Источник

Изъяснение псалма 72-го.

«Окончишася песни Давида, сына Иессеева, псалом Асафу». И прежде говорили уже мы, что Асафа иные называли писателем псалмов, а иные певцем и наставником лика певцев; другие же утвеждали, что и сии псалмы изрек Давид, а Асаф написал. Но как угодно кому, так пусть и принимает сие. Ибо никакого вреда не произойдет от сего принимающим так или иначе. А мы, при озарении благодати, объясним смысл сего псалма. Народ, отведенный пленным в Вавилон, погружен был во многия всякаго рода бедствия. Видя же, что Вавилоняне, живя в злочестии и беззаконии, пользуются благоденствием и великим благополучием, а сами они находятся в затруднении и злострадании, Иудеи обратили мысли на Божественный промысл, размышляя и разсуждая, почему злочестивые во всем нимало не испытывают чего-либо скорбнаго, а наслаждаются всяким счастием, носясь попутным ветром. Благодать Всесвятаго Духа, провидя сие издалека, и устрояя служащее на пользу, как пленникам в Вавилоне, так и всем людям, начертала псалом сей, и помыслы их ясно изображая, и предлагая решение на их вопросы. Посему учение псалма пригодно для всех тех, которые так разсуждают, или говорят подобно пленникам в Вавилоне; предлагается же оно в таком виде, как будто бы возвратившиеся из плена пересказывают свои бывшия недоумения о промысле Божием.

Пс.72:1. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

«Коль благ Бог Израилев». Речение: «коль" употребил Пророк не сравнительно, но показывая преизбыток благости; сказует же, что великую попечительность прилагает Бог и об Израили.

«Правым сердцем». Но знают это не все, а только водящиеся правыми и здравыми помыслами. Так, похвалив правых сердцем, объявляет о буре собственных своих помыслов.

Пс.72:2. А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои.

«Мои же вмале не подвижастеся нозе». Не многаго недоставало к тому, чтобы совратиться мне с пути своего.

«Вмале не пролияшася стопы моя». А Симмах перевел так: «едва не сокрушилось то, что подкрепляло меня», то есть, был я в опасности отказаться от здравых и поддерживающих меня помыслов, и подвергнуться величайшему поползновению; сие выражает слово: «пролияшася», как бы пролились, распались, утекли. Ногами же и стопами иносказательно называет Пророк помыслы. Потом излагает и причину.

Пс.72:3. Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых.

«Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря». Как огнем меня жгло, когда видел, что живущие злочестиво и беззаконно пребывают в мире и великом счастии.

Пс.72:4. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их.

«Яко несть восклонения в смерти их». Акила перевел так: «нет страданий в смерти их». А Симмах: «не помышляли о смерти своей», то есть испытуемые в опасностях не отрекались от себя самих. Слово же: «восклонение» (ἀνάνευσις) означает отречение; ибо, намереваясь отречься от чего-либо, обыкновенно восклоняем голову.

«И утверждения в ране их», то есть, не надолго приближается к ним скорбное.

Пс.72:5. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.

«В трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран». Все дела у них текут благоуспешно, не несут они ни трудов, ни бедствий, ни наказаний, подобно другим людям.

Пс.72:6. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

«Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим». Отсего вдались они в кичливость и надмение и, не страшась наказаний за прежние грехи, увлеклись в большее беззаконие. Словом: «одеяшася" Пророк изобразил множество неправды, как бы отвсюду их окружающей.

Пс.72:7. выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

Пс.72:8. над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;

Пс.72:9. поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

«Изыдет яко из тука неправда их». Тук, как говорили мы неоднократно, означает благосостояние и благополучие. Посему, говорит Пророк, пребывая в таком благоденствии, со всею небоязненностию отваживаются делать неправду.

«Преидоша в любовь сердца их».

«Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша»:

«Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли». Недовольно для них делать неправду людям, но словами и помыслами, как стрелами, стараются поражать и самое небо. Дает же сим разуметь Пророк хулы на Бога, злословие о народе Божием и поругания божественнаго храма. Но яснее выразил сие в псалме сорок первом: «быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой» (Пс.41:4).

Пс.72:10. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею.

«Сего ради обратятся людие Мои семо: и дние исполнени обрящутся в них». Пророческое слово, утешая предающихся малодушию, предложило сие нам, как изреченное Богом всяческих. Между тем как они произносили хулы на Бога, и подвергали нас злостраданиям, Бог всяческих дал о нас благое определение, обещая нам возвращение и по естеству определенную жизнь. Из сего явствует, что псалом приличен возвратившимся уже из плена и пересказывающим о том, что было в Вавилоне. Ибо сказано: «сего ради обратятся людие Мои семо», то есть, в Иудею. Поэтому живущие в Иудеи говорят «семо", что вовсе не прилично было бы сказать пребывающим в Вавилоне. Днями же исполненными Пророк назвал старость, разумея, что возвратятся и будут жить до старости. Таким образом, указав на Божие обетование, снова возвращается к повествованию о хуле Вавилонян и о смущении помыслов.

Пс.72:11. И говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»

«И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в Вышнем?» Симмах перевел яснее: «сказали же: как познал Бог? Есть ли познание у Вышняго?» То есть, Бог обетовал это, они же разсуждали сами с собой, что Бог и не смотрит, и не видит того, что происходит. Потом, показав этим нечестие их, объявляет собственные свои помыслы.

Пс.72:12. И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.

«Се, сии грешницы и гобзующии в век удержаша богатство». Живя в беззаконии, наслаждаются обильно благами, и пользуются непревратным благополучием. Слово: «в век" Пророк употребляет относительно к настоящей жизни, потому что и жизнь человеческую не редко называет веком; так говорит: «век наш в просвещение лица Твоего» (Пс.89:8).

Пс.72:13. И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,

«И рех: еда убо всуе оправдих сердце мое». А я, видя, что они пиршествуют и тщеславятся богатством, размышлял: не безполезно же стяжание правды.

«И умых в неповинных руце мои». Потому нашел для себя выгоду, пребывая вдали от живущих в лукавстве. Ибо выражение: «умых в неповинных», значит: сохранил себя неповинным, и не приобщился к злым.

Пс.72:14. и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

«И бых язвен весь день, и обличение мое на утрених». Позаботившись о правде и избегнув общения с пороком, каждый день подвергаюсь оскорблениям и поруганиям.

Пс.72:15. Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

«Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих преступил еси». Оставив другие помыслы, размышлял я сам с собою о следующем: ужели Бог нарушил заветы Свои с нами? Ибо «преступил еси» (ὴσυντέθεικας) сказано вместо: ужели нарушил Ты постановленные заветы? Сынами же называют себя самих; потому что так именует их Бог: «Сын Мой первенец Израиль» (Исх. 4, 22): «сыны родих и возвысих» (Ис. 1, 2).

Пс.72:16. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,

Пс.72:17. доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

«И непщевах разумети: сие труд есть предо мною»,

«Дондеже вниду во святило Божие: и разумею в последняя их». Но оставив другие помыслы, разсудил я, что в наказание за прегрешения Бог предал меня на труды и бедствия. Впрочем я возвращусь, узрю освященный храм Его, увижу злой их конец. Потом предварительно научается сему Божественною благодатию.

Пс.72:18. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

Пс.72:19. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Пс.72:20. Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

«Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася».

«Како Быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое».

«Яко соние востающих». Все сие сбылось с Вавилонянами при Кире, потому что Вавилонян пленив поработил, а Иудеям даровал возвращение. Справедливо же Пророк благоденствие их уподобил сну, потому что явление настоящей жизни ничем не отлично от сновидения. И сие не трудно усмотреть на самих Вавилонянах. Ибо незадолго прежде кичившиеся и тщеславившиеся, как обладатели целой вселенной, внезапно утратили владычество и впали в крайнее рабство.

«Господи, во граде Твоем образ их уничижиши». Образ имеет цветность на время. Посему владычество Вавилонян Пророк уподобляет образу, сохраняющемуся малое время. Говорит же: «уничижиши» его, наказав за злочестие во граде Твоем.

Пс.72:21. Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,

«Яко разжжеся сердце мое».

Так разсуждал я, как огнем разжигаемый их беззаконием. Пророк возвращается к сказанному в начале: «возревновах на беззаконныя», и что́ там назвал ревностию, то здесь называет разжжением сердца.

«И утробы моя изменишася». Утробами, как говорил я многократно, именует Пророк помыслы. Имея благочестивые помыслы, едва не совратился я, говорит он, по причине их кичливости.

Пс.72:22. тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.

Пс.72:23. Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;

Пс.72:24. Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.

«И аз уничижен, и не разумех». Симмах выразил сие яснее: «был я неискусен и не сведущ». Недостатку же сему подвергся по неведению, не зная судов Твоих.

«Скотен бых у тебе».

«И аз выну с Тобою». Но не подвергнусь более сему, и не соглашусь входить в какия-либо разыскания и любопытствовать о том, что́ домостроительствуется Твоею премудростию; напротив того, подобно вьючному животному, буду следовать за Твоими мановениями. Ибо в таком случае не лишусь Твоего о мне промышления. Как вьючное животное следует за ведущим, не любопытствуя, куда его ведут: так и я буду следовать, направляемый Твоею благодатию, не входя в изследования о Твоем промысле.

«Удержал еси руку десную мою»:

«И советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси». Отсюда начинается речь о возвращении из плена, а именно: как снисходительный отец, нашедши заблудшаго сына, и взяв его за правую руку, вводит в дом, так и Ты возвратил меня в отечественную землю, освободив от рабства, дав удобство – пройти странами многих народов, соделав меня знаменитым и славным.

Пс.72:25. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

«Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли?» Акила перевел яснее: «Кто у меня на небе? С Тобою и на земле не пожелал я никого». Речь вопросительная и имеет такой смысл: есть у меня надежда на небе. И ожидал, и ожидаю, что будешь благоволить ко мне на небе и на земле, потому что на небе не имею иного какого-либо Бога и попечителя, кроме Тебя, на земле никого не сравню с Тобою; но и на небе и на земле Тебя признаю Богом, и с любовию предаюсь Твоему владычеству.

Пс.72:26. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

«Исчезе сердце мое и плоть моя». Посему-то и желаю, и жажду Тебя и душею и телом, и ожидаю Твоей помощи. «Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век». Ты – мой удел, мое наследие и наслаждение благами.

Пс.72:27. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

«Яко се, удаляющии себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе». Сами себя соделывающие далекими от Твоей попечительности и избравшие служить идолам, плодом отступничества будут иметь погибель. Ибо любодеянием называет здесь Пророк идолослужение. Так говорит Бог и чрез Иеремию: «поидоша на всяку гору высоку, и под всяко древо листвяно, соблудиша тамо. И рекох: повнегда прелюбодействовати ей во всех сих, ко Мне обратися, и не обратися» (Иер. 3, 6–7); и еще: «и соблудила есть с древом и с каменем» (Иер.3:9); то есть, оставив Меня – жениха, послужила богам не существующим. Посему и здесь служение идолам назвал Пророк любодеянием. Но сказал сие не о Вавилонянах, а о тех, которые за нечестие соделались пленниками. Ибо они, имев женихом Бога, любодействовали, возлюбив рабство демонам. Но, научившись опытом целомудрию, взывают:

Пс.72:28. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].

«Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое». Испытав на самом деле, не отлучен буду от спасшаго Бога, и утвержусь упованием на Него.

«Возвестити ми вся хвалы Твоя, во вратех дщере Сиони». За сие упование улучил я возвращение, и поведаю чудеса Твои в Иерусалиме. Ибо город наименовал Пророк дщерию Сиона. Как человеков называет сынами человеческими, так и Сион именует дщерию Сиона. Город же имел два именования; потому что он же в божественном Писании называется и Сионом и Иерусалимом.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle