Источник

Бельгия

Бельгия – с 1830 г. независимое королевство, обнимающее страну, первоначальное население которой состояло из смеси кельтов и германцев. К последним принадлежали белги, батавы и фризы. Во время великого переселения народов белги и батавы были покорены франками, а фризы долго еще оставались независимыми. Они были обращены в христианство известными миссионерами, как франки – Аманд, впоследствии епископ Траентский (ум. 679), и Элигий, (сначала золотых дел мастер, а с 641 года епископ Турнайский), ирландец Ливин (ум. 656) и англичане – Вигберт, Виллиброрд (ум. 709) и Бонифаций (ум. 755). Выдающимися пунктами в истории церкви до реформации были: блистательная роль, которую б. рыцари играли во время первых крестовых походов; происхождение таких сект, как беггарды и бегуинки, лолларды, братья общинной жизни, и выступление таких лиц, как Рюисбрекк и Эразм. Первый признак открытой симпатии Лютеру обнаружился в Августинском монастыре в Антверпене, но приняты были самые крутые меры: настоятель его, Иаков Шпренк, был увезен в качестве узника в Брюссель, в 1521 г., и принужден был к отречению; в 1522 г. весь монастырь был уничтожен, и в 1523 г. двое из его монахов, Генри Воес и Жан Эш, были сожжены в Брюсселе. Но, несмотря на самые жестокие эдикты – вормский 1521, маленесский, 1526, брюссельский 1529 и 1531, и др., – которыми запрещались ввоз и продажа протестантских сочинений, причем протестантские проповедники подвергались строгому преследованию и проч., реформация продолжала распространяться, особенно среди низших и средних классов. Маргарита Савойская не была фанатичной католичкой, а Марию Венгерскую даже прямо подозревали в благосклонности к реформатскому движению. Однако крайности анабаптистов, а также крайности «братьев свободного духа» повредили протестантскому делу, даже в глазах его сторонников, и послужили оправданием для правительства к принятию более решительных мер к подавлению протестантизма. По постановлению от 20 апреля 1550 г., Карл V ввел в этих провинциях испанскую инквизицию, и население встретило эту меру столь единодушным и решительным протестом, что самое название этого учреждения пришлось изменить, инквизиция была все-таки установлена и приведена в действие Филиппом II. Тем не менее, протестантизм распространился и было издано (в 1562 г). Бельгийское исповедание, отправлено Филиппу II (в 1563), и принято собором Антверпенском (в 1566). В 1567 г. прибыл герцог Альба, ввел самые крутые меры, ответом на которые было открытое восстание. Преемнику Альбы, Александру Пармскому, однако удалось, по Аррасскому договору (17 мая 1579 г.), отделить южные провинции от северных и примирить их с Испанией, и с этого времени Бельгия сделалась сценой самой ярой римско-католической реакции. Когда Иосиф II издал свой эдикт о веротерпимости (13 октября 1781), весь народ, возбуждаемый иезуитами и духовенством, восстал против него и угрожала опять разразиться революция, но на этот раз против религиозной свободы, а не за нее. Затем в 1815 г., южные и северные провинции были соединены в одно королевство. И если опять впоследствии Б. отделилась от Голландии, то главная причина этого было различие их вероисповеданий. Римские католики Бельгии, опасаясь соприкосновения с протестантской Голландией, прибегали ко всевозможным козням, от самых коварных интриг в королевских кабинетах до самой грубой игры на страстях уличной толпы, чтобы только добиться отделения. Особенно усердно работал в этом отношении епископ Гентский, так, что он был обвинен в измене и, приговоренный к смерти, бежал во Францию. Число монастырей, однако, постоянно возрастало. Тогда правительство (1825) закрыло семинарии, изгнало иезуитов и основало в Лувене государ. коллегию, которую должны были посещать все, желающие быть священниками. Но эти крутые меры заставили ультрамонтанов соединиться с радикалами, и вместе с ними они произвели в 1830 году революцию, последствием которой было отпадение Бельгии от Голландии.

По переписи 1846 г., последней, которая принимала различие по вероисповеданиям, там было из 4.337,196 жителей только 10,323 не-католика; с этого времени население возросло до 5 1/2 млн., но пропорция между различными вероисповеданиями не изменилась: во всей стране насчитывается не более 15,000 протестантов и 3,000 евреев. Во главе римско-католической церкви стоит архиеп. Мехельнский, и рядом с ним пять епископов, – в Льеже, Намуре, Турнае, Генте и Брюсселе. Но архиепископ является только административным центром. Епископы состоят непосредственно под ведением папы, и власть их очень велика. Они имеют право делать все церковные назначения в своих диоцезах, и все – чиновники ad nutum amavibiles. Р.-кат. церковь имеет шесть богосл. семинарий и богосл. факультет в университете Лувенском; в трех других университетах, – Гентском, Льежском и Брюссельском нет богословских факультетов. Протестанты организованы в десять приходов, с 14-ю пасторами, и управляются синодом, который собирается ежегодно. По конституции 1830 г., церковь вполне независима от государства. Всякое вероисповедание имеет право публичного совершения богослужения, но народное образование, до недавнего времени, находилось вполне под контролем римско-катол. духовенства, иезуитов и других орденов, которые все числили в себе (1880 г.) более 25,000 членов. Ввиду этого, эмансипация школы в течение нескольких лет была жгучим вопросом бельгийской политики, причиной частых министерских кризисов и уличных беспорядков. После низвержения в 1878 г. ультрамонтанского министерства Малу, во главе правительства стал либерал, Фрер-Орбан, который секуляризировал школу, отнял у духовенства влияние на нее и предоставил религиозное образование только церкви и семье. Тогда собравшиеся в Мехельне епископы порешили открывать во всех приходах свободные церковные школы под угрозой отказа в отпущении грехов тем родителям, которые будут посылать своих детей в государственные школы. Правительство обратилось с жалобой к папе Льву XIII, но осталось недовольно последним, так как он, внешне выражая свое неодобрение решению епископов, втайне поощрял их к продолжению оппозиции, и поэтому правительство порвало (1880 г.) дипломатические сношения с Ватиканом. Впоследствии, однако, власть опять перешла к ультрамонтанам и отношения были вновь улажены. Протестантский король (1830–65 Леопольд I, а с того времени Леопольд II) по конституции не имеет никакого касательства к этим делам.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle