Скрыть
вы́ совѣща́сте на мя́ зла́я, Бо́гъ же совѣща́ о мнѣ́ во блага́я, дабы́ бы́ло я́коже дне́сь, и препита́лися бы лю́дiе мно́зи.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 19-20 И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей

Но выслушай еще, как незлопамятен был Иосиф в отношении к своим братьям, как он желает всеми способами утешить их и убедить, что они нисколько не согрешили против него. Он говорит им: «Не бойтеся: Божий бо есмь аз. Вы совещаете на мя злая, Бог же совеща о мне во благая, дабы было, якоже днесь, и препиталися бы людие». Не бойтесь, говорит, и не беспокойтесь; я человек Божий; я следую Господу моему и стараюсь вознаграждать благодеяниями тех, которые нестерпимое зло сделали мне: «Божий бо есмь аз». Потом, показав, сколь великим благоволением от Бога он пользуется, говорит: вы поступили со мною с злым намерением, но Бог все это обратил мне во благо. Так и Павел говорил: «любящим Бога вся споспешествуют во благое» (Рим.8:28). «Вся», говорит. Что же это – вся? То есть, все неприятности, кажущиеся огорчения Он обращает во благо. Это самое сбылось и над дивным Иосифом. То самое, что сделали ему братья, то наиболее и доставило ему царство, при содействии благопромыслительной премудрости Божией, пролагающей злое во благое. «Дабы препиталися людие мнози». Не только для вас Бог обратил это во благо, но и для того, чтобы весь этот народ мог пропитаться.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 67

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей

В приключениях Иосифа мы также видим поучительный опыт того, как вечная Премудрость Божия умеет действия страстей человеческих самые преступные и постыдные направлять к тому, чтобы возвысить достоинство Святых, подобно тому, как искусный живописец употребляет самые темные краски для того, чтобы придать более виду и блеска чертам наиболее важным в картинах, Бог в знаменательных сновидениях возвещает, что Иосиф будет некогда велик: это навлекает на Иосифа ненависть братьев и тяжкие страдания, а Бог сами страдания полагает в основание его величия.

…Богу угодно было допустить, чтобы для прославления Иосифа послужила средством ненависть его братьев, дабы через то показать неверующим, что люди не могут воспрепятствовать исполнению Его воли, что нет в мире ни мудрости, ни силы, которые могли бы Ему противиться, и что само сопротивление людей Он обращает к исполнению Своих намерений, дабы без всякой трудности, против их воли и через них совершать то, что Ему угодно. Человек одарен свободой, а между тем его обязанность - при помощи благодати Божией воздавать славу Богу, подчиняя свою волю Его воле, но, когда он делает противное, то Бог являет торжество Своей Премудрости и Святости, заставляя и само зло служить средством к достижению добрых целей.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей;

Во всей жизни Иосифа мы видим не только покорность Провидению, но ещё и прозорливость его, усматривающую мудрую руку, которая из самого зла творит добро. И здесь, говоря с братьями своими, он выражает мысль, которую высказывал прежде (Быт. 45:5), что всё это сделалось по воле Премудрого и Всеблагого, и что не ему, бренному созданию, восставать против путей Провидения и мстить за зло, которое в руках Бога сделалось орудием сохранения жизни множества людей. Мудрость Иосифа ярко выступает перед узким взглядом и законным страхом братьев его, которые – хотя, вероятно, верили в его доброту, но – считали долгом своим заявить свою виновность перед ним, чтобы получить от него формальное прощение.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-21 И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их

Ответ Иосифа повторяет уже высказанную им, при первом открытии им братьям (Быт. 45:5, 7), мысль, что зло человеческое бессильно остановить благотворное действие путей Промысла Божья, который и действие злой воли обращает к благим последствиям. Ст. 19 с еврейского: «разве я вместо Бога?» — мысль, органически связанная с приведенной, — Иосиф только орудие Промысла, может ли он идти вразрез с Его действиями — мстить (ср. Втор. 32:35). По-русски: «ибо я боюсь Бога» взято из Быт. 42:18, и тоже может быть приведено в связь с той основной мыслью — как древнебиблейской традицией, в сущности проходящей и через всю Библию и весьма знаменательно выдвинутой в конце книги Бытия. В отношении личности Иосифа ответ его также весьма характерен для его великодушия, покорности воле Божией, особого прозрения в тайну путей Божиих.

«Этот дивный, всеми добродетелями украшенный муж, так был далек даже от памятования их поступков, что был смущен словами их» (святой Иоанн Златоуст), и сердечною речью успокаивал сердца их.

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт. 49:33, 50:1-26). В сей паремии повествуется о смерти и погребении Иакова и о последних днях Иосифа. Ст. 18-21 И пришедше к нему рекоша: се, мы тебе раби. И рече к ним Иосиф: не бойтеся, Божий бо есмь аз. Вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая, дабы было якоже днесь, и препиталися бы людие мнози. И рече им: не бойтеся, аз препитаю вас, и домы ваша. И утеши их, и глагола им по сердцу их

«И пришедше к нему», т. е. братья Иосифа подошли к нему поближе, ободренные слезами его, свидетельствовавшими о его благорасположении к ним, – «и рекоша: се мы тебе раби», т. е. мы готовы за нашу вину против тебя лишиться свободы и понести на себе всю тягость неволи. Ответ Иосифа должен был успокоить братьев больше, чем слезы его. «Не бойтеся, – сказал он им, – Божий бо есмь аз»: я служу тому же Богу, Которого рабами вы назвали себя, и благоговея пред Его судьбами, открывшимися в обстоя­тельствах моей жизни, почитаю за тяжкий грех мстить тем, которых Он избрал в орудия Своей благопромыслительной о мне и о ближних моих воли. «Вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая, дабы было якоже днесь и препиталися бы людие мнози»: ваш злой совет против меня, советом всеблагой, премудрой и всемогущей воли Божией обращен во благо мне, и чрез меня во благо многих, обя­занных мне спасением от голодной смерти. Ввиду столь явных знамений милости Божией, открывшихся на мне и чрез меня на других, могу ли я быть немилостивым к вам? «И рече им снова: не бойтеся: аз препитаю [прокормлю] вас и домы ваши. И утеши их и глагола им по сердцу их», т. е. успокоил их такою речью, какая именно потребна была по состоянию их сердца, встревоженного опасениями за свою безопасность и чувством тяжкой вины против Иосифа.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible