Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Госпо́дь да сохрани́тъ его́ и живи́тъ его́, и да ублажи́тъ его́ на земли́ и да не преда́стъ его́ въ ру́ки враго́въ его́.
Святые отцы
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Господь да сохранит его, и живит его, и да ублажит его на земли, и да не предаст его в руки врагов его, т. е. врагов мысленных.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Господь да сохранит его, и живит его, и да ублажит его на земли, и да не предаст его в руки врагов его». Не только насладится будущими благами, но и в жизни настоящей удостоится Божественнаго промышления, соделавшись знаменитым и славным и избегнув козней людей неприязненных. И поелику имеющему тленное тело естественно впасть в болезнь; то обещает освобождение и от оной.
Евфимий Зигабен (†1118)
Господь да сохранит его, и живит его, и да ублажит его на земли, и да не предаешь его в руки врагов его.
Сими словами Давид испрашивает нищелюбивому благ, т. е. Господь да сохранит его от всякого зла и да продлит ему жизнь на многие лета и да сделает его блаженным, и находящимся в завидном состоянии, не только на сей чувственной земли, но и в мысленной земле небесного царства. Почему и Соломон сказал: милующий нищих достоин блаженства (Прит. 14,21). Сверх того молится о милостивом человеке, чтобы Бог не предал его в руки врагов его, как видимых, так и невидимых, но да избавит его от них.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-4 Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли и да не предаст его в руки врагов его. Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его.
Да укрепит Господь того, кто помнит и заботится о нищем и убогом
Означенные стихи изображают положение Давида еще до его бегства из Иерусалима, в то время, когда он физически был нездоров и когда постепенно оставляли его друзья, а подготовлявшееся восстание Авессалома разрасталось. Тогда-то на себе самом он испытывает, насколько тяжело положение одинокого страдальца, как дорого ему сочувствие от других людей и насколько высока добродетель - сострадание. Поэтому Давид молит Бога ниспослать «блаженство» - награду тем, кто сочувствует и помогает всякому больному и нуждающемуся. «Да избавит их Господь, - молит Давид, - от несчастий, от врагов и сделает счастливою их жизнь, да поможет им в болезнях пославши выздоровление («ты изменишь все ложе его в болезни его» - перевернешь ложе болезни на ложе здоровья).
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли и да не предаст его в руки врагов его
Господь избавит его… сохранит его… живит его и проч. Здесь нужно решить вопрос: о ком говорит псалмопевец, обозначая местоимением его, – о том ли разумном и нищелюбивом человеке, который с состраданием относится к нищему и которого он называет обнаженным, или же о самом нищем и убогом? Одни (как Зигабен) разумеют первого, т.е. сострадательного к страждущим и бедным [7, с. 322] a другие (как архиеп. Ириней Псковский) толкуют, что псалмопевец говорит здесь о самом нищем, что Господь не оставит Своею милостью человека бедствующего (но не теряющего надежды на Бога), но сохранит его, поддержит его здравие и жизнь и возвратит ему прежнее благополучие на земле, хотя враги его, жестокие и несправедливые люди, и считали бы его за погибшего. Нужно признать согласным с истиною и то и другое толкование, потому что псалмопевец далее, в следующих стихах, продолжая ту же речь, очевидно, говорит уже о себе, и те милости Господни, каких он желает нищему и убогому, переносит на себя. Он мог, без сомнения, сказать и о себе, что он всегда был сострадательным к страждущим и поэтому в настоящем своем положении мог и себе ожидать такой помощи Божией, которую изобразил в стихах 2–4. В одном из сих стихов (3) псалмопевец выразил те же благожелания, какие обыкновенно и у нас часто выражают простые люди в таких словах: дай ему, Господи, доброго здоровья, продли ему веку, пошли ему всякое благополучие и сохрани от руки злого человека.