Источник

Глава 8

Ам.8:1–2. Сице показа ми Господь: и се сосуде птицеловца. И рече ко мне: что ты видиши Амосе? и рех: сосуд птицеловца. И рече Господь ко мне: приспе конец на люди Моя Израиля, не приложу к сему, еже мимоити его.

Видение сие означает, что скоро Израиль соделается добычею врагов. Ибо как птицы удобно уловляются силком; так народ уловлен будет Ассириянами.

Ам.8:3. И восплачутся стропове храма в той день, глаголет Господь: мнози падшии во всем месте, навергу молчание.

Не буду более оказывать долготерпения, но в исполнение приведу предречения. Огонь вражеский коснется и храма Моего. Словами же: «восплачутся стропове храма» выразил плач умерщвляемых внутри храма и треск горящих деревьев. И cие: «мнози падшии во всем месте, навергу молчание» значит, что будет великое множество умерщвленных, и наступит великое молчание и безмолвие в городах, на путях и в селах по недостатку обитателей.

Ам.8:4–6. Слышите убо сия, сокрушающии из утра убогаго и насильствующии нищих от земли, глаголющии: когда прейдет месяц, и продамы, и [когда прейдут] субботы, и отверзем сокровища наша, еже сотворити меру малу, и увеличити мерило, и сотворити вес неправеден, яко да притяжем убогия сребром и нищаго за сапоги, и от всякаго жита куплю сотворим?

Посему обратите на это внимание вы, которые утесняете живущих в убожестве и нищете, высчитываете новомесячия и субботы, собираете беззаконные прибытки, употребляете неправильные весы и меры, разными способами порабощаете себе низших, и обогащаетесь всяким родом купли.

Ам.8:7–8. Кленется Господь на презорство Иаковле, аще забудет в конец вся дела ваша: и о сих не возмятется ли земля, и восплачется всяк живый на ней? и взыдет яко река скончание, и снидет якоже pекa египетская.

Презорством называет обиды, какие с надменностию делали бедным. Сказал же Пророк: «кленется Господь», показывая нелживость изрекаемаго. Не буду уже, говорит Бог, как бы некоему забвению предавать беззакония ваши, но всю землю, так сказать, подвигну на вас. Взявшие вас в плен отведут в рабство, оставив землю вашу в запустении. Ибо сие дал разуметь, сказав: «снидет якоже река египетская». Тогда томящимся в бедствиях покажется, что солнце среди дня преложилось во тьму.

Ам.8:10–11. И превращу праздники в жалость, и тени в плач, и возложу на всяк хребет вретище и на всяку главу плешь, и положу его яко жалость любимаго и сущыя с ним яко день болезни. Се, дние грядут, глаголетъ Господь, и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня:

Все будут иметь печальный вид, остригши благолепие волос и надевши на себя вретище, и уподобятся оплакивающим смерть единородного сына. А сверх сего нашлю глад и скудость, не плодов и воды, не пророчества и божественного учения. Будут скитаться, подобно водам устремляясь туда и сюда, блуждая с места на место, «ищуще словесе Господня» (Ам.8:12), и не получать желаемого. Но и величающияся ныне своим убранством девы, и воспитанные с ними юноши, томимые жаждою, преданы будут смерти.

Ам.8:14. Кленущиеся очищением самарийским

И показывая, какое это очищение, немедленно присовокупил:

Жив Бог Твой, Дане, и жив Бог твой, Вирcaвиe.

Дан и Вирсавия были пределами земли Израильской. В Дане Иеровоам первый поставил требища; а Вирсавия есть клятвенный кладезь, о котором говорил Пророк и выше; и там покланялись идолам.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Амоса. 345-384 с.

Комментарии для сайта Cackle