Скрыть
Возжада́ душа́ моя́ къ Бо́гу крѣ́пкому, живо́му: когда́ прiиду́ и явлю́ся лицу́ Бо́жiю?

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Когда прииду и явлюся лицу Божию. Лице Божие есть Слово. Выражает сильное желание Израильтян дождаться того времени, когда и они будут призваны, чтобы и им явиться лицу Бога и Отца, то есть Сыну.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию

Не сказал: полюбила душа моя Бога живого, или: возлюбила душа моя Бога живого, но чтобы выразить свое расположение, назвал любовь «жаждою», показывая нам два качества своей любви, и пламен­ность ее, и постоянство. Как жаждущие чувствуют жажду не один день, и не два, и не три дня, но во всю свою жизнь, по­тому что природа побуждает их к тому, так точно и этот блаженный муж и все святые не один только день были в чувстве сокрушения, как многие из людей, и не два или три дня, – такое сокрушение нисколько не удивительно, – а постоянно и каждый день продолжали благоговейно любить и усиливали свою любовь. Выражая это, он и говорит: «возжаждала душа моя к Богу крепкому, живому». Здесь он хочет и объяснить при­чину своей любви, и тебе показать, как должно любить Бога. Это он показал в следующих словах: «возжаждала душа моя к Богу, присовокупив: живому». Он как бы так взывает и убеждает всех, привязанных к вещам житейским: для чего вы безумно обольщаетесь телами? Для чего жаждете славы? Для чего гоняетесь за удовольствиями? Ничто из всего этого не остается всегда и не живет постоянно, но все уходит и проходит, все – ничтожнее тени, обманчивее сновидений, увядает скорее весенних цветов; одно оставляет нас вме­сте с настоящей жизнью, а другое погибает еще раньше. Обла­дание этими вещами ненадежно, наслаждение непрочно, превра­щения быстры. Но в Боге нет ничего подобного. Он живет и пребывает вечно, не подвергаясь никакому ни изменению, ни превращению. Поэтому, оставив временное и скоротечное возлю­бим Вечного и Присносущего. Кто любит Его, тот не посты­дится никогда, не потеряет и не лишится любимого. Кто лю­бит богатство, тот при наступлении смерти или еще прежде смерти лишается предмета своей любви. То же бывает и с тем, кто любит временную славу. А красота телесная часто прохо­дит гораздо скорее, нежели названные нами предметы. Вообще, все житейское кратковременно и скоротечно и, лишь только нач­нется и появится, тотчас исчезает. Но любовь к предметам духовным совсем не такова: она живет и цветет постоянно, не знает старости, не доступна ветхости, не подвержена ника­кой перемене и превращению, и не страшится безвестности бу­дущего. Кто стяжал ее, тем она и здесь приносит пользу и ограждает их со всех сторон, и по отшествии отсюда не оставляет их, но вместе с ними переходит туда и сопут­ствует им и явит их светлейшими самых звезд в тот будущий день. Это знал блаженный Давид и потому любил Бога непрестанно, и своей любви не мог скрывать внутри себя, но всяким образом старался пред слушающими обнаружить тот огонь, который пылал внутри его. Сказав: «возжаждала душа моя к Богу крепкому, живому он присовокупляет: когда приду и явлюсь лицу Божию?». Смотри, как он пламенеет. Смотри, как горит. Зная, что, по отшествии отсюда, узрит Бога, он тяготится замедлением, не терпит отсрочки, но обнаруживает нам здесь апостольское расположение духа. Так и апостол воздыхал о замедлении отшествия отсюда (2Кор.5:2). То же самое чувствовал и Псалмопевец, и потому говорил: «когда приду и явлюсь лицу Божию?» Если бы он был человеком простым и незнатным, жившим в уничижении и бедности, и презирал настоящую жизнь, то это было бы хотя великим делом, но не столь великим, как теперь, когда царь, на­слаждающийся всеми удовольствиями, достигший столь великой славы, одержавший тысячи побед, победивший множество вра­гов, пользующейся славою и знаменитостью повсюду, смеется над всеми этими благами, над богатством, славою и всеми удовольствиями, и пламенно стремится к благам будущим. Это – свойственно духу возвышенному; это – знак души любомудрой и окрыленной небесною любовью.

Беседы на псалмы. На псалом 41

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию

Желаю и жажду служения живому Богу моему; ибо явиться лицу Божию значит служить Ему по закону; а таковое служение ограничено было Иерусалимом. И сему научают не один блаженный Моисей, но и три блаженные мученика, Анания, Азария и Мисаил, молившиеся Богу в пещи. Весьма же прилично называют Бога крепким и живым, имея в виду неодушевленных и недвижущихся вавилонских идолов.

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

Слезы, ударение себя по голове во время молитвы и пламенное усердие к продолжению молитвы пробуждают в сердце горячность сладости слез, и сердце с похвальною восторженностию воспаряет к Богу и взывает: Возжада душа моя к Тебе, к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Твоему, Господи? Кто пил вина сего и потом лишился оного, тот один знает, в каком жалком состоянии оставлен он и что отнято у него по причине расслабления его.

Слова подвижнические. Слово 69

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ст. 2-3 Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие

Среди современных интеллигентов, считающих себя верующими, распространено так называемое пантеистическое учение. Сущность его в том, что Бог представляется ими существом безличным и без формы, как нечто неопределенное, туманное, расплывчатое. Бог – это все окружающее нас, или природа (Спиноза). Пантеисты думают, что их учение правильное и лучше христианского. Христианская вера учит, что Бог есть абсолютная Личность. Христианский Бог не есть безжизненное, мертвое существо, а живой, реальный Бог, любвеобильнейший Отец, Творец премудрый и Промыслитель всей вселенной. Личность – не есть ограничение Бога, как думают пантеисты. Человек есть ограниченная личность. Но Бог – неограниченная личность. Учение пантеистов есть отвлеченная, безжизненная фантастическая теория, которая при столкновении с жизнью падает. Вот случается с нами грех. Мы спешим к Богу, чтобы выплакать перед ним свое горе, получить утешение. И действительно, вера нас не посрамляет. Еще слезы у нас на лице, а в душе уже радость, что Господь утешил уже нас. Мы беседуем с Богом лицом к лицу, хотя и невидимо. Мы говорим Богу свои нужды, как живому, Который нас слышит, и он воистину жив и слышит всякий вопль души нашей. Ведь и самое слово «религия» означает связывать; связь живая, реальная – Бога с человеком. Бог из безмерной милости к человечеству посылает ему всякие блага и зовет к преискреннему общению с Собою, не подавляя и не растворяя в себе человеческой личности, но сохраняя ее в полном ее естестве души и тела. А человек, слабое и немощное существо, стремится к Богу, абсолютной, всесовершенной Личности, чтобы в Боге обрести себе вечный, нескончаемый покой и блаженную, радостную жизнь. В доме Отца Моего обителей много… И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14:2–3).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Евфимий Зигабен (†1118)

Возжада душа моя к Богу крепкому, живому

Душа моя, говорит, возымела жажду, то есть, имеет великое желание к Богу; ибо выражение — возжада показывает воспламененное и палящее желание. Давид именует Бога крепким и живым для различия от немощных и мертвых вавилонских богов. Некоторые (каков Нисский у Никиты) говорят, что из сих слов псалма составлена трисвятая песнь святой Троице: святый Бог есть Отец, святый крепкий Сын, святый бессмертный, или живый есть Дух Святый. А трижды святый взято у серафимов, виденных Исаиею.

Слова Григория Нисского: Сии слова уподобляют жажде неудержимое и славное желание, приискав для сего из животных самую жаждущую породу, чтобы как можно лучше изобразить великость желания животным чрезмерным по жажде. Златоуста: Не сказал — возлюбила душа моя Бога живаго, но дабы показать расположенность, назвал ее жаждою, показывая нам этим и то и другое — и пламенность любви и непрерывность любовного стремления.

когда прииду и явлюся лицу Божию

Слова сии принадлежат желающему: когда, говорит, я — пленный Вавилоном народ, когда приду к Тебе, Господи, находящемуся в Иерусалиме, чтобы явиться лицу Божию, иначе Тебе Богу, названному так пространнее? А явлюсь чрез служение и предстояние во храме Твоем, чего не могу сделать здесь в Вавилоне, как законопреступном, по изъяснению Златословесного.

Слова Феодорита: Желаю, говорит, и жажду служения живому Богу моему. Ибо явлением лицу Божию называет служение Ему по закону; a сие служение ограничивалось Иерусалимом. И особенно прилично называют Бога сильным и живым смотрящие вблизи на бездушных и недвижимых Вавилонских идолов. А Блаж. Августин в 35-ой главе «Уединенных своих бесед», изложив прежде слова псалма сего от начала до сих слов, говорит следующие исполненные любви слова: О! источник жизни, жила воды живой! когда приду к водам твоей сладости, от земли сей непроходной и безводной, чтоб видеть силу и славу Твою, утолить жажду мою потоками милосердия Твоего? Жажду Тебя, Ты — Источник жизни! Насыти меня. Жажду, Господи, жажду Тебя живаго Бога. О, когда приду и явлюсь лицу Твоему?

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию

Меня так же влечет к Твоему святому храму, Господи, как жаждущую лань к источнику

Яркая характеристика того чувства гнетущей тоски и неудовлетворенности, какое испытывал писатель в удалении от храма. Жизнь вблизи последнего составляла для его души такую же необходимую потребность, как вода для утоления жажды лани. - «К Богу крепкому, живому» - всемогущему по силе и вечному. - «Пред лице Божие» - пред жертвенник храма, или во святилище, как место особенного и постоянного присутствия Бога.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию

См. Толкование на Пс. 41:2

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию

Сильное стремление души к Богу псалмопевец называет жаждою души своей. Бог крепкий значит то же, что «всесильный, всемогущий», Который в состоянии содействовать псалмопевцу против врагов его. Бога называет он еще живым, в противоположность ложным божествам язычников – идолам, которые суть не что иное, как бездушные истуканы «дела рук человеческих» (Пс. 134:15). Живый Бог есть источник жизни естественной и духовной, и потому может подать утешение в скорби и спасти от бед. Явиться лицу Божию значит – служить Богу по установлению законному, а такое служение было ограничено одним местом, в Иерусалимском храме. Удаленный из Иерусалима, псалмопевец чувствует необыкновенное желание, подобное сильной жажде еленя, видеть скинию Господню, алтарь, жертвоприношения, с которыми верные являлись пред лице Господне, и другие обряды, которые установил Бог для засвидетельствования милости Своей к еврейскому народу. Тяжелее всего было для него претерпевать это невольное удаление от святилища Божия, эту вынужденную невозможность посещать его, чтобы явиться лицу Божию: ему казалось, что это удаление от священного места служит знаком немилости Божией к нему, и вот он вопиет, возжадала душа моя к Богу, Всесильному Живодавцу: когда я приду к святилищу, ко храму Его святому и явлюсь там пред лице Божие?

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible