Источник

Псалом 3

Псалом Давиду, когда он бежал от Авессалома, сына своего

Надписание этого псалма ясно, особенно для людей, знакомых с книгами Царств (2Цар. 12:14). Он приличествует не Давиду только одному, а и всякому подвергающемуся нападениям от врагов, видимых или невидимых.

Пс.3:2. Господи, что ся умножиша стужающии ми?

Тяжело скорбя, что подвергся такому злоумышлению со стороны своих домашних и друзей, и устремляя мысли к единому Богу, пророк спрашивает: из-за чего с каждым днем все более и более увеличивается число его врагов(их именно назвал он «стужающими»), которые целыми толпами присоединяются к отцеубийце Авессалому, – какая тому причина, когда сам он (т.е. пророк) не причинил ни одному из них никакой обиды? Этими словами намекается также и на злоумышления демонов против нас.

Пс.3:2. Мнози востают на мя

Это сказано для пояснения – выражения: «умножишася»

Пс.3:3. Мнози глаголют души моей; несть спасения ему в Бозе его

Многие, говорит, из тех, которые возмутились против меня, ободряя один другого, разглашают о моей душе, то есть обо мне самом, следующее: если я столь легко мог быть обращен в бегство, то это значит, что я оставлен Богом за свои грехи. Или: говорят так многие из тех, то есть, которые видят эти мои бедствия. «В Бозе его»; иначе говоря: в том Боге, на Которого он (пророк) всегда надеялся.

Пс.3:4. Ты же, Господи, заступник мой еси

Пусть, говорит, разглашают они обо мне, что хотят; но Ты все таки остаешься заступником всех находящихся в искушениях, а особенно тех из них, которые оказываются достойными твоего заступления.

Пс.3:4. Слава моя, и возносяй главу мою

Иные полагают для себя славу в знатном происхождении (например), или в счастии, или же в богатстве, или наконец еще в чем-нибудь подобном; а я на Тебя единого уповаю и единым Тобою возношусь. Ибо Ты прославишь меня, будучи моим помощником, и поднимешь вверх мою голову, некогда победоносную, и теперь склоненную под тяжестию бедствий.

Пс.3:5. Гласом моим ко Господу воззвах и услыша мя от горы святыя своея

Едва только, говорит, я воззвал чувственно, (т.е. устами), или мысленно, – тотчас же и услышал меня Бог; ибо Господь близок ко всем, призывающим Его. Горою святою пророк называет Сион, где, как веровали, обитает Бог и где беседует Он с людьми достойными сего. Но под святою горою можно также разуметь небо, которое и мы называем жилищем Божиим.

Пс.3:6. Аз уснух

Сраженный страшною тяжестию скорбей, я, говорит, совершенно упал духом и ничего не предпринимал (подобно спящему).

Пс.3:6. И спах

Долго, говорит, находился в таком состоянии.

Пс.3:6. Востах, яко Господь заступит мя

Но предузнав, как пророк, что Ты поможешь мне, я тотчас же, говорит, возбудил упавший дух мой. Некоторые толковники утверждают, что это сказано пророком « (уснух, спах, востах)» о его воскресении, вместо того, чтобы употребить выражения: я засну, будучи мертвым, и стану спать долго, при чем тело мое будет оставаться в бездействии; но по прошествии извеетного периода времени я пробужусь, или то есть тогда, когда Христос сошедши в ад воскресит содержимых там, или же когда воскресит Он всех умерших в конце времен.

Пс.3:7.Не убоюся от тем людей окрест нападающих на мя.

«Не убоюся», – говорит, – именно уповая на Твое заступление. «Нападающими» называет пророк нападающих на него самого, то есть соучастников Авессалома (смысл исторический), или же демонов (смысл переносный). В отношении к демонам нападение их «окрест» так и надо понимать: ибо они делают свои нападения и спереди, когда то есть стараются поселить в нас надежду на счастливый исход (наших начинаний), и сзади, когда напоминанием о прежних наших погрешностях стараются осквернять нашу душу; нападают они далее справа, когда содействуя нам в добрых делах, вместе с тем возбуждают в нас тщеславие; нападают слева, когда явно стараются склонить нас ко греху.

Пс.3:8.Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой

Представляя долготерпение Божие как бы некоторым сном, пророк говорит: «воскресни», вместо того, чтобы сказать: подвигнись на врагов. Или быть может пророк предсказывает в этом месте воскресение Спасителя из мертвых, призывая его ко спасению людей, коих пророк изображает здесь в своем лице (спаси мя).

Пс.3:8.Яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе

Предвидя наперед пророческими очами погибель своих врагов, пророк уже воздает благодарность Богу и исповедует дарованную Им милость.

Пс.3:8.Зубы грешников сокрушил еси

Под «зубами» очевидно разумеется сила; выражение это метафорически заимствовано от зверей, у которых сила именно сосредоточивается в зубах. «Грешниками» же пророк называет всех врагов своих, которые очевидно погрешали, потому что вели войну против него напрасно, по одной только злобе.

Пс.3:9.Господне есть спасение

Это также благодарственное восклицание, которое означает, что спас его Господь, а не другой кто-либо.

Пс.3:9.И на людех Твоих благословение Твое

И низошло, говорит, благословение твое на народ твой, или на тех, которые вместе со мною терпят нападения от многих врагов, – или же вообще на целое мое царство, или наконец на народ состоящий из верующих во Христа. Под «благословением» должно разуметь мир и благодеяния Божии, как следствие благословения Божия. Вследствие чего как самый этот народ прославил Бога, так и всякий другой, кто только видел, какую помощь получил пророк от Господа.


Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.

Комментарии для сайта Cackle