Источник

Глава 7

1. Расположение израильского и мадиамского станов. 2–8. Избрание и снаряжение израильских воинов. 9–15. Тайное посещение Гедеоном стана мадиамского. 16–22. Нападение Гедеона на стан мадианитян и поражение его. 23–25. Преследование мадианитян.

Суд.7:1. Иероваал, он же и Гедеон, встал поутру и весь народ, бывший с ним, и расположились станом у источника Харода; мадиамский же стан был от него к северу у холма Море́ в долине.

израильтяне расположились у источника Харода (1Цар.29:1), что у подножия Гелвуйских гор, на восток от Эздрелонской долины, а мадианитяне – севернее его, у холма Море, или Малого Ермона.

Суд.7:2. И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня»;

Суд.7:3. итак, провозгласи вслух народа и скажи: «кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада». И возвратилось народа двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось.

Суд.7:4. И сказал Господь Гедеону: все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе; о ком Я скажу: «пусть идет с тобою», тот и пусть идет с тобою; а о ком скажу тебе: «не должен идти с тобою», тот пусть и не идет.

Суд.7:5. Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить.

Суд.7:6. И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду.

Суд.7:7. И сказал Господь Гедеону: тремястами лакавших Я спасу вас и предам мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место.

Суд.7:8. И взяли они съестной запас у народа себе и трубы их, и отпустил Гедеон всех израильтян по шатрам и удержал у себя триста человек; стан же мадиамский был у него внизу в долине.

Для того чтобы израильтяне яснее видели спасительную помощь Господа, спасение Которого соединяется не с количеством, а с качеством исполнителей его, Господь повелел Гедеону произвести особый выбор воинов, имеющих идти с ним против неприятеля. После такого выбора из всего отряда 32 000 воинов с Гедеоном остались только 300 воинов, прочие же были отпущены по своим домам. При столь небольшом отряде Гедеон мог решиться на битву с многочисленным неприятелем только благодаря твердой вере в помощь Божию, почему св. ап. Павел и называет его победившим верою своею (Евр. 11:32–33).

Суд.7:9. В ту ночь сказал ему Господь: встань, сойди в стан, Я предаю его в руки твои;

Суд.7:10. если же ты боишься идти один, то пойди в стан ты и Фура, слуга твой;

Суд.7:11. и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои, и пойдешь в стан. И сошел он и Фура, слуга его, к самому полку вооруженных, которые были в стане.

Суд.7:12. мадианитяне же и амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря.

Суд.7:13. Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался.

Суд.7:14. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, израильтянина; предал Бог в руки его мадианитян и весь стан.

Суд.7:15. Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился [Господу] и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан мадиамский.

Пред вступлением в битву Гедеон со своим слугою ночью проник в Мадиамский стан, который был расположен в долине и был виден с Гелвуйских гор, где расположился отряд Гедеона. Здесь он подслушал рассуждение двух воинов о значении виденного одним из них сна, после чего вполне уверился, что Бог дарует ему победу. Народы Востока, как показывает история Иосифа, Даниила и др., вообще верили в значение сновидений.

Суд.7:16. И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники.

Суд.7:17. И сказал им: смотрите на меня и делайте то же; вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте;

Суд.7:18. когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: [меч] Господа и Гедеона!

Суд.7:19. И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины, которые были в руках их.

Суд.7:20. И затрубили все три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона!

Суд.7:21. И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство.

Суд.7:22. Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение до Бефшитты к Царере, до предела Авелмехолы, близ Табафы.

Подобно Аврааму во время его нападения на войска царей Сеннаара и Элама (ср. Быт. 14:15), Гедеон разделил свой отряд на три части и произвел нападение на стан Мадиамский во время средней стражи, т.е. в полночь, когда неприятельский стан был объят глубоким сном. Появление в лагере таинственных людей со светящимися факелами, треск разбиваемых кувшинов и крик воинов Гедеона произвели в стане мадианитян панику, и они обратились в бегство, причем избивали друг друга. Большая часть их направилась по Эздрелонской долине на юг, к местечку Бетшитта, указываемому в современной Эль-Шатта, близ потока, впадающего в воду Джалуд и далее до Авел-Мехолы (ср. 3Цар.19:16), лежавшей по Иерониму на 10 римских миль к северу от Скифополя (Бет-Сана). Местоположение упоминаемых в описании бегства мадианитян Цереры (вероятно, Цереды) и Таббаха неизвестно. История представляет несколько других примеров стратегической уловки, употребленной Гедеоном. Фалиски навели страх на римскую армию посредством людей, имевших вместо оружия факелы и змей. То же самое делали весты и фидены (Tit. Liv. XXII, 16; Sallust Jugurtha, 99).

Суд.7:23. И созваны израильтяне из колена Неффалимова, Асирова и всего колена Манассиина, и погнались за мадианитянами.

Суд.7:24. Гедеон же послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу мадианитянам и перехватите у них переправу через воду до Бефвары и Иордан. И созваны все ефремляне и перехватили переправы через воду до Бефвары и Иордан;

Суд.7:25. и поймали двух князей Мадиамских: Орива и Зива, и убили Орива в Цур-Ориве, а Зива в Иекев-Зиве и преследовали мадианитян; головы же Орива и Зива принесли к Гедеону за Иордан.

израильтяне ближайших колен, явившиеся по зову Гедеона, преследуя бежавших неприятелей, перехватили переправу чрез Иордан (Бет-Вара, или «место брода» (чрез Иордан), или, по Иерониму, «место источника» (Onom 106, 12), ср. Ин. 1:28, южнее Скифополя) и избили здесь множество мадианитян. В числе убитых оказались и князья мадиамские Орив и Зив. Это поражение мадианитян в последующей истории называлось «днем Мадиама» (Ис.9:4, 10:26; Авв.3:7, Пс.82:10, 12).


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 2: Исторические книги. - 1054 с. / Книга Судей Израилевых. 4-68 с.

Комментарии для сайта Cackle