Скрыть
И испо́лнишася ему́ четы́редесять дні́й: та́ко бо исчисля́ют­ся дні́е погребе́нiя: и пла́кася его́ Еги́петъ се́дмьдесятъ дні́й.

Святые отцы

Прочие

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней

В сорок дней. То же число полагает и Диодор (L I, с. 92).

Египтяне оплакивали его семьдесят дней. Такое точно число дней собственно на бальзамирование и вместе на осоление полагает Геродот. И все сие было временем оплакивания, обряд коего состоял в возложении персти на главу и лице, в хождении по улицам с биением в обнаженные перси, в удалении от бань, вина, мяса, красивых одежд и всякого вида неги (Diod. L. I, с. 72).

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней.

Оплакивали семьдесят дней со дня смерти Иакова: в этом числе должны были заключаться и сорок дней, употребляемых на бальзамирование. Текст очень сходится с словами Диодора, говорящего, что бальзамирование продолжается более 30 дней, и с словами Геродота, который говорит, что более семидесяти дней незаконно бальзамировать (т. е., вероятно, держать труп не уложенным в ящик). Дни плача, обусловленного многими печальными церемониями и обычаем рвать одежду свою, отрастить бороду и волосы и проч. (см. Геродота), вероятно, совпадали с днями, пока труп не был окончательно обвит пеленами и уложен в гроб.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней

Бальзамирование — этот специфически египетский обычай — совершается над телом Иакова не столько в силу его положительного завещания бальзамировать его, как полагали раввины, сколько — для выражения почтения к нему, как отцу первого сановника Египта, а также для предохранения тела от тления ввиду предстоявшего перевезения его в Ханаан.

Бальзамирование совершают врачи (евр.: ropheim, ἐνταφιασταί, слав.: «погребатели») из числа придворных Иосифа. По Геродоту, подробно описавшему бальзамирование, оно совершалось специалистами, ταφιχευταί, и имело 3 формы, различавшиеся по степени кропотливости работы и дороговизны материалов (первый и самый дорогой способ обходился в талант серебра, 2-й только в 50 мин). Продолжительность операции бальзамирования была, по Диодору Сицилийскому и Геродоту, от 30 до 70 дней; по библейскому рассказу — 40 дней, которые с прибавлением 30 других дней плача (30 дней оплакивали евреи Аарона, Чис. 20:29, и Моисея, Втор. 34:8), обозначаются, как 70 дней плача над Иаковом.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт. 49:33, 50:1-26). В сей паремии повествуется о смерти и погребении Иакова и о последних днях Иосифа.

И исполнишася ему четыредесять дний: тако бо исчисляются дние погребения. И плакася его Египет семьдесят дний

Бальзамирование Иакова продолжалось сорок дней, но оплакиваниесемьдесят дней, со включением 40 дней бальзамирования. «Оплакивание» покойника состояло в сле­дующих обрядах: мужчины и женщины пачкали себе лицо и голову грязью, ходили по городу с распущенными воло­сами, в дырявых рубищах, ударяли себя в обнаженную грудь, наполняли воздух криками крайней горести, удаля­лись от бань, вина, мяса и всякого вида неги. Египтяне оплакивали таким образом чужого для них человека един­ственно из уважения к своему благодетелю – Иосифу.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible