; супружество евр. царей с дочерями своего народа было не только обычным явлением, но и узаконено Моисеем. Поэтому под невестой нужно разуметь дочь языческого царя, продолжающаяся привязанность которой к своей семье и нации могла быть вредной для евр. народа. Забыть дом отца и свой народ - это значит слиться с евреями в своих верованиях, сделаться иудеянкой по жизни, языку и верованиям. Такое отречение от прежних привязанностей будет жертвой, которая не останется не оцененной: царь особенно будет ее любить («возжелает красоты твоей»), приблизит к себе; но ты, невеста, должна помнить, что Он - твой господин, а потому должна оказывать Ему знаки почтения и повиновения («поклонись Ему»). Как царица, ты будешь пользоваться таким же почтением, как и сам Царь, и не только среди своего народа, но и среди чужестранцев. Тиряне (Тир - торговый город, расположенный на одном из островов Средиземного моря) придут к тебе с дарами, для выражения почтения; «богатейшие из народа» - т. е. знатные и могущественные среди людей, цари и князья народов, будут умолять тебя о милости к ним и внимании.

Под этой невестой-язычницей нужно разуметь дочь фараона, любимую жену Соломона, о которой сохранилось у евреев предание, что она приняла с замужеством закон Моисеев и была царственной прозелиткой.

Толковая Библия

Ириней (Орда), еп. (†1904)

и возжелает Царь доброты Твоея, зане той есть Господь Твой, и поклонишися ему

И возжелает – если увидит, что ты вполне любишь Его. Зане мотивирует высказанное в ст. 11 требование всецелой преданности, а не – возжелает.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О почитании Пресвятой Богородицы.

Мф.12:48-50. Здесь не отрицается чествование Богоматери: Лк.1:28-30, Лк.1:48; Лк.11:27, Божья Матерь честнейшая херувимов. Между тем, такой человек, как Царь Давид, умален пред Ангелами: Пс.8:6, а о Царице Небесной сказано: Пс.44:10-18

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О почитании Пресвятой Богородицы.

Ин.2:3-5. Отсюда видно, что Божия Матерь явилась в первый раз ходатайцею за немощный и бедствующий род людской, отсюда и основание для обращения к Богоматери с мольбою о ходатайстве перед Сыном, ибо о Ней сказано: Пс.44:10-14,18; Лк.1:48. Как царь земной не отказывает в просьбе матери своей: 3Цар.2:20, так, тем более не откажет Царь Небесный.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

и возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися ему

См. Толкование на Пс. 44:11

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible