Скрыть
Зане́ Ты́ еси́, Бо́же, крѣ́пость моя́, вску́ю от­ри́нулъ мя́ еси́? И вску́ю сѣ́туя хожду́, внегда́ оскорбля́етъ вра́гъ?

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Зане Ты еси Боже крепость моя, вскую отринул мя еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?» Снова возносят тоже моление, неотступно прося избавить их от жестокости врагов, по которой всегда они были скорбны и унылы. Говорят же: «вскую», не как жалующиеся, но как не участвовавшии в беззаконии других и вместе с сими другими лишенные промышления о них свыше. Впрочем творят общую о всех молитву.

Евфимий Зигабен (†1118)

Зане Ты ecи, Боже, крепость моя, вскую отринул мя ecи? и вскую сетуя хожду внегда оскорбляет враг?

Ты, говорит, Господи, утверждение и крепость моя. Для чего ж Ты предал меня в рабство врагам моим—Вавилонянам, тогда как я раб Твой, а Вавилоняне Твои враги, и я хожу печален, а враги мои радуются и оскорбляют за то, что я раб Твой? И это говорит пленный народ, не потому чтоб он винил или роптал, но желая сим более умолить Бога.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 1-3 Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка не преподобна, от человека неправедна и льстива избави мя. Зане Ты еси, Боже, крепость моя, вскую отринул мя еси? и вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Посли свет Твой и истину Твою: та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя

Он просит Бога, крепость свою, рассудить тяжбу с его народом, неблагочестивым и вероломным, с нечестивым и коварным Авессаломом, Ахитофелом и т.д. (от человека неправедна); избавить его от бедствий, послать свет Своей милости, показать верность своим обетованиям (и истину) и таким образом возвратить его ко скинии.

Суди ми – рассуди меня в мою пользу; псалмопевец чувствует себя невинно преследуемым, и поэтому, когда Бог будет судить его, право окажется на его стороне. Язык непреподобный – с евр. «неблагочестивый», народ без любви, без сострадания (нечестие возмутителей, восставших против Давида). Свет – Бог (по-видимому) отвратил свое лице, свет лица Его (благодати) не светит над псалмопевцем; отсюда его нынешняя тьма, его бедствия; если Бог снова пошлет свет, тогда он возвратится к скинии. Истина – верность обетованиям, по которой Бог должен восстановить право невинно преследуемого.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Зане Ты еси, Боже, крепость моя, Вскую отринул мя еси? И Вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Посли свет Твой и истину Твою: та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя

Во втором стихе выражены те же мысли и чувства, что и в стихе одиннадцатом 41-го псалма, хотя и другими словами. Со всех сторон обрушились на псалмопевца бедствия, и вследствие того он претерпевает невыразимые скорби и страдания, которые наводят на душу его мрак уныния и сетования. Окружающие его враждебные силы хотели бы отнять у него последнюю и единственную нравственную опору – упование на Бога, Заступника и Крепость его, говоря ему на всяк день: где есть Бог твой? Он забыл про тебя и отринул тебя. И вследствие такой напасти со стороны врагов он ходит с поникшим взором, с сетующим лицом, и мрачные мысли и чувства обуревают его в такой степени, что он не находит себе покоя ни днем, ни ночью и вынуждается обращаться к Богу с исполненною глубокой скорби мольбою: Боже, если Ты крепость моя, если Ты заступник мой, то зачем Ты отринул меня? Почто мя забыл еси; и Вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Враги удалили меня от Твоего святилища, и мне кажется, что отвратил Ты лицо Свое от меня, свет истины и благодати Твоея не светит надо мною, как бывало прежде. Но, выражая такие скорбные чувства и сетования, псалмопевец не падает духом и не теряет надежды на Бога, а потому и продолжает свою молитву к Нему в таких словах: посли мне, Господи, свет Твой и истину Твою, да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои. Под светом разумеет здесь псалмопевец Божие благоволение к нему (ср. Пс.43:4), а под словами истину Твою – верность обетованиям Его, по которой Бог должен восстановить право невинно преследуемого. Если ко мне возвратятся свет Твой и истина Твоя, то возвратятся все прежние радости и все прежнее благополучие, с возвращением возможности присутствовать во святилище и упражняться в делах благочестия и богослужения.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible