Глава 9
1–5. Избиение сихемлянами сыновей Гедеона по проискам Авимелеха. 6. Воцарение Авимелеха. 7–20. Притча и бегство Иофама. 22–57. Время царствования Авимелеха и его погибель.
Суд.9:1. Авимелех, сын Иероваалов, пошел в Сихем к братьям матери своей и говорил им и всему племени отца матери своей, и сказал:
Суд.9:2. внушите всем жителям Сихемским: что лучше для вас, чтобы владели вами все семьдесят сынов Иеровааловых или чтобы владел один? и вспомните, что я кость ваша и плоть ваша.
Суд.9:3. Братья матери его внушили о нем все сии слова жителям Сихемским; и склонилось сердце их к Авимелеху, ибо говорили они: он брат наш.
Суд.9:4. И дали ему семьдесят сиклей серебра из дома Ваал-верифа; Авимелех нанял на оные праздных и своевольных людей, которые и пошли за ним.
Суд.9:5. И пришел он в дом отца своего в Офру и убил братьев своих, семьдесят сынов Иеровааловых, на одном камне. Остался только Иофам, младший сын Иероваалов, потому что скрылся.
Суд.9:6. И собрались все жители сихемские и весь дом Милло, и пошли и поставили царем Авимелеха у дуба, что близ Сихема.
Авимелех, прижитый Гедеоном от наложницы сихемлянки, обратился к жителям г. Сихема (современный Hаплусc) как родственным ему по матери и склонил их к избиению сыновей Гедеона, прижитых от других жен. На выданные ему сихемлянами 70 сиклей серебра (около 56 рублей) из сокровищницы, бывшего в Сихеме храма Ваал-верита (ср. Суд.8:33), он нанял негодных людей, которые и совершили гнусное убийство всех сыновей Гедеона, за исключением спасшегося Иофама. После этого сихемляне и жители Сихемской крепости («весь дом Милло») воцарили Авимелеха. Местом воцарения был стоявший у Сихема дуб, вероятно, тот самый, под которым Иисус Навин поставил памятник завета Господня (Нав. 24:26).
Суд.9:7. Когда рассказали об этом Иофаму, он пошел и стал на вершине горы Гаризима и, возвысив голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог!
Суд.9:8. Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами.
Суд.9:9. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам?
Суд.9:10. И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами.
Суд.9:11. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?
Суд.9:12. И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами.
Суд.9:13. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?
Суд.9:14. Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами.
Суд.9:15. Терновник сказал деревам: если вы поистине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские.
Суд.9:16. Итак смотрите, по истине ли и по правде ли вы поступили, поставив Авимелеха царем? И хорошо ли вы поступили с Иероваалом и домом его, и сообразно ли с его благодеяниями поступили вы?
Суд.9:17. За вас отец мой сражался, не дорожил жизнью своею и избавил вас от руки мадианитян;
Суд.9:18. а вы теперь восстали против дома отца моего, и убили семьдесят сынов отца моего на одном камне, и поставили царем над жителями сихемскими Авимелеха, сына рабыни его, потому что он брат ваш.
Суд.9:19. Если вы ныне по истине и по правде поступили с Иероваалом и домом его, то [да будет на вас благословение и] радуйтесь об Авимелехе, и он пусть радуется о вас;
Суд.9:20. если же нет, то да изыдет огонь от Авимелеха и да пожжет жителей сихемских и весь дом Милло и да изыдет огонь от жителей сихемских и от дома Милло и да пожжет Авимелеха.
Гнусный поступок сихемлян относительно потомков Гедеона и воцарение Авимелеха послужили поводом для Иофама, одного оставшегося из сыновей Гедеона, произнести к ним с вершины горы Гаризима обличительную речь в виде аполога, или приточной басни, о деревьях, избравших себе царя.
Суд.9:21. И побежал Иофам, и убежал и пошел в Беэр, и жил там, укрываясь от брата своего Авимелеха.
По произнесении аполога Иофам убежал в Веер, под которыми некоторые понимают Вирсавию (Быт.21:31), как наиболее удаленную от Сихема.
Суд.9:22. Авимелех же царствовал над Израилем три года.
Авимелех «царствовал» над Израилем в течение трех лет, но не «судил» Израиля, как прочие судии израильские.
Суд.9:23. И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители сихемские Авимелеху,
Суд.9:24. дабы таким образом совершилось мщение за семьдесят сынов Иеровааловых, и кровь их обратилась на Авимелеха, брата их, который убил их, и на жителей сихемских, которые подкрепили руки его, чтоб убить братьев своих.
Суд.9:25. Жители сихемские посадили против него в засаду людей на вершинах гор, которые грабили всякого проходящего мимо их по дороге. О сем донесено было Авимелеху.
Деспотический образ правителя Авимелеха возбудил против него самих же сихемлян, которые устроили против него засаду, о которой, впрочем, стало известно Авимелеху.
Суд.9:26. Пришел же и Гаал, сын Еведов, с братьями своими в Сихем, и ходили они по Сихему, и жители сихемские положились на него.
Суд.9:27. И вышли в поле, и собирали виноград свой, и давили в точилах, и делали праздники, ходили в дом бога своего, и ели и пили, и проклинали Авимелеха.
Суд.9:28. Гаал, сын Еведов, говорил: кто Авимелех и что Сихем, чтобы нам служить ему? Не сын ли он Иероваалов, и не Зевул ли главный начальник его? Служите лучше потомкам Еммора, отца Сихемова, а ему для чего нам служить?
Суд.9:29. Если бы кто дал народ сей в руки мои, я прогнал бы Авимелеха. И сказано было Авимелеху: умножь войско твое и выходи.
Некто Гаал, сын Еведов, в праздник собирания винограда, вероятно, в честь бога Адониса, возбудил израильтян против Авимелеха, склоняя их служить потомкам Еммора, отца Сихемова, которые еще оставались в Сихеме (ср. Быт.34:2).
Суд.9:30. Зевул, начальник города, услышал слова Гаала, сына Еведова, и воспылал гнев его.
Суд.9:31. Он хитрым образом отправляет послов к Авимелеху, чтобы сказать: вот, Гаал, сын Еведов, и братья его пришли в Сихем, и вот, они возмущают против тебя город;
Суд.9:32. итак, встань ночью, ты и народ, находящийся с тобою, и поставь засаду в поле;
Суд.9:33. поутру же, при восхождении солнца, встань рано и приступи к городу; и когда он и народ, который у него, выйдут к тебе, тогда делай с ними, что может рука твоя.
Суд.9:34. И встал ночью Авимелех и весь народ, находившийся с ним, и поставили в засаду у Сихема четыре отряда.
Суд.9:35. [Поутру] Гаал, сын Еведов, вышел и стал у ворот городских; и встал Авимелех и народ, бывший с ним, из засады.
Суд.9:36. Гаал, увидев народ, говорит Зевулу: вот, народ спускается с вершины гор. А Зевул сказал ему: тень гор тебе кажется людьми.
Суд.9:37. Гаал опять говорил и сказал: вот, народ спускается с возвышенности, и один отряд идет от дуба Меонним.
Суд.9:38. И сказал ему Зевул: где уста твои, которые говорили: «кто Авимелех, чтобы мы стали служить ему?» Это тот народ, который ты пренебрегал; выходи теперь и сразись с ним.
Суд.9:39. И пошел Гаал впереди жителей сихемских и сразился с Авимелехом.
Суд.9:40. И погнался за ним Авимелех, и побежал он от него, и много пало убитых до самых ворот города.
Суд.9:41. И остался Авимелех в Аруме, а Гаала и братьев его Зевул выгнал, чтоб они не жили в Сихеме.
Суд.9:42. На другой день вышел народ в поле, и донесли о сем Авимелеху.
Суд.9:43. Он взял свой народ и разделил его на три отряда и поставил в засаду в поле. И увидев, что народ вышел из города, восстал на них и побил их.
Суд.9:44. Между тем как Авимелех и отряды, бывшие с ним, приступили и стали у ворот городских, другие два отряда напали на всех, бывших в поле, и убивали их.
Суд.9:45. И сражался Авимелех с городом весь тот день, и взял город, и побил народ, бывший в нем, и разрушил город и засеял его солью.
Восстание сихемлян против Авимелеха, вовремя предупрежденного градоначальником Сихема Завулом, окончилось поражением сихемлян, изгнанием Гаала и братьев его и разрушением самого города, место которого было засеяно солью, т.е. как бы обращено в солончак. «Дуб Меонним» (ст. 37) – «дуб гадающих по облакам» указывает на суеверный обычай сихемлян, имевших храм Ваал-верита и, по-видимому, почитавших также Адониса (ст. 27), – гадать по движению облаков. Местечко Арума (41) было недалеко от Сихема, ныне Эль-Орма, вероятно, тождественно с Румой (4Цар. 23:36).
Суд.9:46. Услышав об этом, все бывшие в башне Сихемской ушли в башню капища Ваал-Верифа.
Суд.9:47. Авимелеху донесено, что собрались туда все бывшие в башне Сихемской.
Суд.9:48. И пошел Авимелех на гору Селмон, сам и весь народ, бывший с ним, и взял Авимелех топоры с собою и нарубил сучьев древесных, и положил на плечи свои, и сказал народу, бывшему с ним: вы видели, что я делал; скорее делайте и вы то же, что я.
Суд.9:49. И нарубил каждый из всего народа сучьев, и пошли за Авимелехом, и положили к башне, и сожгли посредством их башню огнем, и умерли все бывшие в башне Сихемской, около тысячи мужчин и женщин.
Остаток сихемлян, заключавшихся в башне Ваал-Верифа, после осады ее Авимелехом, погиб в огне вместе с башней.
Суд.9:50. Потом пошел Авимелех в Тевец и осадил Тевец и взял его.
Суд.9:51. Среди города была крепкая башня, и убежали туда все мужчины и женщины и все жители города, и заперлись и взошли на кровлю башни.
Суд.9:52. Авимелех пришел к башне и окружил ее и подошел к дверям башни, чтобы сжечь ее огнем.
Суд.9:53. Тогда одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп.
Суд.9:54. [Авимелех] тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: женщина убила его. И пронзил его отрок его, и он умер.
Суд.9:55. израильтяне, видя, что умер Авимелех, пошли каждый в свое место.
Суд.9:56. Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих.
Суд.9:57. И все злодеяния жителей сихемских обратил Бог на голову их; и постигло их проклятие Иофама, сына Иероваалова.
Во время осады города Тевеца, лежавшего к северу от Сихема, ныне Тувац, жители которого, очевидно, также участвовали в заговоре сихемлян против Авимелеха, погиб сам Авимелех от камня, брошенного сверху городской стены одной женщиной (ср. 2Цар.11:21–22).