Скорби
См. также: Монашество. № 528; Супруги. № 1120; Терпение. №№ 1144, 1146.
1008. Боголюбивая жена скорбела оттого, что три года не имела никакой скорби
См. также: Мудрость; Разум духовный.
Один из иноков, находясь в Александрии, вошел в церковь помолиться. Тут он увидел одну почтенную женщину, при которой был раб, и эта женщина, упав перед иконой Спасителя, восклицала: “Оставил мя еси, Господи, помилуй мя, Милостивый!” Слыша ее вопли и видя ее слезы, инок подумал: “Видно, она вдова, и кто-то обижает ее.” Выждав, когда она кончила молитву, инок, подозвав к себе ее раба, сказал: “Передай своей госпоже, что мне нужно поговорить с ней.” Раб передал. Она подошла к иноку. Инок спросил: “Кто же это тебя так обижает, что ты так горько жалуешься Богу?” Женщина со слезами отвечала: “Я нахожусь в мире, и меня никто ничем не обидел. Вот о том-то я и плачу, что за мое небрежение Бог оставил меня и три года, никакой скорбью меня не посетил. В это время ни сама я не болела, ни сын мой, даже из домашней птицы ни одна не пропала. И вот, размышляя об этом, я и думаю, что Бог прогневался на меня, и умоляю Его, чтобы Он хоть как-то посетил меня.” Удивился инок боголюбивой и крепкой душе женщины и ушел от нее, славя Бога. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 595).
1009. Измученный скорбями инок решил уйти в другое место; в это время он увидел демона, который, обуваясь, сказал, что во всяком месте будет раньше него
См. также: Местожительство.
Амма Феодора поведала: “Некий инок, одолеваемый множеством скорбей, сказал сам себе: “Уйду отсюда.” С этими словами он начал надевать сандалии на ноги и внезапно увидел в углу келии другого человека, который, также обуваясь, сказал ему: “Из-за меня ли ты уходишь отсюда? Во всяком месте, куда бы ты ни пошел, я уже буду прежде тебя.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 370, № 3).
1010. Кроткое житие святого великомученика Евстафия
См. также: Промысл Божий.
Святой великомученик Евстафий был римским воеводой, имел огромное богатство, множество рабов, был славен и знаменит. Но вот горе за горем, беда за бедой начали преследовать его. Прежде всего дом его посетила смерть, затем пришли недобрые люди, ограбили его, и он сделался нищим и беспомощным скитальцем. Добрую и благочестивую жену отнял у него разбойник, двоих сыновей унесли дикие звери, и Евстафий остался один со своим горем. Что могло быть ужаснее его положения? Но он не потерялся. “Плачу бо яко человек, Господи, – говорил он, – но о Тебе, Промыслителе моем и Строителе пути моего, утверждаюсь и на Тебя надеюсь и Твоей любовью, яко же хладной росой, и Твоим желанием, аки сладостью, горесть бед моих услаждаю.” Таким образом, не имея ничего на земле, он весь устремился к Богу, и Бог утешил его. Пришло время, и он сделался еще более богатым и знатным, разыскал чудесно сохраненных Богом жену и детей, а впоследствии обрел такую благодать и милость от Господа, что сподобился и мученического венца. (Пролог. 20 сентября).
1011. Отношение святителя Иоанна Златоуста к скорбям
Святитель Иоанн Златоуст, изгнанный из Царьграда, утешая своего друга Кириака, епископа, бывшего тоже в изгнании, среди прочего писал следующее: “Не скорби много, брате Кириаче, а возьми пример с меня. Когда меня изгоняли из Царьграда, я не обратил на это внимания, но говорил сам себе: “Если меня хотят изгнать, пусть изгоняют, ибо Господня земля и исполнение ее – вселенная. Если хотят рассечь меня пополам, пусть рассекают, тогда я буду подобен пророку Исайи. Если захотят меня в бездну морскую вринуть, тогда я вспомню Иону. Если бросят меня в ров, тогда я буду представлять себе Даниила, брошенного в львиный ров. Если меня камнями побьют, тогда я воспроизведу в своей душе представление о первомученике и архидиаконе Стефане. Если главу мою отсекут, предо мной будет Иоанн Креститель. Если захотят имущество мое взять, я стану подобен Иову. “Наг, – говорил он, – вышел из чрева матере моей, наг и отыду.” Итак, молю тя, брате, отвержи плач и жалость и уныние от себе и о нас воспоминание твори к Богу.” (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 419).