Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Госпо́дне е́сть спасе́нiе, и на лю́дехъ Твои́хъ благослове́нiе Твое́.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое
Господне есть спасение. Спаси мя, Господи, говорит Давид. Но умоляю, чтобы простерлось это и на весь народ. Должно же знать, что и весь псалом можно относить к человеческому роду, согрешившему и за это самое преданному мысленным врагам, но воззвавшему в скорби и услышанному Богом и спасенному воскресением Его из мертвых и поражением враждующих нам демонов. Ибо Он есть членовная львов сокрушивший Господь (Пс. 57, 7); Он, или от Него, есть спасение. Не возлагаю надежды на человека, говорит Давид, но от Тебя ожидаем спасения и я, и народ Твой, вместе со мною боримый врагами.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое
«Господне есть спасение», то есть, не имею надежды на человека, но от Тебя ожидаю спасения, и не я один ожидаю, но ожидает и народ Твой, со мною подвергающийся нападению врагов. Имею же попечение и о нападающих врагах, потому что и они именуются Твоим народом. Поэтому и тем и другим даруй, Владыка, благословение мира. Ибо сие выразил Давид, сказав:
«И на людех Твоих благословение Твое». Ибо и блаженный Моисей в числе благословений поставил мир. Находим же и в истории, что блаженный Давид имел великое попечение о народе и о самом сыне, покушавшемся на жизнь отца, и заботился более о мире, нежели о победе над народом.
Тихон Задонский, свт. (†1783)
Господне есть спасение, и на людех твоих благословение твое
От Господа спасение, то есть один только Господь спасает, и временно и вечно, уповающих на Него. Спасает их на войне, спасает во время моровой язвы, спасает на море от потопления, спасает во время голода, спасает от наветов и ухищрений врагов, и прочее. Вот, очи Господа (устремлены) на боящихся Его и уповающих на милость Его, дабы избавить от смерти души их и пропитать их во время голода (Пс 32:18). Спасает их и когда от мира этого отходят в вечную жизнь. Хотя нечестивые и свирепеют, и возносятся, но в конце концов душой и телом погибают; а спасение праведных от Господа, и Он защитник их во время скорби, и поможет им Господь, и избавит их, и отделит их от грешников, и спасет их, ибо уповали на Него (Пс 36:39-40).
И на людях твоих благословение Твое. Кто назван здесь людьми Божиими? Ответ: знающие Бога и почитающие Его истинной верой, страхом, любовью и послушанием. К таковым Петр святой говорит: Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, и прочее (1Петр. 2:9), то есть истинные христианине, благочестиво живущие и всем сердцем ищущие Бога. На таковых благословение Божие.
Какое благословение? Ответ: бывает и временное, хотя и не всегда, но самое главное – вечное, грядущее, о каковом апостол написал: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах (Еф. 1:3).
Евфимий Зигабен (†1118)
Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое
Господне есть спасение
Это также благодарственное восклицание, которое означает, что спас его Господь, а не другой кто-либо.
И на людех твоих благословение твое
И низошло, говорит, благословение твое на народ твой, или на тех, которые вместе со мною терпят нападения от многих врагов,—или же вообще на целое мое царство, или наконец на народ состоящий из верующих во Христа. Под благословением должно разуметь мир и благодеяния Божии, как следствие благословения Божия. Вследствие чего как самый этот народ прославил Бога, так и всякий другой, кто только видел, какую помощь получил пророк от Господа.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Господне есть спасение, и на людех твоих благословение твое.
Заключает псалом обыкновенным восклицанием, приписуя Богу, яко виновнику всех благ, спасение и благословение, дарованное не токмо самому ему, но и всему народу. Аки бы сказал: Тебе, Господи, единому должен есмь спасением моим. Да будет убо на мне и на людех Твоих, сиречь, на избранном Израили Твоем, благословение Твое, как временное, так и вечное, небесное и духовное.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.
Господне есть спасете. Т.е. не от людей, а от Тебя Единого; Господи, ожидаю спасения я и находящийся при мне народ; надеюсь, поскольку Твое благословение;почивает на тех, которые надеются на Тебя; на людех Твоих.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-9 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех твоих благословение твое
«Восстань». Давид молит Бога не только о своем спасении, но и о каре врагам; «зубы» у животных – их сила; зубы врагов – вся сила врагов. Давид уверен в неизбежной каре врагов, которых он видит как бы уже наказанными, за праведников же он молит о милости пред Богом.
Этот псалом – первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени. Последняя же своим назначением имеет – воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающем дне, с чем в согласии стоит этот псалом («ложусь я, сплю и встаю…» «Восстань, Господи! спаси меня…»).
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое
Достойно удивления, что псалмопевец в заключение испрашивает у Господа благословения своему возмутившемуся народу, и в этом он – прообраз Христа, молящегося на кресте за своих врагов.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
В 3-й части (стихи: 8–9) Давид молит Господа: «воскресни-возстань, спаси меня», ибо одно признает (и этим утешается) он: тем, что только «от Господа спасение, и на людях Его, т. е. верных Ему, Благословение Его» ...
«Господне есть спасение». Как хорошо верующему человеку сознавать, отчетливо и твердо устанавливать в сознании своем (так, чтобы отзывалось на это и наше сердце), что, подлинно, только в Господе наше спасение, и всегда оно готово для нас, даже ждет нас! А равно и усматривать светлыми очами это «Благословение Божие на людях Его»: то есть то, что для духовных очей верующего открыто, а от мелко-рассудочного сознания утаено, даже для «мудрых и разумных» века сего (Лк.10:21).
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое
В заключение псалма святой псалмопевец еще раз выражает глубокое признание, или исповедание того, что спасением своим от врагов и сам он, и находящиеся при нем люди обязаны Единому Господу, и что благословение Господне почивает на тех людях, которые надеются на Господа и ищут Его помощи. Он как бы так выражает эти мысли и чувства: не только я Тебе единому, Господи, обязан спасением, но и на всех исповедающих имя Твое Ты простираешь Свое благоволение.
«Воззовем и все мы, христиане, воззовем по примеру псалмопевца: к Тебе, Господи, взываю всем сердцем моим. Боже, Боже, услыши мя, упование всех концев земли и странствующих далече. Запрети всем нечистым духам, да бегут от лица раба Твоего, Приими оружие и щит и восстани в помощь мою. Рцы душе моей: спасение твое есмь Аз. Да отступит от души моей дух боязни, дух уныния, дух гордыни и всякой злобы, да угаснет в ней всякое разжжение, производимое действием диавольским; да просветится дух мой, душа и тело светом видения Твоего, да пришедши в меру возраста, в век века, с ангелами и со всеми благоугодившими Тебе, прославлю всечестное и поклоняемое имя Твое, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).