Скрыть
Зане́ Тебе́ ра́ди умерщвля́емся ве́сь де́нь, вмѣни́хомся я́ко о́вцы заколе́нiя.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Зане Тебе ради умерщвляемся весь день. Это подобно сказанному: камением побиени быша, претрени быша, убийством меча умроша (Евр. 11,37). Пророки, как усвояют себе грехи народные, так и добродетели свои относят как бы к лицу народа, потому что составляют с ним одно целое тело. Или еще так: за то, что не уверовали мы в Тебя, пришли в такое бедствие, что уподобляемся людям, приговоренным на смерть, или овцам, которых ведут на заклание.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Зане тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения

Великое дело – не оставлять служения Богу и не уклоняться к другому; но гораздо важнее при непрестанных смертных мучениях и ежедневных опасностях – сохранять такую любовь к Нему. Представь, как велик этот вид любо­мудрия, когда и Павел указывает на него, исчисляя в послании к Римлянам множество апостольских опасностей (Рим.8:36). Каких же венцов достойны они, являясь в ветхом завете достигшими меры новозаветных подвигов? Как Па­вел говорит: «я каждый день умираю» (1Кор.15:31), так и они, – не на опыте, не на деле, но в душе. Почему они говорят: «ради Тебя»? Нам можно бы, говорят они, отступить, оставить отеческие уставы и быть в безопасности; но мы решились лучше тяжко страдать и хранить отеческие обычаи, нежели наслаждаться миром, отступив от законов отеческих. «Считают за овец закалаемых». Так легко, говорят, враги истребляют нас. Здесь выражается и покорность их. Несмотря на то, что находимся в таком опасном положении, мы остаемся непреклонными в душе. Здесь справедливо можно также удив­ляться силе Божией, которая находящихся в таком положе­нии, как овцы заколения, сохранила, и умирающих каждый день не допустила подвергнуться смерти.

Беседы на псалмы. На псалом 43

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 21-23 «Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки наша к Богу чуждему»: «Не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца». «Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения». Добродетель сию показали в себе Маккавеи, Маттафий и семь юношей с матерью и священником Елеазаром. Не обольстились они ласковыми словами, не поколебались при виде казней, но неприкосновенным соблюли чествование истиннаго Бога, и служением идолам возгнушались как мерзостию. И сие ведаешь Ты, Владыка, говорит Пророк, потому что явны для Тебя не дела только, но и движения мысли. Надлежит же заметить, что в слове сем подразумеваются два лица. Сказав: «не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца», – Пророк присовокупил: «зане Тебе ради умерщвляемся весь день». Сия перемена в местоимении имеется и в еврейском, ее удержали и прочие переводчики.

Евфимий Зигабен (†1118)

Зане Тебе ради умерщвляемся весь день; вменихомся яко овцы заколения.

По произволении, говорит, мы умираем за Тебя, Господи, ежедневно, поелику имея возможность согласиться в нечестии с идолопоклонниками и проводить жизнь в покое, мы этого не делаем, но как говорит Златоуст, из любви к Тебе и ради имени Твоего, мы подвергаемся всем бедствиям и без смущения мы готовы на понесете заклания за веру и закон Твой, на подобие овец ведомых, и с готовностью без смущения и сопротивления идущих на заколение.

Другой некто (быть может Никита) говорит: Ты знаешь, говорит, и самые помышления, при которых каждый день нас умерщвляют за благочестие. Ибо кто решился в произволении при всяком искушении принять за истину смерть, тот в возможности умер. Это и Апостол говорит. Ибо как при частых и непрерывных бывших гонениях и угрожавших ему смертью искушениях, он, по случаю всякого такового искушения, готовился твердо подвизаться до смерти; то и справедливо говорит, что он умирал ежедневно. Мученики суть овцы закалаемые, во первых потому, что они приносятся в жертву Богу, во 2-х потому, что с кротостью, спокойно и не издавая голоса, вступают в мученические подвиги, не негодуя на страдания и не убегая оных, что свойственно овцам, когда их закалают. Потому-то и Павел принимая сии слова в послании к Римлянам в отношении к страждущим за Христа (Рим. 8,36).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 21-23 Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки нашя к богу чуждему, не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца. Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения

Если бы Израильтяне отпали от Бога и обратились в идолопоклонство, то это конечно не укрылось бы от Всевышнего, и они не дерзнули бы заявить себя пред Ним невиновными. Между тем это так, потому что (зане) они страдают ради Бога, как верный народ Божий, и находятся в смертной опасности. Таким образом, достаточно оснований для Израиля к возбуждению как бы спящего Бога, за Которого он страдает, чтобы Он подал скорее помощь против такого уничижения.

Умерщвляемся; или: мы постоянно находимся в опасности смерти, или: некоторые из нас ежечасно (весь день) действительно умерщвляются.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения

Продолжая ту же молитвенную жалобу ко Господу, псалмопевец говорит: не только мы не отступили от Тебя и от Закона Твоего, Господи Боже наш, не забыли имя Бога нашего, но мы ради Тебя, из любви к Тебе терпим всякие страдания и предаемся на смерть, нас считают за овец, обреченных на заклание, всякий день мы находимся в смертной опасности и всегда готовы претерпеть за Тебя, Господи, за веру и Закон Твой всякие мучения. В этом же смысле приводит изречения этого стиха и св. апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание» (Рим. 8:35–36).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible