Источник

Глава 8

1–3. Недовольство ефремлян против Гедеона. 4–9. Отказ жителей Суккофа и Пенуэла Гедеону в хлебе. 10–12. Пленение царей Зеваха и Цалмуны. 13–17. Наказание старейшин Суккофа и Пенуэла. 18–21. Казнь царей Зеваха и Цалмуны. 22–23. Предложение израильтянами Гедеону царской власти над ними и его ответ им. 24–27. Изготовление Гедеоном Эфода и поставление его в Офре. 28–29. Состояние израильтян при Гедеоне. 30–35. Потомство Гедеона и отношение к нему со стороны израильтян.

Суд.8:1. И сказали ему ефремляне: зачем ты это сделал, что не позвал нас, когда шел воевать с мадианитянами? И сильно ссорились с ним.

Суд.8:2. [Гедеон] отвечал им: сделал ли я что такое, как вы ныне? Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, нежели Авиезер обирал?

Суд.8:3. В ваши руки предал Бог князей Мадиамских Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы? Тогда успокоился дух их против него, когда сказал он им такие слова.

Ефремляне, стоявшие во время Судей во главе прочих колен, так как в одном из городов их, именно Силоме, в это время находилось святилище Господне (Суд.18:31), заносчиво и несправедливо выразили Гедеону неудовольствие за кажущееся невнимание к себе (ср. Суд.12:1). Но Гедеон своим любезным ответoм смягчил их раздражение против себя.

Суд.8:4. И пришел Гедеон к Иордану, и перешел сам и триста человек, бывшие с ним. Они были утомлены [и голодны], преследуя врагов.

Суд.8:5. И сказал он жителям Сокхофа: дайте хлеба народу, который идет за мною; они утомились, а я преследую Зевея и Салмана, царей Мадиамских.

Суд.8:6. Князья Сокхофа сказали: разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам войску твоему давать хлеб?

Суд.8:7. И сказал Гедеон: за это, когда предаст Господь Зевея и Салмана в руки мои, я растерзаю тело ваше терновником пустынным и молотильными зубчатыми досками.

Суд.8:8. Оттуда пошел он в Пенуэл и то же сказал жителям его, и жители Пенуэла отвечали ему то же, что отвечали жители Сокхофа.

Суд.8:9. Он сказал и жителям Пенуэла: когда я возвращусь в мире, разрушу башню сию.

Жители Суккофа и Пенуэла отказали Гедеону, боровшемуся за спасение Израиля, даже в хлебе, чем навлекли на себя справедливый гнев его. О Суккофе см. Быт.33:17; о Пенуэле см. Быт.32:30–32.

Суд.8:10. Зевей же и Салман были в Каркоре и с ними их ополчение до пятнадцати тысяч, все, что осталось из всего ополчения жителей востока; пало же сто двадцать тысяч человек, обнажающих меч.

Суд.8:11. Гедеон пошел к живущим в шатрах на восток от Новы и Иогбеги и поразил стан, когда стан стоял беспечно.

Суд.8:12. Зевей и Салман побежали; он погнался за ними и схватил обоих царей Мадиамских, Зевея и Салмана, и весь стан привел в замешательство.

О Нове см. Чис. 32:42; о Иогбеге – Чис.32:35. Каркор, или Каркар, Евсевий и Иероним помещают к северу от Петры, на расстоянии дневного пути (Оnom 272, 62), а Буркгарат отождествляет с Каркагейш (Syrie, p. 612).

Суд.8:13. И возвратился Гедеон, сын Иоаса, с войны от возвышенности Хереса.

Возвышенность Херес (по LXX Αρες) полагается где-либо около Суккофа. Таргум и Вульгата переводят: «до восхода солнца» (ante solis ortum), понимая слово hechares через heharim (т. е. «горы»), почему переводит: «с вершины гор», т.е. Галаадских.

Суд.8:14. И захватил юношу из жителей Сокхофа и выспросил у него; и он написал ему князей и старейшин Сокхофских семьдесят семь человек.

Суд.8:15. И пришел он к жителям Сокхофским, и сказал: вот Зевей и Салман, за которых вы посмеялись надо мною, говоря: разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам давать хлеб утомившимся людям твоим?

Суд.8:16. И взял старейшин города и терновник пустынный и зубчатые молотильные доски и наказал ими жителей Сокхофа;

Суд.8:17. и башню Пенуэльскую разрушил, и перебил жителей города.

После плена Мадиамских царей Гедеон наказал старейшин Суккофа и Пенуэла за их несочувствие народному делу (ср. выше, ст. 7–8).

Суд.8:18. И сказал Зевею и Салману: каковы были те, которых вы убили на Фаворе? Они сказали: они были такие, как ты, каждый имел вид сынов царских.

Суд.8:19. [Гедеон] сказал: это были братья мои, сыны матери моей. Жив Господь! если бы вы оставили их в живых, я не убил бы вас.

Суд.8:20. И сказал Иеферу, первенцу своему: встань, убей их. Но юноша не извлек меча своего, потому что боялся, так как был еще молод.

Суд.8:21. И сказали Зевей и Салман: встань сам и порази нас, потому что по человеку и сила его. И встал Гедеон, и убил Зевея и Салмана, и взял пряжки, бывшие на шеях верблюдов их.

Согласно закону о мести за кровь убитого родственника, широко применявшемуся у народов Востока (ср. Втор.19:5–6; Исх.21:12–14), Гедеон предал смертной казни царей Зеваха и Цалмуна за убиение его родных братьев, после чего взял бывшие на шеях их верблюдов цепочки, сделанные из драгоценного металла, подобные которым, по свидетельству путешественников, и теперь часто встречаются на шеях арабских верблюдов.

Суд.8:22. И сказали израильтяне Гедеону: владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки мадианитян.

Суд.8:23. Гедеон сказал им: ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами.

Строго относясь к теократическому началу, Гедеон признавал правителем Израиля одного Господа, Которому Одному народ израильский обязан своим спасением.

Суд.8:24. И сказал им Гедеон: прошу у вас одного, дайте мне каждый по серьге из добычи своей. [Ибо у неприятелей много было золотых серег, потому что они были измаильтяне.]

Суд.8:25. Они сказали: дадим. И разостлали одежду и бросали туда каждый по серьге из добычи своей.

Суд.8:26. Весу в золотых серьгах, которые он выпросил, было тысяча семьсот золотых [сиклей], кроме пряжек, пуговиц и пурпуровых одежд, которые были на царях Мадиамских, и кроме [золотых] цепочек, которые были на шее у верблюдов их.

Суд.8:27. Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его.

Из подаренных Гедеону израильтянами золотых серег, снятых ими с убитых неприятелей, всего весом до 1700 золотых сиклей (более 70 фунтов), а также цепочек, ожерелий и драгоценных одежд, Гедеон сделал эфод наподобие первосвященнического эфода (ср. Исх.28:6–12, 39:2–5), или, как догадываются некоторые, облачение к поставленному им в Офре жертвеннику «Иегова Шалом» (Суд.6:24), куда, вместо Силома, где была Скиния, народ стал ходить на поклонение.

Суд.8:28. Так смирились мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона.

Суд.8:29. И пошел Иероваал, сын Иоасов, и жил в доме своем.

Суд.8:30. У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жен.

Суд.8:31. Также и наложница, жившая в Сихеме, родила ему сына, и он дал ему имя Авимелех.

Суд.8:32. И умер Гедеон, сын Иоасов, в глубокой старости, и погребен во гробе отца своего Иоаса, в Офре Авиезеровой.

Суд.8:33. Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваал-верифа;

Суд.8:34. и не вспомнили сыны Израилевы Господа Бога своего, Который избавлял их из руки всех врагов, окружавших их;

Суд.8:35. и дому Иероваалову, или Гедеонову, не сделали милости за все благодеяния, какие он сделал Израилю.

По смерти Гедеона израильтяне опять впали в идолопоклонство, почитая Ваал-берита (Ваал – покровитель завета, ср. Суд.9:4), не вспоминали Господа и не оказывали милости потомству Гедеона, которое было довольно многочисленным. В числе потомков Гедеона, между прочим, был Авимелех, прижитый от наложницы, родом сихемлянки, который потом оказался виновником гибели почти всего прочего потомства Гедеонова.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 2: Исторические книги. - 1054 с. / Книга Судей Израилевых. 4-68 с.

Комментарии для сайта Cackle