Скрыть
Я́ко вѣ́сть Госпо́дь пу́ть пра́ведныхъ, и пу́ть нечести́выхъ поги́бнетъ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Яко весть Господь путь праведных. Сказано: весть, вместо: чтит, как и Моисею говорит Бог: вем тя паче всех (Исх. 33,12), вместо предпочитаю тебя, и обрел ты благодать у Меня.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

«Яко весть Господ путь праведных, и путь нечестивых погибнет», то есть праведный судия и до суда все знает, и не имеет нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. А потому, воздавая каждому по достоинству, одних удостоит прославления и венцев, а других пошлет на вечное мучение.

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Послушаем, чем заключил святую песнь свою Давид. «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». Чему здесь учимся у святого песнопевца? Ответ. 1) Жизнь всякого человека в этом мире есть путь, и поэтому каждый человек, пока в мире живет, — путник. На этот путь человек вступает при рождении и оканчивает его со смертью. 2) Под словом: «путь» здесь подразумевается всякое начинание — замыслы, слова, и дела, и труды, то есть все, в чем кто упражняется и трудится. 3) Путь этот двоякий: путь праведных и путь нечестивых. Как солнце чувственное создал Господь ради всех людей, чтобы могли видеть и всякие дела свои делать: «изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера» (Пс.105:23), — так и светильник закона Своего подал Тот же Создатель, чтобы каждый, смотря на него, управлял жизнью своей, то есть замыслами, начинаниями, словами и делами, как поет к Богу Псалмопевец: «Светильник ногам моим закон твой, и свет путям моим» (Пс.118:105). Те люди, которые веруют во Христа, и по слову Божию, и по примеру Христову управляют жизнью своей, — праведные, благочестивые и святые, а те, которые уклоняются от этого святого светильника и по своим прихотям живут, — нечестивые, хотя и имя Христово исповедуют. Те своим путем, а эти своим идут, но к различному концу. 4) Путь праведных знает Господь и хвалит, ибо, по воле Его святой управляемый, он к благополучному концу, к вечному блаженству ведет. «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «Познал Господь Своих» (2Тим 2:19). И еще: «Знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин 10:14). Знает Он и путь нечестивых, но не хвалит его, как противный воле Его, «ибо Богу не угодно беззаконие» (см. Пс.5:5); и поэтому путь нечестивых «погибнет», то есть к вечной погибели их приведет. Как слепой, идя по земле и не видя перед собой рва, падает в него, и так путь его оканчивается, и сам он погибает, так и нечестивые, не имея просвещенных очей сердечных и сами не зная, куда идут, падают в ров вечной погибели, и так путь их (то есть все их дела и помышления) и сами они погибают. Тогда они очувствуются и будут каяться, но поздно: «Итак мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная», и прочее (Прем 5:6-9). Об этих двух путях и Господь говорит в Евангелии: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). Путь праведных узок и тесен, так как они не по своей воле, но по воле Божией живут. Путь же нечестивых — пространный и широкий, так как они, отвергнув волю Божию, делают, что хотят. Но как одни после временной тесноты переселяются в вечный простор, так другие после временного простора переходят в вечную тесноту, как говорит Соломон. 5) Третьего пути не видим, как и в будущем веке два только видим места в Писании: блаженство и муку вечную. Поэтому, каждый живущий на земле или идет путем праведных, и к блаженству вечному придет, или идет путем нечестивых, и к вечной погибели идет. Рассуждай об этом, и внимай светильнику слова Божия, и познаешь, какой путь спасительный и какой погибельный, и осторожно будешь поступать в мире. «Господи, наставь меня на путь Твой» (Пс.85:11), — Ему же и себя и тебя, читатель, поручаю. Спасайся.

Размышления и замечания из текстов. Размышление 2

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 4-6 Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Не такое подобие для нечестивых! Не сравнивает их вдохновенный Давид с древами или с чем другим, имеющим свойство, признаки жизни! Другое, Другое для них сравнение! Не тако, нечестивии, не тако, воспевает царственный Пророк, но яко прах, его же возметает ветр от лица земли. Нечестивые! Вы - пыль безжизненная, поднятая вихрем бурным - шумной суетой мира - с лица земли, крутящаяся в воздухе, несущаяся густым, заслоняющим солнце, всю природу, облаком.

Не смотри на это облако! Не верь обману очей твоих! Для них пустая пыль, ничтожная пыль ложно представляется облаком. Закрой на минуту глаза, и пролетит облако пыли, носимое сильным, мгновенным дыханием вихря, не повредив твоего зрения. Через минуту ты откроешь очи, посмотришь - где облако обширное? Поищешь его следа, и нет облака, нет после него никакого следа, нет никакого признака бытия его.

Грозной песнью, грозными звуками продолжает Давид изрекать грозное, роковое определение на нечестивых. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Нет участия для нечестивых в воскресении первом (Апок. 20), которое описал святой Иоанн в Апокалипсисе, в воскресении духовном, совершающемся во время земной жизни, когда прикоснется к душе вседетельный Дух и обновит ее в пакибытие. Воскресает душа, оживает в жизнь Божественную. Ее ум и сердце просвещаются, соделываются причастниками духовного разума. Духовный разум - ощущение живота бессмертного (Св. Исаак Сирин. Слово 38), по определению Духоносцев. Самый этот разум - признак воскресения. Так, напротив, плотское мудрование - невидимая смерть души (Рим. 8:4). Духовный разум - действие Святого Духа. Он видит грех, видит страсти в себе и других, видит свою душу и души других, видит сети миродержителя, низлагает всякое помышление, взимающееся на разум Христов, отражает от себя грех, в каком бы видоизменении он не приблизился: потому что духовный разум - царство, свет Святого Духа в уме и сердце. Не воскреснут нечестивии для духовного рассуждения! Это рассуждение - совет одних праведных, их достояние. Оно неприступно, непостижимо для нечестивых и грешных. Оно - Боговидение, и только чистии сердцем узрят Бога (Мф. 5:8).

Путь нечестивых ненавистен Богу, столько чужд и мерзостен Ему, что Писание представляет Бога отвратившимся от него, как бы не знающим его. Напротив того, путь правды столько приятен Богу, что Писание говорит о нем: Весть Господь путь праведных. И точно, Он Един весть этот путь! - Блаженный путь! Ты приводишь к Богу! Ты сокровен в бесконечном Боге! Твое начало - Бог, и конец твой - Бог! Ты бесконечен, как бесконечен Бог.

Путь нечестивых имеет грань, имеет горестный предел! Эта грань на краю глубокой, мрачной пропасти, вечного хранилища вечной смерти. И погибнет он - путь нечестивых - навсегда в этой страшной пропасти, приведши наперед к ней и погубивши в ней всех шествовавших им.

Весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, не увлекается их образом мыслей, их нравственными правилами, их поведением, но в законе Господни вся воля его.

Так воспевает небесный, чудный Певец: к святой вдохновенной песне его прислушивался пустынножитель.

Аскетические опыты. Том II. «Блажен муж»

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

В последнем стихе указывается причина и источник такого состояния и участи праведных и грешных,— в том, что путь праведных ведает,— заведывает, блюдет Бог, путь же нечестивых — их замыслы и труды — погибнет, ведет в пагубу. Очевидно — противоположение двух частей сего стиха не строго; потому справедливо видят здесь — умолчание и в той и другой части допускают дополнительные мысли. Бог весть путь праведных, потому они не погибнут; путь же нечестивых погибнет, потому что его не весть Бог,— такие обороты обычны и в притчах. Очевидно, в словах: весть Господь — разумеется не всеведение Божие, которое равно обнимает все,— и нечестивых, но заведывание, попечение, благоволение, любовь, кои благоспеяние придают праведнику — и отсутствие коих или вместо их присутствие противоположного — Божия неблаговоления, гнева, оставления — оскудение всякое производит в грешных. (Так у Ин. 8,43 (почто беседы Моея не разумеете,— не принимаете, не благоволите). Так Исх. 1,8 (новый царь не знаше Иосифа,— знать не хотел, презрел его дело). В Притч. 12,10 (праведник знает, милует души скотов своих). Так 2Тим. 2,19 (весть Господь сущия Своя,— печется о них), Мф. 7,23 (николиже знах вас… отъидите) …Бог заведывает, промышляет, любит путь праведных; оттого им успех во всем, и участь их блаженна.

И путь нечестивых погибнет

Их замыслы, планы, предприятия и дела Бог не весть, не признает Своими, не благоволит, яко Бог не хотяй беззакония (Пс. 5,5). Почему путь их погибнет,— будет иметь несчастный конец, исчезнет как дым (см.: Пс. 36,20), растает как воск (см.: Пс. 67,3; ср.: Пс. 128,6—7; Пс. 9,19; Иов. 8,13; 20,7; Притч. 10,28; 11,4).

4) Предметы для размышления

На 1-й стих:

1) Блаженства все ищут, достигают же его только те, кои идут к нему прямым путем, указуемым в слове Божием. Из таких кто ошибется?

2) связи свои с людьми надо устроять осмотрительно, чтобы иначе не заразиться язвами пороков и не погибнуть;

3) советоваться необходимо (см.: Притч. 2,11; 11,14; 12,15). Но надо добыть советователя честного и мудрого;

4) привычка и в худе, и в добре приближается к естественным движениям жизни. И кончается худом или добром;

5) пал в грех,— не валяйся в нем и не стой, чтоб не окреп он в тебе и не стал неодолимым;

6) остерегайся шутить, острить и тем паче издеваться над чем, чтоб предметов важных не обращать в шутку, священного не унижать и запрещенное не поставить в ряд безразличного.

На 2-й стих:

1) После Бога ничего для нас не должно быть важнее слова Его. Его изучать должно всем верующим, а не единым иереям;

2) трудись над ним, и в труде сем первое: заботься постигнуть истинный смысл читаемого и подумываемого,— постигнув смысл, восприими его сердцем; восприявши сердцем,— введи в порядок жизни твоей, правила его, веры ли то касается или жизни, и, сделав это, затем исполняй положенное в свое время;

3) много желаний у человека: направлять их как должно никто не сможет без руководства слова Божия;

4) не довольно прочитывать только нечто из слова Божия во свой час,— но надо поучаться в нем день и ночь, чтобы преспевать по его руководству непрестанно (см.: 1Тим. 6,11);

5) и часть ночи надо посвящать богоугождению (см.: Ис. 26,9);

6) надобно остерегаться, чтоб не связать себя самовольной службой (см.: Кол. 2,23),— о коей не можешь иметь уверение, угодна ли она Богу.

На 3-й стих:

1) Естество наше оскудевательно и — одно — малоплодно. Но когда исполнится из Божественных источников, тогда бывает многодеятельно и многоплодно;

2) если не принесешь плодов покаяния,— посечен будешь как бесплодное древо (см.: Мф. 3,6, 10; 7,19; Иер. 15,6; Гал. 5,22; Ин. 15,6);

3) всякое дело надо делать в свое ему время (см.: Еккл. 3,1 и далее);

4) благопоспешность есть плод искреннего благочестия (см.: Апок. 14,13; Притч. 4,8). Тщетно ожидать ее от одной мудрости человеческой или от опытности своей и от того, что есть чем извернуться при богатстве и есть к кому обратиться при покровителях… Случайно и тут бывает успех, но непрочный.

На 4-й стих:

1) Счастье нечестивых призрачно, исчезновенно (см.: Пс. 36,2, 35-36);

2) как нравами, так и участию благочестивые обычно очень различны от нечестивых;

3) как ни ограждают себя нечестивые от всяких несчастий, но приходит час,— и беда нападает — непредвиденна, неумолима, всеразрушительна — и сдувает их, как прах с земли живых.

На 5-й стих:

1) Итак, есть суд,— и всем предстоит явиться на него (см.: Еккл. 12,14; Деян. 17,31; 2Кор. 5,10);

2) как ни сильны бывают в мире силы нечестивых, но суда Божия отклонить не возмогут;

3) бесконечно велико расстояние и различие обителей святых и мест осуждения грешников (см.: Мф. 25,32 и прочее).

На 6-й стих:

1) Бог всеведущ, Отечески промыслителен и паче призирающ на добрых (см.: Пс. 127; 2Тим. 2,19). Нечестивых же Он не примет в Свое облаженствование (см.: Мф. 7,23);

2) всегда надо внимательно разбирать пути и шаги свои направлять, чтобы не споткнуться и не уклониться на распутия (см.: Мф. 7,13; Еф. 5,12-13);

3) надобно молить Бога, чтобы не попустил блуждать стопам нашим (см.: Пс. 16,5);

4) широк путь нечестивых,— но ведет в пагубу (см.: Мф.7,13).

Толкование на некоторые псалмы

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Яко весть Господь путь праведных

Показывает, что никто не скроется от Бога. Ибо и пути праведных Он знает, как сказано: весть Господь пути непорочных (Пс. 36, 18), и опять: позна Господь сущия своя (2Тим. 2, 19). Так как Он и сам сказал: Аз есмь путь, то необходимо, чтобы Он знал и тех, которые ходят по нему или по заповедям Его. По отношении же к злым, как недостойным знания Его, Он притворяется неведущим, поэтому и согрешившего Адама спрашивал: где еси? Так же поступал и по отношению к Каину и ко многим другим (Быт. 3,9; 4,9).

И путь нечестивых погибнет

Добродетели праведных остаются, как богатство их и венец. А дело и лукавство нечестивых, которые он теперь назвал путем, исчезают и делаются бессильными. С этим сходно и апостольское слово: а его же дело сгорит отщетится (1Кор. 3, 15).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Дает причину, чего ради нечестивые не восприимут на суде славы праведных. Понеже-де путь праведных благоугоден есть Богу, а посему есть путь правый, вводящий в живот вечный; путь же нечестивых, яко путь возвращенный, неблагоугоден Ему. Ибо глагол, весть, берется здесь за ведение благоволительное в разсуждении праведных, а неблаговолительное в разсуждении нечестивых. Откуду извещаемся о истинном блаженстве шествующих по первому, и о несчастном состоянии шествующих по второму: ходящии бо путем сим не достигают вожделенныя оныя цели. Итак, слово путь в сем месте означает не тот вещественный путь, по которому ходим, но самое хождение. Чрез хождение же разумеется течение всея жизни, угодное или противное Богу.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.6   Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Ст.6   Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет

Яко весть Господь путь праведных. Сказано, – говорит св. Афан., – весть, вместо: чтит, т.е. любит, почитает, награждает одних праведных». Или: «праведный Судия и до суда все знает, и не имеет нужды ни в доказательствах, ни в обличениях». Бл. Феод.
Путь нечестивых погибнет, т.е. дела, замыслы, козни нечестивых погибнут – и они сами – в геенне огненной.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Нечестивые же будут отвергнуты Богом

Не таково положение нечестивых. Они, как «прах». Пыль, мякина, легко уносимая ветром; их внешнее положение неустойчиво и непрочно. Так как нечестивые проникнуты и живут не по заповедям Бога, то они не могут «устоять на суде» пред Ним и не могут быть там, куда собраны будут («в собрании») праведники, так как Господь «знает» (в смысле печется, любит), а потому и награждает поведение («путь» - деятельность, ее направление) праведных, а нечестивых губит. В данных стихах нет точного указания, какой разумеется суд Бога - на земле ли, при жизни человека или после его смерти. Но в том и другом случае остается одинаковый смысл - Господь наградит только праведных.

История еврейского народа представляет много фактов, показывающих, что и при земной жизни, когда Господь является судьей человека, Он карает нечестивых. Но так как землею не ограничивается существование человека, то и конечный суд над ним будет произведен в последний день, т. е. на страшном суде (ср. Мф III:12; 1Кор VI:2).

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Я́ко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечести́вых поги́бнет.

Заключительный 6-й стих и противопоставляет, коротко и объединяюще, такой завершительный исход пути жизни как того, так и другого типа человечества.

«Ведает» в смысле: промышляет, сохраняет, укрепляет и благословляет.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Это значит, что Всеведущему и Праведному Судии все известно. Он и до суда все знает и не имеет потому нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. Под путем обыкновенно разумеется не дорога, по которой ходим, а все дела, мысли и намерения наши, а потому и заключительные слова псалма: путь нечестивых погибнет означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они погибнут.

Итак, блаженны все те, которые ищут Господа Бога всем сердцем своим (Пс. 118:2; 33:11), которые находят удовольствие в законе Божием и размышляют о нем день и ночь (Пс. 11:1; 1:2), которые слушают Слово Божие и поступают по нему (Иак. 1:22–25; Лк. 11:28). Блаженны все те, на которых в день суда прострется благословение Отца Небесного, изреченное устами Сына Божия: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25:34). Но «какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия Христос воссядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним и откроются все тайны сердечные! Страшен суд, страшен Судия, страшен сей час!.. Блажен, кого покроет тогда благость Твоя, Господи!» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible