Праздники
Праздники (Лев. XXIII, 2 и др.). В Ветхозаветной Церкви праздничные дни были указаны и узаконены самим Богом.
Важнейшие из них следующие:
а) Суббота – по выражению раввинов, царица праздников; установлено праздновать субботу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения;
б) Пасха и праздник опресноков, установленный в память избавления евреев от плена и рабства египетского;
в) Пятидесятница, называемая праздником седмиц и праздником жатвы, в 50-й день по Пасхе, установлена в память Синайского законодательства для принесения благодарений Богу за новые плоды земные;
г) Праздник Труб, служивший началом нового еврейского года, начинавшегося в первый день осеннего месяца тисри;
д) День Очищения – десятый день месяца тисри, праздник, в который первосвященник однажды в год входил в Святая Святых с кровью жертвенного животного и кропил над очистилищем для очищения грехов народа;
е) Праздник Кущей – в 15-й день седьмого месяца, в воспоминание странствования евреев в пустыне, когда они, останавливаясь, жили в палатках;
ж) Новомесячия. Начало каждого нового месяца возвещалось звуком труб и освящалось жертвоприношениями, что показывало евреям, что Бог есть начало всего и что все к Нему должно возвращаться. Особенными празднествами для Евреев были:
з) субботний год и и) юбилей. Каждый седьмой год по закону Моисееву должен был считаться священным (Исх. XXIII, 10–12). В этот год прекращалось земледелие, прощались долги должникам, всенародно читался закон, самородные плоды делались общим достоянием для всех по всей земле. Еще более торжественным и радостным празднеством для евреев был год юбилейный, или пятидесятый (Лев. XXV, 8–13). Кроме того что предписывалось соблюдать относительно субботнего года, в юбилейный год объявлялась свобода на земле всем ее жителям, возвращались наследственные земли потерявшим их владельцам и проч.
Впоследствии к этим великим праздникам присоединены были еще следующие:
к) Праздник Пурим, в 14-й и 15-й день адара, установленный в память избавления евреев от гибели, уготованной им Аманом (Есф. IX);
л) Праздник Дровоношения, т. е. доставления дров для храма, установленный Неемией (Неем. X:34, XIII:31);
м) Праздник Обновления храма, установленный Иудой Маккавеем (I Мак. IV, 59, Ин. X, 22);
н) Праздник, установленный в память победы, одержанной Иудой над Никанором (I Мак. VII, 49) и
о) праздник, установленный в память взятия и очищения Иерусалимской крепости первосвященником Симоном Маккавеем (I Мак. XIII, 52).
Новозаветная Церковь издревле также имеет свои праздники. Главнейшие из них по своему началу восходят к самым временам апостольским, другие получили начало и образование свое в последующие времена.
Первый и древнейший праздник Церкви Xристианской есть день воскресный, установленный в воспоминание воскресения Христова. Следы празднования его мы находим в самом Свящ. Писании. В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т. е. христиан, во едину от суббот, т. е. в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, т. е. для совершения Таинства Причащения (Деян. XX, 7). У апостола и евангелиста Иоанна в Откровении также упоминается день недельный, или воскресный (Апок. I, 10).
Но как в Ветхозаветной Церкви под именем субботы разумелись и другие дни, установленные для празднования, как, напр., праздник Пасхи, так и в Христианской Церкви должно наблюдать, кроме воскресного дня, и другие во славу Божию, в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых, установленные праздники.
Важнейшие из этих праздников суть следующие: Пасха – праздник Воскресения Христова, праздник праздников и торжество из торжеств, предначалие вечного блаженства, особенно торжественно отправляющийся во славу страданий и воскресения Господа.
Затем важнейшие дванадесятые праздники Господские и Богородичные суть следующие:
1) День Рождества Пресвятыя Богородицы.
2) День Ее введения во храм, для посвящения Ее Богу.
3) День Благовещения, т. е. ангельского возвещения Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия от Нее.
4) День Рождества Христова.
5) День крещения Господня и купно Богоявления Пресвятыя Троицы.
6) День Сретения Господа во храме Симеоном.
7) День преображения Господня.
8) День входа Господня в Иерусалим.
9) День вознесения Господня на небо.
10) Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Св. Духа и купно во славу Пресвятыя Троицы.
11) День воздвижения Креста Господня, обретенного царицей Еленой.
12) День Успения Пресвятой Богородицы.
За дванадесятыми праздниками следуют некоторые другие праздники во славу Господа и в честь Божией Матери и потом праздники в честь Святых Божиих. К последним принадлежат праздники – в честь св. ангелов, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, св. ап. Петра и Павла и других апостолов, св. пророков, великих святителей, мучеников, преподобных и других святых.