Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
А́зъ усну́хъ, и спа́хъ, воста́хъ, я́ко Госпо́дь засту́питъ мя́.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя
Аз уснух и спах. Говорит о сне ума, от которого впал и в грех. А сказанное: востах, значит: сподобившись Божия пременения, стал я лучше от постигших меня зол.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 4-6 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя
Пророк предсказывает замешательство и затруднение, произведенное восстанием врагов, отделив эту часть «диапсалмою», таинственно огласившему его с упованием изрек спасительное это слово: «Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою». И снова в промежутке сложив песнопение, после благодарственного оного изречения, какое произнес, говоря: «гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея», научает, чем решится общая тягота человеческих бедствий, и при внезапном озарении Духом наученный таинству страдания Господня, приемлет на себя самое лице Владыки и говорит: «Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя». Но в точности излагать смысл, заключающийся в каждом речении, будет делом излишним, потому что слово поспешает к другим предметам.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя
Божественное Писание часто бедствия называет ночью; потому что впадшие в великия горести представляют себя как бы пребывающими во тьме. А с понятием ночи соединено неразрывно понятие сна. Посему Давид означает вместе и скорби и избавление от скорби. Ибо сие дают видеть слова: «востах, яко Господь заступит мя», то есть, воспользовавшись Божиею помощию, препобедил я поразившия меня бедствия.
Евфимий Зигабен (†1118)
Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя
Аз уснух. Сраженный страшною тяжестию скорбей, я, говорит, совершенно упал духом и ничего не предпринимал (подобно спящему).
И спах. И я долго, говорит, находился в таком состоянии.
Востах, яко Господь заступит мя. Но предузнав, как пророк, что Ты поможешь мне, я тотчас же, говорит, возбудил упавший дух мой. Некоторые толковники утверждают, что это сказано пророком (уснух, спах, востах) о его воскресении, вместо того, чтобы употребить выражения: я засну, будучи мертвым, и стану спать долго, при чем тело мое будет оставаться в бездействии; но по прошествии известного периода времени я пробужусь, или то есть тогда, когда Христос сошедши в ад воскресит содержимых там, или же когда воскресит Он всех умерших в конце времен.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.
Беды и скорби часто в Священном Писании нарицаются нощию; с нощию же во первых сон сопряжен, потом пробуждение и возстание. Пророк убо и беды свои показывает здесь, и бывшее от оных избавление; или еще и в самых бедственных и опасных обстоятельствах спокойное при Божием покровительстве пребывание.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя, т.е. сплю ли я, или бодрствую, – я уверен, что Господь заступит, с Евр.: «ограждает меня», т.е. при помощи Божией препобедил я поразившие меня бедствия, которые, по мнению бл. Феодорита, здесь разумеются под сном и нощию. По св. Афан., «Давид говорит здесь о сне ума, от коего впал в грех».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 6-7 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя
В том факте, что Давид, отовсюду окруженный врагами и с минуты на минуту ждавший своей гибели, однако ж «ложится, спит и встает» живым, он видит непосредственную божественную помощь, Его заступничество («ибо Господь защищает меня»), почему уже перестает бояться преследующих и отовсюду окруживших его врагов, и характер его молитвы к Богу изменяется, из скорбной переходит в торжественный гимн.
Это спасение Давида было следствием отвержения Авессаломом совета Ахитофела, предлагавшего немедленное преследование Давида, и принятия предложения Хусия о медленности и осторожности действий, давшего возможность Давиду переправиться за Иордан и избежать близкой опасности. В этом Давид видит помощь от Бога.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя
В прошедшую ночь Господь чудесно уже защитил его; усталый псалмопевец лег и погрузился в глубокий сон; и если бы Господь не бодрствовал над ним, то враги напали бы на него и умертвили (2Цар. 17:2).
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя.
Давид во второй части (стихи: 4–7) не только со всей твердостью выражает свою веру в заступление Божие, но и свидетельствует, что Господь уже и услышал его «от горы Святыя Своея» почему он и спит спокойно, и не убоится даже и полчищ нападающих на него врагов.
Слова: «аз уснух и спах» означают у Псалмопевца «и в самых бедственных и опасных обстоятельствах спокойное при покровительстве Божием пребывание».
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 6–7 Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя
Тмами в Священном Писании, на славянском языке, выражается многочисленное собрание, или великое множество людей, тмами собственно называются мириады, или десятки тысяч. Таким образом, смысл изречений 6-го и 7-го стихов может быть выражен так: «Господь слышит молитвенный вопль мой, и потому во время вражеских нападений, сплю ли я или бодрствую, я уверен, что Господь защищает и ограждает меня. Поэтому-то и не страшно для меня великое множество врагов, окружающих и ополчающихся на меня, хотя бы их были десятки тысяч, тмы».