Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ты́ же, Го́споди, засту́пникъ мо́й еси́, сла́ва моя́, и вознося́й главу́ мою́.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Тихон Задонский, свт. (†1783)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою
Ты же Господи заступник мой еси. Слова приличные вере пророка, который непоколебимо переносит столько несчастий, и уповает, что не будет оставлен, напротив же того, обретет себе помощь, вознесется и восприимет царство. Ибо это, по толкованию некоторых, значит: возносяй главу. Посему, слава праведника — Бог, на Которого уповал он; а кому слава — Бог, тот вознесет главу.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 4-6 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя
Пророк предсказывает замешательство и затруднение, произведенное восстанием врагов, отделив эту часть «диапсалмою», таинственно огласившему его с упованием изрек спасительное это слово: «Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою». И снова в промежутке сложив песнопение, после благодарственного оного изречения, какое произнес, говоря: «гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея», научает, чем решится общая тягота человеческих бедствий, и при внезапном озарении Духом наученный таинству страдания Господня, приемлет на себя самое лице Владыки и говорит: «Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя». Но в точности излагать смысл, заключающийся в каждом речении, будет делом излишним, потому что слово поспешает к другим предметам.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою
Не на царство, не на владычество возлагаю я упование, но верую, что Ты – моя слава, и надеюсь, что Твоею десницею скоро буду вознесен.
Тихон Задонский, свт. (†1783)
Ст. 3-4 мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою
Верному, а особенно такому, который в грехах пребывал и благодатью Божией от них отстал и кается, сатана часто вкладывает злые помыслы, поминая ему прежние грехи, и ими совесть его утесняет, говоря: «Перестань веровать, будешь осужден. Столько и столько ты согрешил, Бога Праведного, Который всем воздает по делам, прогневал. На что тебе надеяться, кроме одного мучения?» (Прп. Макарий Египетский, Беседа 11). И так злой и коварный дух хочет привести кающегося к отчаянью. В таком случае можно злому духу отвечать: «Ты клеветник, и уже осужден, а не судья; суд же предан Христу, Который пришел в мир грешников спасти, в Которого и я верую, и надеюсь благодатью Его спастись». И должно к молитве обратиться и утвердить себя Божиим милосердием, которого никакой грех победить не может. Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, – у Бога милосердия еще более. Ибо как Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна. И Христовы заслуги, которыми нам, верующим в Него, милость, благодать и отпущение грехов у Отца Небесного заслужил, также бесконечны, как и Божественны. Этим человеколюбием Божиим утешай себя, кающаяся душа, и благодатью Божией и молитвой стой в вере. Только тем непременно следует в аду с дьяволом вечное осуждение, которые не хотят каяться и от грехов отстать. А отставшим от грехов и кающимся отверсты двери милосердия Божиего.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою
Ты же, Господи, заступник мой еси
Пусть, говорит, разглашают они обо мне, что хотят; но Ты все таки остаешься заступником всех находящихся в искушениях, а особенно тех из них, которые оказываются достойными твоего заступления.
Слава моя, и возносяй главу мою
Иные полагают для себя славу в знатном происхождении (например), или в счастии, или же в богатстве, или наконец еще в чем-нибудь подобном; а я на Тебя единого уповаю и единым Тобою возношусь. Ибо Ты прославишь меня, будучи моим помощником, и поднимешь вверх мою голову, некогда победоносную, и теперь склоненную под тяжестию бедствий.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.
Пророк, отражая мнение безумных людей, ограждает себя надеждою на Бога, аки бы сказал: пусть врази мои глаголют, что я всуе уповал на Бога, но все они прельщаются. Ты бо, Господи, не оставляеши уповающих на Тя. Ты еси заступник мой; Ты еси щит мой, покрывающий мене от всех вражиих стрел; Ты еси слава моя: Тобою бо единым хвалюся, и Ты не предаси мене поруганию врагов моих. Ты вознесеши главу мою, и обратиши печаль на радость. Возношение бо главы, по свойству Еврейскаго языка, есть знамение радости и веселия, как, напротив, наклонение и посупление лица есть знамение печали и сетования. Сие выражение часто употребляется у Евреев, почему и у Пророка Иеремии сказано: вознесе Евилмеродах царь Вавилонский главу Иоакима царя, и изведе его из темницы (Иер. 52:31). И Господь во Евангелии глаголет: восклонитеся и воздвигните главы ваша: зане приближается избавление ваше (Лк. 21:28).
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
С Евр.: но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-5 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея
В первой части псалма Давид (ст. 2-3) говорит о степени опасности для него от множества врагов, во второй (ст. 4-9) выражает свою веру в Бога и уверенность в получении спасения для себя и достойной кары врагов.
Предшествующая жизнь Давида, полная превратностей и многочисленных войн, наглядно убеждала его в том, что истинным его заступником, доставившим ему славу и победы, был и есть Бог, к Которому он обращается и в настоящем положении.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою
Слава моя, т.е. моя честь, мое царское достоинство, не похищенное мною, но Твое и Тобою мне переданное; поэтому Ты должен мне помочь в обладании им. Возносяй главу, из состояния унижения (наклоненная голова) переводя в состояние возвышения, делая победителем, ср. Пс. 109:7, Лк. 21:28.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Давид во второй части (стихи: 4–7) не только со всей твердостью выражает свою веру в заступление Божие, но и свидетельствует, что Господь уже и услышал его «от горы Святыя Своея» почему он и спит спокойно, и не убоится даже и полчищ нападающих на него врагов.
«Возношение главы, по свойству еврейского языка, есть знаменование радости и веселия, как, напротив, наклонение и посупление (хмурость) лица есть знаменование печали и сетования».
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою
Никакие помыслы, никакие злобные внушения врагов Давида не могли поколебать твердости веры его в Бога и отвратить его от упования на милость Божию и Его заступление. Вся жизнь Давида, все обстоятельства этой жизни, скорбные и радостные, служат подтверждением того, что он всегда твердо исповедовал – и пред людьми, и пред лицем Всеведущего Бога, говоря как бы так: пусть враги мои говорят, что всуе, напрасно надеялся на Бога: все они прельщаются. Ты, Господи, не оставляешь никогда уповающих на Тя, – всегда это скажу; Ты заступник мой; Ты слава моя; Тобою одним хвалюсь я, и Ты не предашь меня поруганию врагов моих. Ты возносишь главу мою. Возношение главы, поднятие ее кверху означает состояние радости и веселия духа, как и наоборот, наклонение главы и посупление лица есть знак печали и сетования.
См. также Толкование на Пс. 3:3