Источник

Анания

Анания. – 1. Один из трех товарищей пророка Даниила, воспитывавшихся вместе с ним при дворе Навуходоносора (Дан. I, 6, 7). Здесь ему было дано халдейское имя: Седрах.

2. Анания (благодать Иеговы) – имя лиц, упоминаемых в кн. Деяний апостольских и других:

а) (Деян. V, 1–10) – один из обратившихся в христианство, вследствие проповеди апостольской. Когда последователи Христовы, владевшие землями, продавали их и приносили цену проданного к апостолам, Анания с женой своей Сапфирой, продав имение, утаили из цены, а некоторую часть принесли и положили к ногам апостолов. Обличенный св. ап. Петром в своем тяжком грехе, во лжи Святому Духу, Анания пал бездыханным. Жена его, Сапфира, участвовавшая в обмане своего мужа, не зная о гибельной его кончине, так как юноши вынесли тело его для погребения, на вопрос апостола: за столько ли они продали землю? – подтвердила ложь Анании и тотчас же после того пала бездыханной подобно своему мужу. В доказательство Божества Святого Духа св. ап. Петр в вышеозначенном повествовании прямо именует Его Богом: Анания, говорит он, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. – и замечает далее: ты солгал не человекам, а Богу (Деян. V, 3, 4);

б) (Деян. XXII, 12) – ученик первенствующей христианской церкви, который жил в Дамаске и был послан Господом в Дамаск посетить ап. Павла вскоре после его обращения в христианство, для возвращения ему телесного зрения. Ап. Павел передает, что произошло при этом случае, и свидетельствует об Анании как о муже благочестивом, одобряемом всеми иудеями, живущими в Дамаске. Многие думают, что он был одним из 70 учеников Господа и скончался мученически. Память его празднуется 1 октября и 4 января;

в) (Деян. XXIII, 2) – иудейский первосвященник. Когда ап. Павел начал говорить в свою защиту речь пред иудейским синедрионом, Анания первосвященник приказал предстоявшим пред ним бить его по устам. Оскорбленный неуважением к своим правам, апостол укорял первосвященника, в свою очередь, в нарушении того самого закона, который представлял тот. Когда ему напомнили о высоком звании Анании, как Божия первосвященника, апостол отозвался незнанием того, что он был первосвященник. Вследствие недоразумения между иудеями и самарянами, Анания за несколько лет до сего был лишен своей должности и отправлен в качестве пленника в Рим. Звание первосвященника наследовал Ионафан, но по умерщвлении его Феликсом эта должность некоторое время оставалась незанятой. В этот-то промежуток времени апостол Павел и был привлечен к суду. При сем обстоятельстве Анания взял на себя должность председателя синедриона, тогда как прежде был первосвященником, но без всякого полномочия. Вследствие сего и ответ апостола получает особенную силу и выразительность. Анания был одним из обвинителей Павла пред Феликсом и намеревался подстеречь и убить его, но его злодейский замысел не удался (Деян. XXV, 3);

г) (Иер. XXVIII, 1, 5, 10) – сын Азура из Гаваона, не призванный Богом пророк, живший во дни Седекии, ц. иудейского.

д) (Иер. XXXVI, 12) – отец Седекии, одного из князей ц. Иоакима;

е) (Неем. III, 23) – из предков Азарии при Неемии, чинившего стену Иерусалимскую;

ж-и) (II Езд. IX:21, 39, 43, 49) – первые два лица из израильтян, имевших жен иноплеменных, остальные два из священников и левитов, объяснявших народу Закон Божий;

к) (Тов. V, 13) – из знаменитых предков Товита и мнимого Азарии, спутника Товии;

л) (Иудиф. VIII, 1) – один из предков Иудифи;

м) (Неем. XI, 32) – один из городов, в которых жили вениамитяне после плена.


Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Комментарии для сайта Cackle