Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
спаслъ бо еси́ на́съ от стужа́ющихъ на́мъ, и ненави́дящихъ на́съ посрами́лъ еси́.
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси
Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «потому что ты спас нас». Для чего, говорит, приводить древнее и бывшее с предками? Мы сами имеем много залогов Твоего промышления, и можем исчислить славные трофеи и непрерывные победы, дивные и необыкновенные. Поэтому и сказал: «посрамил», т.е. ты не просто избавил нас, не просто исхитил, но со стыдом для нападающих на нас.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 7-8 «Не на лук бо мой уповаю, и мечь мой не спасет мене»: «Спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси». Ибо не на луки и не на другия оружия возлагаю надежду; потому что на опыте изведал Твое могущество, Тобою одолев уже противников.
Евфимий Зигабен (†1118)
Спасл бо ecи нас от стужающих нам (оскорбителей наших), и ненавидящих нас посрамил ecи.
Мы, говорит, имели опыт Твоей помощи и защиты, Господи, прежде, и самим делом дознали, что Ты избавляешь уповающих на Тебя, и постыжаешь тех, которые ненавидят нас рабов Твоих.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 6–8 О Тебе враги нашя избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающыя на ны. Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене: спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси
Роги, или рога, у животных служат им средством для защиты от врагов, а потому и в Священном Писании роги в применении к людям означают символ могущества, крепости, силы (ср. 1Цар. 2:1, 10; Пс. 74:5–6, 11; Пс. 148:14; Иер. 48:25). Избодем (от слова – «избодати, избости») значит: «ударим, будем бить, колоть», избодем роги (cornu ferire) – «будем бодать, колоть рогами», – в просторечии: «спыряем рогами». В изречениях сих стихов псалмопевец показывает, каким образом Бог царствовал над народом Своим; подобием, взятым от рогатых животных, изображает необычайную силу, которою народ поражал восстающих против него (избодем роги, уничижим). Выражениями: о Тебе, о имени Твоем дает знать, что народ израильский победоносен был потому, что воинствовал под покровительством Божиим. Как древние отцы наши не мечом поражали врагов, так и мы ныне, говорит, уповаем не на оружие свое, и не меч спасает нас от их нападения, а один Господь спасает нас и Он один уничижает и посрамляет ненавидящих и угнетающих нас, т.е. все усилия их погубить нас при Его покровительстве остаются тщетны, и они со стыдом бегут от нас.