Источник

Едем

Едем (приятность, сладость) (Быт. II, 8) – страна в Азии, в которой был насажден самим Богом Эдемский сад (Рай – paradeisos) для жительства первых человеков и которая находилась на Востоке. Означенное слово вообще употребляется также и для означения всякой местности, замечательной по своей красоте и плодородию.

Положение Эдемского сада в настоящее время определить с точностью очень трудно. Указывая на оное, свящ. бытописатель упоминает о реке, вытекавшей из Эдема для орошения Рая и разделявшейся потом на четыре реки, именно: Фисон, Гихон (Геон), Хиддекел (Тигр) и Евфрат (Быт. II, 10–14). Последние две реки известны, а первые составляют предмет самых разноречивых догадок и предположений. Не находя соответствующих им рек на земле, иные переносили Эдем на небо, другие давали ему аллегорическое значение; некоторые полагали Эдем то в Африке (Эфиопии и Абиссинии), то в Армении и на Кавказе, то в Сирии и Палестине, то в Месопотамии и Вавилоне, и искали его даже в Индии в долинах Гималаев и на о-ве Цейлоне. Но все это одни догадки и предположения; остается верным только то, что страна Эдемская и Рай находились в местности, лежащей близ рек Тигра и Евфрата.

У различных народов, даже язычников, хранилось и хранится много различных преданий об Эдеме и блаженстве людей, наслаждавшихся в нем. «Вскоре после сотворения человека,– воспевает Гесиод, – начался золотой век, бесценный дар бессмертных, признававших Крона своим владыкой. Человеческий род вел тогда жизнь богов, свободную от мучительных забот, чуждую труда и печалей. Старость была незнакома людям, болезненные явления также. Когда наступал смертный час, то смерть принимала на себя успокоительный вид сна, и никаких ужасов в минуты разлучения души с телом не существовало. Люди наслаждались полным блаженством; плоды земные произрастали в обилии и в самых разнообразных видах. Царствовал всеобщий мир, и его постоянными спутниками были счастье и наслаждение».

Человеческий род всегда имел некоторое смутное представление о том счастье, которого он лишился через грех своего прародителя Адама, всегда хранил в своей душе некоторое стремление к возврату этого первобытного блаженства; но не уготовляется ли всем верующим во Христа и добродеющим высший, особенный Эдем, много превосходящий тот, который процветал некогда на Востоке? Не имеют ли все они наследовать в будущей жизни наследие нетленное, непорочное, во веки не отпадающее!


Источник: Библейская энциклопедия / [Никифор (Бажанов)]. – Москва : РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. (Библиотека энциклопедических словарей).

Комментарии для сайта Cackle