Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
та́ко рцы́те Ио́сифу: оста́ви и́мъ непра́вду и грѣ́хъ и́хъ, я́ко лука́вая тебѣ́ показа́ша: и ны́нѣ прiими́ непра́вду рабо́въ Бо́га отца́ твоего́. И пла́кася Ио́сифъ, глаго́лющымъ и́мъ къ нему́.
Святые отцы
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 16-17 И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это
Ст. 19 И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога
Ст. 24-26 И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте
Иаков, благословив сынов своих, умер ста сорока семи лет. Иосиф пришел со старцами Египетскими и со всеми домочадцами отца своего и погребли Иакова со отцами его. Потом Иосиф и все бывшие с ним возвратились в Египет. Братья боялись Иосифа и говорили: «Отец твой закля прежде кончины своея сказать тебе: «Прошу тебя, остави… неправду и грех братьям твоим, яко лукавая тебе показаша»». И плакася Иосиф: «Не бойтеся меня. Хотя отец ваш и умер, но жив Бог отца вашего. Ради Него не сделаю вам никакого оскорбления, потому что умышленное вами зло обратил мне Бог в добро и вручил мне многочисленный народ. Посему не сделаю обиды тем, которые были причиной, что спасена жизнь многих. Но как я не оставлял вас без попечения в Египте, так и вы не оставляйте костей моих в Египте». И заклял их, говоря: «Посетит вас Бог, и изведет вас… в землю, о нейже клятся… Аврааму… совознесите и кости моя… с вами. Если не наследую вместе с вами обетованного наследия, то вместе с вами воскресну». И скончася Иосиф… лет ста десяти… и положиша его в раце во Египте.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это
Смотри опять, как они становятся обвинителями самих себя; замечай, как велика обличительная сила совести. Вы вполне знаете, что вы сделали неправду и грех, что причинили зло. «И ныне приими неправду рабов Бога отца твоего». Вот как, не будучи никем принуждаемы, они обвиняют сами себя, и говорят: отец твой сказал: «остави им, яко лукавая тебе показаша, и приими неправду рабов Бога отца твоего». Но этот дивный, всеми добродетелями украшенный, муж так был далек даже от памятования их поступков, что был смущен словами их.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это
Прости же рабам Бога отца твоего. Скромное, но самое сильное убеждение к милосердию! «Мы сотворили неправду; мы недостойны именоваться твоими братьями; но мы служим Богу отца твоего и на Него уповаем; если Бог милует доселе нас ради отца нашего, помилуй и ты ради Бога твоего».
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 16-17 И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.
Сама просьба братьев трогательна: они сознавали чистосердечно своё преступление, понимали, что достойны возмездия, но испрашивали прощения устами умершего отца своего и во имя Бога Израилева, которого они, как и Иосиф, суть рабы, – т. е. во имя естественного закона братства людей пред Богом. Прекрасная душа Иосифа не могла оставаться равнодушною к этому трогательному воззванию, он заплакал, слушая посмертные слова отца своего и видя, что братья до сей минуты не поняли его.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 16-17 И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это
Не решаясь прямо предстать для объяснений пред Иосифом, братья его выбирают из себя представителей (по традиции, Дана и Неффалима — сыновей Валлы, с которыми был особенно близок в детстве Иосиф по Быт. 37:2), приносят покаяние в преступлении своем против Иосифа и именем отца умоляют простить их. «Смотри, — замечает святой Иоанн Златоуст, — как они становятся обвинителями самих себя, замечая, как велика обличительная сила совести» (с. 722–723). Искренно признавая свою вину, они умоляют о прощении не только ради памяти умершего отца, но и во имя единого у всех них Бога, Которого рабами все они были (мотив, сильный сам по себе, получал особенную убедительность в стране идолопоклонства — Египте).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт. 49:33, 50:1-26). В сей паремии повествуется о смерти и погребении Иакова и о последних днях Иосифа. Ст. 16-17 И пришедше к Иосифу, рекоша: отец твой закля прежде кончины своея, глаголя: тако рцыте Иосифу: остави им неправду и грех их; яко лукавая тебе показаша. И ныне приими неправду рабов Бога отца твоего. И плакася Иосиф, глаголющим им к нему
Братья Иосифа, прося его, чтобы он «принял неправду их», т. е. не воздавал им за вину их против него, указывают на два обстоятельства: 1) сам Иаков, перед смертью, поручил им передать просьбу его к Иосифу о прощении их (в предшествующем повествовании Моисея впрочем не упоминается об этом обстоятельстве); 2) они, братья Иосифа, суть «рабы Бога отца его», т. е. чтут того же Бога, которого чтил отец его. Таким образом, Иосиф должен быть снисходительным к ним ради уважения к воле почившего отца и ради того, что они принадлежат к чтителям истинного Бога, каковых в это время во всем мире было очень немного. Слезы Иосифа, когда он слушал речь братьев, свидетельствовали, что он тронут ею и не мыслит против них никакого зла.