Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Реку́ Бо́гу: засту́пникъ мо́й еси́, почто́ мя́ забы́лъ еси́? И вску́ю сѣ́туя хожду́, внегда́ оскорбля́етъ вра́гъ?
Святые отцы
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Реку Богу: заступник мой ecu. Раскаивающийся народ снова начинает молитвенное прошение, более и более стараясь преклонить Бога на милость.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 10-11 «Реку Богу: заступник мой еси, почто мя забыл еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?» «Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой?» Вещая сие Владыке моему Господу, всегда пользовался я Твоим промышлением. Почему же ныне лишил меня онаго, так что принужден я непрестанно смущаться и плакать, слыша укоризны неприязненных мне? Ибо, оскорбляя меня, и ударами и узами сокрушая кости мои, смеются они надо мною, говоря: «где есть Бог Твой?» Говорят же сие предполагая, что терплю сие по Твоему безсилию. Сказано же: «забыл мя еси», т. е. не являешь на мне Твоего промышления. Ибо забвение есть человеческая немошь, Богу же свойственно безстрастие.
Евфимий Зигабен (†1118)
Реку Богу: заступник мой ecи, почто мя забыл ecи? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?
Сими словами пленный в Вавилоне народ жалуется, что он забыть Богом, потому что, оставшись в рабстве у врагов на 70 лет, был оскорбляем, притесняем вавилонянами чрезмерно, и терпел все, что обыкновенно терпят находящееся в плену.
Слова Феодорита: Ты забыл меня— значит: не дал мне пользоваться Твоим попечением. Ибо забвение есть страсть человеческая, а Богу свойственно бесстрастие. Оригена: Не о том просит, чтобы не получать от врага оскорблении, но о том, чтобы не сетовать при оскорблениях—что прилично борцу довольному и бедственными своими обстоятельствами (в изд. Своде).
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ст. 9-10 В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь его от мене, молитва Богу живота моего. Реку Богу: заступник мой еси, почто мя забыл еси? и вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг
Заповесть – явит, пошлет как бы чрез вестника милость свою. Песнь Его – и ночью Он подает мне Утешение, так что я могу воспеть песнь Ему. День... и нощью – всегда. У мене – у меня есть молитва, т.е. я имею благодать молитвы; в этой молитве он сначала выражает свое доверие (заступник) и потому жалуется на свои бедствия (почто забыл мя еси).
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Реку Богу: заступник мой еси, почто мя забыл еси? И Вскую сетуя хожду, всегда оскорбляет враг
В предыдущих стихах высказав жалобу на скорби и на страдания свои, а также и уверенность свою в том, что Господь скоро может явить ему милость Свою, псалмопевец говорит, что у него готовы песнопение и молитва к Богу живота, а здесь, в этом 10-м стихе, он выражает и самую эту молитву. Он как бы так говорит: я ведь уже много милости видел от Бога, и нет у меня другого такого сильного заступника, как Он, а потому я стану опять молиться Ему и в молитве скажу Ему: Господи, Ты мой заступник, – зачем же Ты теперь забыл меня? Для чего я сетуя хожу, когда оскорбляет меня враг, – для чего попустил Ты врагу так оскорблять меня, что я не могу равнодушно переносить эти оскорбления и принужден ходить с печальным видом и в сетовании в слезах?