Беседа Иисуса Христа с Никодимом

Беседа Иисуса Христа с Никодимом
  • Дата создания: 1860
  • Техника: Гравюра
  • Материал: Дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Ин. 3:1-3

Сюжет

В истории встречи Иисуса Христа с Никодимом, раскрывается учение о Богочеловечестве Спасителя. Также как в эпизоде с самарянкой, Иисус постепенно пробуждает истинную веру в сердце фарисея Никодима, открывшего в лице Спасителя подлинного Мессию. Об этом эпизоде повествует Евангелист Иоанн: «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин.3:1-21).

Описание

На гравюре  сцена переносится во внутренний двор, изображенный художником в античном стиле с мраморными колоннами. Действие происходит в одной из гостиничных комнат, где Иисус остановился на ночлег.

Спаситель восседает на ложе, предназначенном для отдыха, рядом с которым стоит небольшой столик, накрытый скатертью, на котором стоят сосуды для трапезы – кувшин с водой, глиняная плошка, а рядом с ними пергаментные свитки Священного Писания.  Возле ложа расположен светильник с горящей лампадой. Приготовившись отойти ко сну, Спаситель расправил покрывало, но в этот момент его застал пришедший под покровом ночи Никодим. Боясь быть узнанным и застигнутым врасплох иудеями, фарисей выбрал время, когда улицы города опустели. Христос, зная помышления сердца этого человека, пригласил его к себе, усадив на табурет.

Левая рука Иисуса опирается на ложе, а правая невысоко поднята, призывая пришедшего к Нему гостя к вниманию. Поза и выражение лица Никодима передают озадаченность и погружение в глубокое размышление. Перед ним лежит книга, символизирующая Закон, на которую указывает рука законоучителя. Эта композиция говорит, что разум Никодима находится еще  во власти ветхозаветного учения и еще не просвещен светом Евангельской истины.
На заднем плане мы видим окутанные ночным мраком жилые дома. Свет, исходящий от Спасителя, освещает согбенную фигуру Никодима, внимательно вслушивающегося в слова Учителя. Постепенно шаг за шагом он приходит к пониманию христианского вероучения, узнав в Иисусе Сына Божиего – Мессию.

Рекомендуемая литература

Комментировать