Источник

Богословский Мих. Ив.

Богословский, Мих. Ив. – заслуж. ордин. профессор Казанской дух. академии по кафедре Св. Писания Н. Завета, доктор богословия, родом из Тамбовской губ., где получил первон. образование, после чего поступил в Каз. дух. академию, в которой окончил курс в 1870 году и утвержден в степени магистра 21 июля 1871 года. С 25 августа 1870 г. по 2 ноября 1871 г. состоял помощником библиотекаря в академии. В 1871 г., по представлении программы лекций по Св. Писанию Нового Завета и по прочтении двух пробных лекций на темы: «Искушение Иисуса Христа от диавола» и «Внутренние доказательства подлинности книги деяний апостольских», – 2 ноября избран был на должность доцента по кафедре Св. Писания Н. 3. и в 1886 г. 29 января возведен в звание экстра- ордин. профессора. В 1893 году проф. Б. представил в совет академии сочинение на степень доктора богословия под заглавием: «Детство Господа Нашего Иисуса Христа и Его Предтечи по Евангелиям Св. апостолов: Матфея и Луки – историко-экзегетическое исследование», в каковой степени был утвержден Св. Синодом 24 апреля 1895 г. и в том же году 20 декабря избран и утвержен в звании ординарного профессора.

По отзыву проф. Юнгерова, докторское сочинение г. Богословского заключает в себе апологетическое и экзегетическое исследование всех отдельных евангельских повествований о рождении и детстве Иисуса Христа, до выступления его на общественное служение, а равно и о рождении и детстве Иоанна Предтечи и о всех событиях, тесно связанных с этими событиями, а также и прологов евангелий Луки и Иоанна. В исследовании г. Богословского весь соответственный Евангельский текст подвергнут тщательному, строго-научному анализу, сопровождаемому решением всех вопросов, поднимавшихся и доселе поднимающихся, по поводу его, в экзегетической русской и иностранной литературе. Сочинение г. Богословского написано не для одного-двух десятков специалистов, строгих ценителей, критиков и судей, мужей науки, а для всего русского образованного общества. Его с охотою будет читать всякий священник, интересующийся совопросниками века сего и их совопросничеством, с запада широкой волной разливающимся по России, его с охотою будет читать и светский образованный и верующий человек, волнуемый и смущаемый теми же совопросниками. Его с любовью будет читать и всякий образованный верующий человек, не чуждаюшийся «назидательного чтения», потому что найдет в нем много назидательного и успокоительного для сердца. В настоящем своем виде это сочинение, с святоотеческим, православно-богословским, живым и сердечным пониманием Евангельских повествований, ожидает значительная распространенность (Прот. Каз. Ак., 1894 г., стр. 101–107).

Проф. Б-му принадлежит еще несколько статей, напеч. преимущественно в «Прав. Собеседнике», как: «Пролог Евангелия св. апост. Иоанна» 1:1–18 (1878 г., I, 400); «Пролог св. Евангелиста Луки 1:1–4 » (1879 г., 1, 3); «О двух гносеологиях Иисуса Христа», Мф.1:1–17 и Лк.3:23–38 (1880 г., 1, 29); «Человек беззакония; история толкования 2Фес.2:1-­12» (1885, II, 261; III, 125); «Идея царства Божия в Ветхом и Новом Завете» – речь на академическом акте (1887, III, 246); «Толкование блаженного Феофилакта на послания к Галатам, Ефесеям, Филиппийцам, Колоссянам, Солунянам, Тимофею, Титу и Филимону в русском переводе» (напечатано в приложении к журн. «Правосл. Собеседн.», за 1882–1 898 и издано отдельно) и др.

В проток. Академ. помещены еще рецензии на следующие сочинения: 1) Каменского «Изображение Мессии по Псалтири» (1878, стр. 155–159); 2) М. Троицкого «Послание св. апостола Павла к Тимофею и Титу» (1884, стр. 108–111); 3) Некрасова «Чтение греческого текста святых Евангелий» (1889, стр. 303–­319); Кошуриннова «Экзегетический анализ послания св. ап. Павла к Филиппийцам» (Проток. 1891 г., стр. 264). Наконец по поручению начальства проф. Б. составлял рецензии на сочинения: в 1889 году на сочинение Некрасова «Чтение греческого текста св. Евангелий», представленное на соискание премии митрополита Макария (Проток. 1889 г., стр. 303–319); в 1890 г. написал отзыв о сочинении протоиерея Михаила Хераскова: «Обозрение посланий Апостольских и Апокалипсиса», для представления в Св. Синод. В 1894 году редактировал магистерское сочинение священника Я. Галохова: «О послании св. апостола Павла к Галатам»; в 1897 году, по поручению учебного комитета при Св. Синоде, составил отзыв о сочинении преподавателя Харьк. семинарии К. Сильченкова «Прощальная беседа Спасителя с учениками», Харьков, 1895 г.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle