Миро
Миро (Исх. XXX, 25; IПар. IX, 30) – особенный состав из благовонных веществ для священного помазания.
В Ветхом Завете оно по повелению Божию составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного, кассии и елея, или оливкового масла. И сделай из сего мира для священного помазания масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания, заповедал Господь Моисею (Исх. XXX, 23–25). Этим миром по повелению Божию были помазаны: во-первых, Скиния со всеми принадлежностями ее, а потом Аарон и сыновья его для священного служения Богу. В последующее время помазывались миром не только священники, но и цари и пророки.
Господь Иисус называется Христом, или Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и таким образом Ему в высшей степени принадлежит: ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.
В Православной Христианской Церкви с самых времен апостольских существует особенное Таинство Миропомазания, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела, во имя Св. Духа, подаются дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной (I Ин.II:2, 20, 27; IIКор.I:21, 22). Освящать св. миро для сего Таинства предоставлено высшим священноначальникам, как преемникам апостолов, которые сами совершали рукоположение для подаяния даров Св. Духа. При совершении Таинства миропомазания помазуются следующие части тела: чело – освящение ума или мыслей, перси – в освящение сердца или желаний, очи, уши и уста – в освящение чувств, руки и ноги – в освящение дел и всего поведения христианина. Св. миро в Прав. Церкви освящается в Киеве и Москве, в четверток на Страстной седмице, на Божественной литургии и оттуда доставляется епископам по всем епархиям и через них священникам. Помазанием этим св. миром освящаются у нас подобно ветхозаветной Скинии все наши храмы.
Св. миром по примеру ветхозаветной церкви (I Цар. X, 1–16, Пс. LXXXVIII, 21) помазуются и наши цари на великое дело их царственного служения.